Культура
ОДИН В ПОЛЕ - ВОИН!
21 май
Тем не менее сегодня "Пилот" - это пример того, как без назойливой раскрутки, без всемогущего телевидения и участия маститых продюсеров петербургская группа обрела все приметы нормальной славы - с поклонниками по всей стране в желто-черной "пилотовской" атрибутике, с нетерпеливым ожиданием публикой новых альбомов, с участием в крупных концертах рядом с матерыми волками русского рока. Впрочем, часто к числу этих "волков" критика уже относит и Черта. В последние годы слова "концерт Пилота в Питере" означали "аншлаг".
Начиная с дебютного диска "Войны" (группа создана в 1997 году, альбом вышел в 1998), привлекла какая-то честная, "с душой", интонация, выверенность музыки и текста. Альбомы "Жывой концерррт", "Наше небо", "Джоконда", "Времена года"... "Большой" попыткой Ильи Черта сформулировать свое видение мира стал альбом "Сказка о Прыгуне и Скользящем", в который включена целая история про Лабиринт, Игру и семь существ, посланных туда с целью объединить в одно, единое - "Скользящее". После "Сказки..." появились еще две повести Ильи - "Тори" и "Проводник" (первая вышла в сборнике "Желтый Дом", посвященном творчеству поклонников группы, вторая - недавно, вместе с синглом к новому альбому). У них один посыл: мир не всегда такой, каким кажется, и ставится вопрос о возможности личности влиять на него...
Солист и автор большинства песен группы Илья Черт в прошлом году выпустил и сольный альбом "Детство", посвященный своей юности, которая была далеко не "розовой", типичной для большинства жителей "рабочих окраин".
Новый альбом "Пилота", "Рыба, Крот и Свинья", презентация которого прошла в Лужниках 25 апреля, в лучших традициях одного из девизов группы - "никому не давать спокойно жить" - обрушился на наше (и не только) общество. И это получилось тоже как-то по-новому искренне.
- Москва новый альбом "вживую" уже услышала. Когда же очередь дойдет до Питера?
- Осенью. Предположительно - 18 сентября, хотя точно пока ничего не известно.
- А почему так поздно?
- До этого времени в городе просто нет концертных площадок для нас. Да и мы не особенно хотим "втискиваться" в и без того полное расписание.
- На концерте в Лужниках аншлага не получилось...
- Мы и не планировали собрать стадион. Пришло как раз столько народу, сколько и было рассчитано. У нас столько же поклонников, сколько у "Ночных снайперов", и зал был заполнен так же.
- Но людей в черно-желтых цветах сейчас можно встретить везде, чем "Ночные..." похвастаться не могут.
- Просто у них нет таких опознавательных знаков. Если бы фанаты "НС" носили бы, к примеру, какие-нибудь цветные тюбетейки, то эти тюбетейки тоже везде мелькали бы.
- Кстати, об опознавательных знаках. И на концерте в Лужниках, и на фестивале в Петергофе можно было заметить множество девушек, одетых "под Люську" (символ "Пилота", рожица с бантиками. - Прим. ред.). Некоторые из них даже лицо раскрашивают под нее. А у Люськи-то рот зашит... ("Молчание - золото", - смеется Илья.) То есть люди примеряют на себя этот образ.
- Это первая ступень познания. Понимаешь, это как с буддизмом. Человек, который открыл эту философию для себя недавно, первым делом наденет отличительные знаки, комнату свою оформит в этом стиле. Ну, или фанаты "Зенита" - они тоже раскрашивают свои лица в сине-бело-голубые цвета. Так же и те, кто "Пилот" слушают. Идешь ты по улице и видишь человека, идущего навстречу, в черно-желтой, нашей символике. И сразу понимаешь, что он "свой". Ничего больше.
- "Сказка о Прыгуне и Скользящем", повести "Тори" и "Проводник" - они рисуют определенную, хотя и странную, картину мира. Как он относится к реальности?
