Культура
ТАЙНА, К СЧАСТЬЮ, ОСТАЕТСЯ
19 май
В первой главе автор, музыкальный критик Надежда Маркарян очерчивает круг проблем руководства оркестром. А далее три десятка крупных дирижеров, беседуя с ней, стремятся в этих проблемах разобраться.
Многие из маэстро вспоминают фразу, некогда брошенную Римским-Корсаковым: "Дирижирование - дело темное". ХХ век, век компьютеров, век, как справедливо утверждает Н. Маркарян, самого яркого за все времена расцвета дирижерского искусства, конечно же, постарался это дело прояснить. Кстати, немало в указанном направлении было осуществлено в городе на Неве. Создатель легендарной дирижерской школы Илья Александрович Мусин стремился сделать прихотливый, запутанный язык жестов ясным и абсолютно функциональным. Старейший петербургский дирижер и видный ученый Георгий Львович Ержемский написал несколько книг о психологии дирижирования.
Большинство дирижеров сходится в том, что с Караяном и Мравинским ушла в прошлое эпоха дирижеров-диктаторов, - некоторые, признавая этот факт, с трудом сдерживают ностальгию. "Две вещи, - с печальной иронией говорил незадолго до своей кончины Евгений Светланов, - укорачивают жизнь современным дирижерам: стрессы и демократия - ложно понятая, изменившая иерархию отношений оркестрантов и дирижера". На страницах книги высказывается мнение, что дирижерский "абсолютизм" был так или иначе связан со временем авторитарных режимов и ныне уступает место иному типу отношений между членами оркестра и его главой.
Весьма полное единство выказывают дирижеры в вопросе о модной ныне аутентичной интерпретации, о таком исполнении музыки далекого прошлого на старинных инструментах, которое в максимальной степени воспроизводило бы ее звучание в пору, когда она была создана. Все относятся к аутентизму с почтением. Но опасаются, как бы концертный зал не превратился в музей. "Надо понимать, - считает Жан-Клод Казадезюс, - что классические композиторы - Бах, Моцарт, Бетховен - всегда писали для будущего. В свое время они не могли воплотить то, что они слышали, потому что инструменты с технической точки зрения были еще несовершенны".
Читатели найдут в книге немало любопытного и поучительного о ритме, о темпе. "Я не даю темпу повторяться более, чем три секунды, - признается Валерий Гергиев. - Я стараюсь вносить в музыку дыхание живого существа, потому что даже цветы дышат". О качестве звука. На этот счет Юрий Темирканов высказывает мнение, отдающее мистикой: "У хорошего человека всегда, на чем бы он ни играл, очень красивый звук. А у плохого человека - у него никогда инструмент не звучит. Кстати, это не только инструменталистов касается - певцов тоже. А спросите меня почему, - не знаю".
Тайна пока не раскрыта. Пожалеть об этом? Нет - порадоваться! Если бы тайна исчезла, нам оставалось бы слушать некие идеальные записи, а развитие исполнительского искусства на этом бы завершилось...
Михаил БЯЛИК
Многие из маэстро вспоминают фразу, некогда брошенную Римским-Корсаковым: "Дирижирование - дело темное". ХХ век, век компьютеров, век, как справедливо утверждает Н. Маркарян, самого яркого за все времена расцвета дирижерского искусства, конечно же, постарался это дело прояснить. Кстати, немало в указанном направлении было осуществлено в городе на Неве. Создатель легендарной дирижерской школы Илья Александрович Мусин стремился сделать прихотливый, запутанный язык жестов ясным и абсолютно функциональным. Старейший петербургский дирижер и видный ученый Георгий Львович Ержемский написал несколько книг о психологии дирижирования.
Большинство дирижеров сходится в том, что с Караяном и Мравинским ушла в прошлое эпоха дирижеров-диктаторов, - некоторые, признавая этот факт, с трудом сдерживают ностальгию. "Две вещи, - с печальной иронией говорил незадолго до своей кончины Евгений Светланов, - укорачивают жизнь современным дирижерам: стрессы и демократия - ложно понятая, изменившая иерархию отношений оркестрантов и дирижера". На страницах книги высказывается мнение, что дирижерский "абсолютизм" был так или иначе связан со временем авторитарных режимов и ныне уступает место иному типу отношений между членами оркестра и его главой.
Весьма полное единство выказывают дирижеры в вопросе о модной ныне аутентичной интерпретации, о таком исполнении музыки далекого прошлого на старинных инструментах, которое в максимальной степени воспроизводило бы ее звучание в пору, когда она была создана. Все относятся к аутентизму с почтением. Но опасаются, как бы концертный зал не превратился в музей. "Надо понимать, - считает Жан-Клод Казадезюс, - что классические композиторы - Бах, Моцарт, Бетховен - всегда писали для будущего. В свое время они не могли воплотить то, что они слышали, потому что инструменты с технической точки зрения были еще несовершенны".
Читатели найдут в книге немало любопытного и поучительного о ритме, о темпе. "Я не даю темпу повторяться более, чем три секунды, - признается Валерий Гергиев. - Я стараюсь вносить в музыку дыхание живого существа, потому что даже цветы дышат". О качестве звука. На этот счет Юрий Темирканов высказывает мнение, отдающее мистикой: "У хорошего человека всегда, на чем бы он ни играл, очень красивый звук. А у плохого человека - у него никогда инструмент не звучит. Кстати, это не только инструменталистов касается - певцов тоже. А спросите меня почему, - не знаю".
Тайна пока не раскрыта. Пожалеть об этом? Нет - порадоваться! Если бы тайна исчезла, нам оставалось бы слушать некие идеальные записи, а развитие исполнительского искусства на этом бы завершилось...
Михаил БЯЛИК