Культура
ГОСПОДИН КАРМЕН И ГОСПОДИН ХОСЕ
19 май
В прошлом году "АХЕ" получил премию "Новация" на фестивале "Золотая маска" за другой свой спектакль, Sine loco. Увидеть "ахейцев" на родине, в Петербурге, удается нечасто - они больше выступают в Европе. Над новеллой Проспера Мериме они работали в Швейцарии. Новая работа должна была стать кукольным спектаклем, но в конце концов в качестве Кармен и Хосе на сцену вышли создатели театра Павел Семченко и Максим Исаев.
Оба они художники, работать как группа "АХЕ" начали с 1989 года, а в театральном формате - примерно с 1996-го. Кроме театра, они занимаются перформансами, снимают кино. Себя в театре считают "операторами" и "в силу своего незнания или плохого понимания законов настоящего театра, но, восхищаясь его Знаками, с охотой подменяют: драматургию - логическим развитием образов и ситуаций, репетиции - самозомбированием, а психологическую игру - зависимостью от элементарных физических законов". Своим инструментом "ахейцы" называют "трансформацию Объектов, Света и Звука" и считают, что "безупречность процесса - уже результат". Спектакль "Господин Кармен" снова доказал, что эти законы, придуманные "АХЕ" для самих себя, работают: зрители расходятся, потрясенные алхимией сценического действа.
Как оказалось, для того чтобы сыграть Страсть, финалом которой может быть только смерть, не нужна жгучая цыганская красотка. Пусть Кармен - это бородатый рыжеволосый мужчина в мешковатой юбке и широкополой шляпе. Не нужны и разговоры. В спектакле только два слова, два имени, два знака - Хосе и Кармен, два полюса этой вселенской страсти, сила взаимного притяжения которых равна силе их отталкивания. Но и эти слова не будут произнесены.
"АХЕ" для того, чтобы показать на сцене знаменитую историю любви, было нужно одновременно очень мало и бесконечно много. В основу своей истории они положили поединок мужского и женского начал. Ринг огорожен веревочкой, по которой - круг за кругом, в течение всего спектакля - движутся фигурки мужчины и женщины. Они идут по одной и той же траектории, но им никак не удается приблизиться друг к другу. Сражающиеся по очереди выходят на середину ринга и наносят удары в самое сердце противника - в его имя. Хосе пишет имя Carmen кровью на перебинтованном теле. Краской на транспаранте. Зажав цветок ногой - на бумаге. Мокрой тряпкой на полу. Огоньком сигареты в темноте. Кармен пишет имя Jose гвоздями на доске. Кремом. Кофейной гущей. Светом. Тысячью разных способов (самонаименование "инженерный театр" подтверждается изощренностью изобретений). Все это совершается с клокочущей страстностью, градус которой уже ближе к ненависти, чем к любви.
От кукольного спектакля остался лиричный эпизод, когда актеры берут в руки по паре маленьких кукольных ног, мужских в сапогах и женских в туфельках, и показывают встречу героев. Она роняет цветок, он бросает ей кольцо, и вот они уже неразлучны, а плоть и кровь их едина. Это, пожалуй, единственный сентиментальный момент спектакля "Господин Кармен". Ведь настоящая страсть жестока и яростна, в ней нет места для сантиментов, а исход у этого вечного поединка один, и он известен заранее.
Вновь увидеть "АХЕ" на сцене можно будет в конце мая - в рамках фестиваля "Театральный остров" - и в середине июня, опять в Музее Достоевского.
Надежда ДЕМКИНА
Оба они художники, работать как группа "АХЕ" начали с 1989 года, а в театральном формате - примерно с 1996-го. Кроме театра, они занимаются перформансами, снимают кино. Себя в театре считают "операторами" и "в силу своего незнания или плохого понимания законов настоящего театра, но, восхищаясь его Знаками, с охотой подменяют: драматургию - логическим развитием образов и ситуаций, репетиции - самозомбированием, а психологическую игру - зависимостью от элементарных физических законов". Своим инструментом "ахейцы" называют "трансформацию Объектов, Света и Звука" и считают, что "безупречность процесса - уже результат". Спектакль "Господин Кармен" снова доказал, что эти законы, придуманные "АХЕ" для самих себя, работают: зрители расходятся, потрясенные алхимией сценического действа.
Как оказалось, для того чтобы сыграть Страсть, финалом которой может быть только смерть, не нужна жгучая цыганская красотка. Пусть Кармен - это бородатый рыжеволосый мужчина в мешковатой юбке и широкополой шляпе. Не нужны и разговоры. В спектакле только два слова, два имени, два знака - Хосе и Кармен, два полюса этой вселенской страсти, сила взаимного притяжения которых равна силе их отталкивания. Но и эти слова не будут произнесены.
"АХЕ" для того, чтобы показать на сцене знаменитую историю любви, было нужно одновременно очень мало и бесконечно много. В основу своей истории они положили поединок мужского и женского начал. Ринг огорожен веревочкой, по которой - круг за кругом, в течение всего спектакля - движутся фигурки мужчины и женщины. Они идут по одной и той же траектории, но им никак не удается приблизиться друг к другу. Сражающиеся по очереди выходят на середину ринга и наносят удары в самое сердце противника - в его имя. Хосе пишет имя Carmen кровью на перебинтованном теле. Краской на транспаранте. Зажав цветок ногой - на бумаге. Мокрой тряпкой на полу. Огоньком сигареты в темноте. Кармен пишет имя Jose гвоздями на доске. Кремом. Кофейной гущей. Светом. Тысячью разных способов (самонаименование "инженерный театр" подтверждается изощренностью изобретений). Все это совершается с клокочущей страстностью, градус которой уже ближе к ненависти, чем к любви.
От кукольного спектакля остался лиричный эпизод, когда актеры берут в руки по паре маленьких кукольных ног, мужских в сапогах и женских в туфельках, и показывают встречу героев. Она роняет цветок, он бросает ей кольцо, и вот они уже неразлучны, а плоть и кровь их едина. Это, пожалуй, единственный сентиментальный момент спектакля "Господин Кармен". Ведь настоящая страсть жестока и яростна, в ней нет места для сантиментов, а исход у этого вечного поединка один, и он известен заранее.
Вновь увидеть "АХЕ" на сцене можно будет в конце мая - в рамках фестиваля "Театральный остров" - и в середине июня, опять в Музее Достоевского.
Надежда ДЕМКИНА