- Они еще не рисуют, а скорее, дают наброски того мира, который у меня в голове. Вот представь себе: ты никогда не видел апельсина, и я тебе о нем рассказываю. Сегодня я скажу тебе: "Он оранжевый". Хорошо. А завтра: "Он кислый". - "Но как же так, он ведь оранжевый?.." А послезавтра я добавлю, что он круглый. Что он пупырчатый. Что он целый и что он поделен на дольки. Пока ты не увидишь его своими глазами, ты не поймешь. А если вкратце, все можно описать тремя словами: "Все есть один". Все едино. Весь мир, который вокруг нас, внутри нас, есть одно целое.
- Скользящий?..
- Да. Впрочем, можно назвать как угодно. Кроме него, не существует ничего другого, потому что все является его частью.
- В "Сказке..." говорится о том, что человек может изменить мир, изменяя себя. Это называется свойством Отражения. В более раннем альбоме, "Жывой концерррт", звучат строки "мое место - это коврик в углу и чья-то кость на полу". В "Дороге в Рай" из "Джоконды" есть "...в мире, где все, что ты можешь сделать сам, - сгинуть!". А в новом альбоме в нескольких песнях повторяется, что "ты сам можешь сделать из мира сказку". Что-то изменилось за это время?
- Нет. Это тоже проблема взгляда - как в той истории с апельсином. Дело вот в чем. Есть такая поговорка: "Один в поле не воин". Я с ней согласен. Если человек одинок, если в нем нет Бога - то он действительно беззащитен. И тогда так и получается, что "все, что ты можешь сделать сам, - сгинуть". Ну а если Бог внутри есть... то это же такой союзник, против которого мало кто попрет. А с такой помощью действительно все возможно, и один в поле еще какой воин!
- Вы известны, у группы есть армия поклонников, но за исключением "Рока" ваши песни давно не появлялись в радио-ротации, а про клипы я уже и не говорю. Не обидно?
- Не нужно, чтобы песни "Пилота" звучали из каждого утюга. Потому что если так будет, то они станут избитыми, банальными. Нет, они останутся верными, но их смысл уже никто не будет замечать. Это как сейчас все говорят: "Воровать нехорошо". Правильно? Да. Но говорят это так часто, что никто уже не слушает. Подойдет к вору человек и скажет: "Воровать нехорошо!" - а вор ему ответит: "Ты банален!" И останется вором.
...А мне больше всего жаль, что нет денег на то, чтобы снимать клипы на наши песни так, как мне бы хотелось их снять. Их не взяли бы ни на одну станцию, потому что неформат, но мы бы распространяли их на видеокассетах (как делаем и сейчас), на сайт бы выкладывали, чтобы их могли увидеть наши люди. Увы, такой возможности пока нет.
- По поводу песни "Рок", которая недавно заняла первое место в одном из национальных хит-парадов, тут же начались споры. Звучат мнения о том, что песня похожа...
- На "Алису", так? Открою тебе маленький секрет. Когда я работал над песней, я активно слушал, можно даже сказать, фанател от группы Faith No More. И "Рок" получился похожим на песню "From out of nowhere" с альбома "The real thing" 1989 года. Как, впрочем, и "Аэробика" Кинчева, с которой часто сравнивают наш "Рок". На самом деле музыка в "Роке" - это именно Faith No More с измененной тональностью. И вообще, если искать похожее в песнях, можно прийти к выводу, что все музыканты - плагиаторы. Потому что все на все похоже, отовсюду берутся цитаты...
- В соответствии с одноименной песней Египет, Израиль, Россия, Америка - это все "неродина". А где же Родина?
- Наша единственная родина - Царствие Небесное. "Ты лети, как вольная птица, на синее небо домой" - это еще в одной песне с нового альбома. Глупо полагать, что человек на земле - хозяин. Мы тут все гости, а государства, народы, языки, границы - это же детские игры в песочнице. Разделили детишки песок на части и играются. "Это мой кусочек". - "Нет, это мой кусочек!" Даже если дело в пустыне будет - все равно, если кто ступит на чужой "кусочек", начнется кулачный бой. А песка-то вокруг море! Все войны - такая же игра, только играют в нее взрослые и насмерть. Защищать надо только свою небесную Родину, Бога в себе - а не флажки и прочерченные ботинком границы.
- На фоне остальных песен "Рыбы, Крота и Свиньи" выделяется своей безнадежностью "Шнурок". Он скорее похож на раннее - на "Войну", "Жывой...". О чем она?
- Пожалуй, это самое правильное слово - "безнадежная". Эта песня родилась, когда я увидел ветеранов войны, просящих деньги на улице. Мы им жизнью обязаны, мы все... а им за это - латунную медаль и полное забвение. Они служили государству, как верные псы. "Пес" здесь - это не ругательство, это - наоборот: ты же сам знаешь наверняка, какими преданными бывают собаки. А "шнурок с потолка" - это же петля...
- У вас есть постоянная тема - безумие. Песни "Сумасшедший", "Желтый Дом" с альбома "Война", книжка с творчеством поклонников тоже названа "Желтый Дом", осенью прошлого года вы сыграли концерт в психиатрической клинике "Крестов"...
- Сумасшествие... это отдельный и долгий разговор. В психиатрических больницах часто сидят не только те, у кого проблемы с мозгом на физическом уровне. Там есть и те, кто просто "потерялся", выбился за рамки. Кому нужна скорее духовная, а не медицинская помощь. А у нас такими случаями занимаются психиатры. Которые, по идее, должны лечить именно расстройства физической природы - болезнь Дауна или еще что... хотя ведь и там не вылечишь.
Вот начинается война. А человек смотрит на это, на губах его кривая, грустная - но ухмылка. Все думают: "Сумасшедший. Ну чего здесь веселого?" А он просто понял, что война - великая глупость. Или человек, который босиком под дождь вышел, - сразу "тронутый". Может, он просто радуется дождю!..
Некоторым людям просто тесно в этой "загородке", построенной миром. И обществу приходится называть их сумасшедшими, потому что иначе они бы завидовали, боялись и ненавидели таких людей. Общество строит этот загон, прячется в него, как овцы, и думает, что так им будет меньше грозить опасность от "волков". Вот только волки-то как раз попадают внутрь, да и охотиться им там легче - всегда проще поймать жертву в охваченном паникой стаде, чем догнать где-нибудь в лесу одинокую, сильную и хитрую овцу. А если копать совсем глубоко - то нормальных людей вообще нет. Вот если у тебя есть знакомый, про которого ты можешь сказать: "Он такой же, как я". Похож до последней детали всем своим поведением. А если бы можно было заглянуть в его мозг, увидеть мир его глазами - ты бы застрелился от того, насколько он отличается от твоего. А что уж говорить о незнакомых людях...
Вот мы смотрим на одну тарелку. Она красная? Да. А ты уверен, что она красная? Просто мы все в детстве так договорились, что этот цвет называется красным. А что ты видишь, я не знаю. Может быть, ты видишь ее черной, а я - белой. У нас не может быть одинакового зрения, если даже цвет глаз разный. То же самое и с остальными пятью чувствами.
- А мат в песнях может стать универсальным обозначением чувств, раз другие слова приблизительны?
- Я против мата в песнях. И не потому, что это аморально, а потому, что глупо. Мат... это такой "низкий язык". Первобытные люди тоже ведь пользовались коротким примитивным языком, в котором одно слово означало множество вещей. Голубой, синий, ультрамариновый, фиолетовый - все для них обозначалось, к примеру, как "синий". Так же и с матом - есть пара десятков слов, которые могут обозначать что угодно - в зависимости от интонации. Я же считаю, что это просто глупо. В некоторых песнях у меня были такие слова - для усиления эмоциональной окраски. Но мы стараемся эти песни не играть на концертах, постепенно вычеркиваем их из расписания и когда-нибудь вычеркнем совсем.
- Вопрос из разряда "Ваши творческие планы". Уже есть мысли по поводу нового альбома?
- Когда он будет, не знаю, - нам бы до завтра дожить (смеется). Он точно будет более спокойным, чем два предыдущих, - хватит уже "рубить". Еще я пишу свой второй сольный альбом - правда, когда он будет готов, тоже не могу сказать. А написанных песен у нас даже на два альбома хватит. Я постоянно предупреждаю ребят: запасайтесь для меня книжками в дорогу! Как только мне становится нечего читать в поезде, я начинаю писать песни. Если так дело пойдет, мы в них просто утонем!..
Дмитрий СЛУГИН
Начиная с дебютного диска "Войны" (группа создана в 1997 году, альбом вышел в 1998), привлекла какая-то честная, "с душой", интонация, выверенность музыки и текста. Альбомы "Жывой концерррт", "Наше небо", "Джоконда", "Времена года"... "Большой" попыткой Ильи Черта сформулировать свое видение мира стал альбом "Сказка о Прыгуне и Скользящем", в который включена целая история про Лабиринт, Игру и семь существ, посланных туда с целью объединить в одно, единое - "Скользящее". После "Сказки..." появились еще две повести Ильи - "Тори" и "Проводник" (первая вышла в сборнике "Желтый Дом", посвященном творчеству поклонников группы, вторая - недавно, вместе с синглом к новому альбому). У них один посыл: мир не всегда такой, каким кажется, и ставится вопрос о возможности личности влиять на него...
Солист и автор большинства песен группы Илья Черт в прошлом году выпустил и сольный альбом "Детство", посвященный своей юности, которая была далеко не "розовой", типичной для большинства жителей "рабочих окраин".
Новый альбом "Пилота", "Рыба, Крот и Свинья", презентация которого прошла в Лужниках 25 апреля, в лучших традициях одного из девизов группы - "никому не давать спокойно жить" - обрушился на наше (и не только) общество. И это получилось тоже как-то по-новому искренне.
- Москва новый альбом "вживую" уже услышала. Когда же очередь дойдет до Питера?
- Осенью. Предположительно - 18 сентября, хотя точно пока ничего не известно.
- А почему так поздно?
- До этого времени в городе просто нет концертных площадок для нас. Да и мы не особенно хотим "втискиваться" в и без того полное расписание.
- На концерте в Лужниках аншлага не получилось...
- Мы и не планировали собрать стадион. Пришло как раз столько народу, сколько и было рассчитано. У нас столько же поклонников, сколько у "Ночных снайперов", и зал был заполнен так же.
- Но людей в черно-желтых цветах сейчас можно встретить везде, чем "Ночные..." похвастаться не могут.
- Просто у них нет таких опознавательных знаков. Если бы фанаты "НС" носили бы, к примеру, какие-нибудь цветные тюбетейки, то эти тюбетейки тоже везде мелькали бы.
- Кстати, об опознавательных знаках. И на концерте в Лужниках, и на фестивале в Петергофе можно было заметить множество девушек, одетых "под Люську" (символ "Пилота", рожица с бантиками. - Прим. ред.). Некоторые из них даже лицо раскрашивают под нее. А у Люськи-то рот зашит... ("Молчание - золото", - смеется Илья.) То есть люди примеряют на себя этот образ.
- Это первая ступень познания. Понимаешь, это как с буддизмом. Человек, который открыл эту философию для себя недавно, первым делом наденет отличительные знаки, комнату свою оформит в этом стиле. Ну, или фанаты "Зенита" - они тоже раскрашивают свои лица в сине-бело-голубые цвета. Так же и те, кто "Пилот" слушают. Идешь ты по улице и видишь человека, идущего навстречу, в черно-желтой, нашей символике. И сразу понимаешь, что он "свой". Ничего больше.
- "Сказка о Прыгуне и Скользящем", повести "Тори" и "Проводник" - они рисуют определенную, хотя и странную, картину мира. Как он относится к реальности?
- Они еще не рисуют, а скорее, дают наброски того мира, который у меня в голове. Вот представь себе: ты никогда не видел апельсина, и я тебе о нем рассказываю. Сегодня я скажу тебе: "Он оранжевый". Хорошо. А завтра: "Он кислый". - "Но как же так, он ведь оранжевый?.." А послезавтра я добавлю, что он круглый. Что он пупырчатый. Что он целый и что он поделен на дольки. Пока ты не увидишь его своими глазами, ты не поймешь. А если вкратце, все можно описать тремя словами: "Все есть один". Все едино. Весь мир, который вокруг нас, внутри нас, есть одно целое.
- Скользящий?..
- Да. Впрочем, можно назвать как угодно. Кроме него, не существует ничего другого, потому что все является его частью.
- В "Сказке..." говорится о том, что человек может изменить мир, изменяя себя. Это называется свойством Отражения. В более раннем альбоме, "Жывой концерррт", звучат строки "мое место - это коврик в углу и чья-то кость на полу". В "Дороге в Рай" из "Джоконды" есть "...в мире, где все, что ты можешь сделать сам, - сгинуть!". А в новом альбоме в нескольких песнях повторяется, что "ты сам можешь сделать из мира сказку". Что-то изменилось за это время?
- Нет. Это тоже проблема взгляда - как в той истории с апельсином. Дело вот в чем. Есть такая поговорка: "Один в поле не воин". Я с ней согласен. Если человек одинок, если в нем нет Бога - то он действительно беззащитен. И тогда так и получается, что "все, что ты можешь сделать сам, - сгинуть". Ну а если Бог внутри есть... то это же такой союзник, против которого мало кто попрет. А с такой помощью действительно все возможно, и один в поле еще какой воин!
- Вы известны, у группы есть армия поклонников, но за исключением "Рока" ваши песни давно не появлялись в радио-ротации, а про клипы я уже и не говорю. Не обидно?
- Не нужно, чтобы песни "Пилота" звучали из каждого утюга. Потому что если так будет, то они станут избитыми, банальными. Нет, они останутся верными, но их смысл уже никто не будет замечать. Это как сейчас все говорят: "Воровать нехорошо". Правильно? Да. Но говорят это так часто, что никто уже не слушает. Подойдет к вору человек и скажет: "Воровать нехорошо!" - а вор ему ответит: "Ты банален!" И останется вором.
...А мне больше всего жаль, что нет денег на то, чтобы снимать клипы на наши песни так, как мне бы хотелось их снять. Их не взяли бы ни на одну станцию, потому что неформат, но мы бы распространяли их на видеокассетах (как делаем и сейчас), на сайт бы выкладывали, чтобы их могли увидеть наши люди. Увы, такой возможности пока нет.
- По поводу песни "Рок", которая недавно заняла первое место в одном из национальных хит-парадов, тут же начались споры. Звучат мнения о том, что песня похожа...
- На "Алису", так? Открою тебе маленький секрет. Когда я работал над песней, я активно слушал, можно даже сказать, фанател от группы Faith No More. И "Рок" получился похожим на песню "From out of nowhere" с альбома "The real thing" 1989 года. Как, впрочем, и "Аэробика" Кинчева, с которой часто сравнивают наш "Рок". На самом деле музыка в "Роке" - это именно Faith No More с измененной тональностью. И вообще, если искать похожее в песнях, можно прийти к выводу, что все музыканты - плагиаторы. Потому что все на все похоже, отовсюду берутся цитаты...
- В соответствии с одноименной песней Египет, Израиль, Россия, Америка - это все "неродина". А где же Родина?
- Наша единственная родина - Царствие Небесное. "Ты лети, как вольная птица, на синее небо домой" - это еще в одной песне с нового альбома. Глупо полагать, что человек на земле - хозяин. Мы тут все гости, а государства, народы, языки, границы - это же детские игры в песочнице. Разделили детишки песок на части и играются. "Это мой кусочек". - "Нет, это мой кусочек!" Даже если дело в пустыне будет - все равно, если кто ступит на чужой "кусочек", начнется кулачный бой. А песка-то вокруг море! Все войны - такая же игра, только играют в нее взрослые и насмерть. Защищать надо только свою небесную Родину, Бога в себе - а не флажки и прочерченные ботинком границы.
- На фоне остальных песен "Рыбы, Крота и Свиньи" выделяется своей безнадежностью "Шнурок". Он скорее похож на раннее - на "Войну", "Жывой...". О чем она?
- Пожалуй, это самое правильное слово - "безнадежная". Эта песня родилась, когда я увидел ветеранов войны, просящих деньги на улице. Мы им жизнью обязаны, мы все... а им за это - латунную медаль и полное забвение. Они служили государству, как верные псы. "Пес" здесь - это не ругательство, это - наоборот: ты же сам знаешь наверняка, какими преданными бывают собаки. А "шнурок с потолка" - это же петля...
- У вас есть постоянная тема - безумие. Песни "Сумасшедший", "Желтый Дом" с альбома "Война", книжка с творчеством поклонников тоже названа "Желтый Дом", осенью прошлого года вы сыграли концерт в психиатрической клинике "Крестов"...
- Сумасшествие... это отдельный и долгий разговор. В психиатрических больницах часто сидят не только те, у кого проблемы с мозгом на физическом уровне. Там есть и те, кто просто "потерялся", выбился за рамки. Кому нужна скорее духовная, а не медицинская помощь. А у нас такими случаями занимаются психиатры. Которые, по идее, должны лечить именно расстройства физической природы - болезнь Дауна или еще что... хотя ведь и там не вылечишь.
Вот начинается война. А человек смотрит на это, на губах его кривая, грустная - но ухмылка. Все думают: "Сумасшедший. Ну чего здесь веселого?" А он просто понял, что война - великая глупость. Или человек, который босиком под дождь вышел, - сразу "тронутый". Может, он просто радуется дождю!..
Некоторым людям просто тесно в этой "загородке", построенной миром. И обществу приходится называть их сумасшедшими, потому что иначе они бы завидовали, боялись и ненавидели таких людей. Общество строит этот загон, прячется в него, как овцы, и думает, что так им будет меньше грозить опасность от "волков". Вот только волки-то как раз попадают внутрь, да и охотиться им там легче - всегда проще поймать жертву в охваченном паникой стаде, чем догнать где-нибудь в лесу одинокую, сильную и хитрую овцу. А если копать совсем глубоко - то нормальных людей вообще нет. Вот если у тебя есть знакомый, про которого ты можешь сказать: "Он такой же, как я". Похож до последней детали всем своим поведением. А если бы можно было заглянуть в его мозг, увидеть мир его глазами - ты бы застрелился от того, насколько он отличается от твоего. А что уж говорить о незнакомых людях...
Вот мы смотрим на одну тарелку. Она красная? Да. А ты уверен, что она красная? Просто мы все в детстве так договорились, что этот цвет называется красным. А что ты видишь, я не знаю. Может быть, ты видишь ее черной, а я - белой. У нас не может быть одинакового зрения, если даже цвет глаз разный. То же самое и с остальными пятью чувствами.
- А мат в песнях может стать универсальным обозначением чувств, раз другие слова приблизительны?
- Я против мата в песнях. И не потому, что это аморально, а потому, что глупо. Мат... это такой "низкий язык". Первобытные люди тоже ведь пользовались коротким примитивным языком, в котором одно слово означало множество вещей. Голубой, синий, ультрамариновый, фиолетовый - все для них обозначалось, к примеру, как "синий". Так же и с матом - есть пара десятков слов, которые могут обозначать что угодно - в зависимости от интонации. Я же считаю, что это просто глупо. В некоторых песнях у меня были такие слова - для усиления эмоциональной окраски. Но мы стараемся эти песни не играть на концертах, постепенно вычеркиваем их из расписания и когда-нибудь вычеркнем совсем.
- Вопрос из разряда "Ваши творческие планы". Уже есть мысли по поводу нового альбома?
- Когда он будет, не знаю, - нам бы до завтра дожить (смеется). Он точно будет более спокойным, чем два предыдущих, - хватит уже "рубить". Еще я пишу свой второй сольный альбом - правда, когда он будет готов, тоже не могу сказать. А написанных песен у нас даже на два альбома хватит. Я постоянно предупреждаю ребят: запасайтесь для меня книжками в дорогу! Как только мне становится нечего читать в поезде, я начинаю писать песни. Если так дело пойдет, мы в них просто утонем!..
Дмитрий СЛУГИН