Культура
ВСАДНИК ОСТАЛСЯ МЕДНЫМ
21 май
Внутренний двор Музея связи, под стеклянным потолком которого подвешен настоящий спутник, как нельзя лучше подходил к теме спектакля, действие которого разворачивается в 3003 году на Сатурне. Когда зрителей впустили в зал, действие уже началось: в мешанине толстых оранжевых проводов, среди деревянных деталей непонятного назначения и мигающих экранов сосредоточенно двигались люди в белых лабораторных халатах, переливали жидкости из скляночки в колбочки, заглядывали в деревянные приборы, переставляли ящички - словом, работали под треск и завывание непонятной аппаратуры. В 3003 году действует Конституция пушкинистов, отмечается день торжественного наводнения 1824 года, а новый год отсчитывается с 6 июня, дня рождения Пушкина. Болдинская конфедерация дала денег ученым на проведение грандиозного эксперимента: с помощью сильного генератора-возбудителя оживить "Медного всадника" и добыть из него капли человечности.
Спектакль временами напоминает советский фильм о молодых ученых: серьезностью сложных действий, которыми заняты экспериментаторы, их не вполне понятными (в том числе из-за плохой слышимости) перепалками на профессиональные темы, обилием научных терминов. Все действие нацелено на то, чтобы очень постепенно подвести зрителя к моменту кульминации: безмолвное начало, долгие разговоры, процесс подготовки, наконец, сам эксперимент, когда подключенные к генератору актеры переживают агонию возбуждения, неудача, еще одна попытка и...
В том-то и дело, что за этим "и" ничего не следует. Когда вожделенные капли получены, ничего не происходит: маленькая фигурка "медного всадника" остается на своем постаменте в центре лаборатории, актер, одетый в сюртук по моде пушкинской эпохи, продолжает молчать, как и молчал весь спектакль, ученые расходятся каждый по своим делам, унося бутылочки с каплями человечности. Финала как будто бы и нет, все остроумные и интересные задумки как бы повисают в воздухе, и зритель остается в недоумении: ради чего были потрачены эти полтора часа, ради чего эти хрипы, стоны, декламация стихов, пот на лицах? Эксперимент в конце концов удается, но зрители ожидаемого саспенса не переживают и, утомленные, расходятся, так и не получив свою дозу человечности.
Надежда ДЕМКИНА
Спектакль временами напоминает советский фильм о молодых ученых: серьезностью сложных действий, которыми заняты экспериментаторы, их не вполне понятными (в том числе из-за плохой слышимости) перепалками на профессиональные темы, обилием научных терминов. Все действие нацелено на то, чтобы очень постепенно подвести зрителя к моменту кульминации: безмолвное начало, долгие разговоры, процесс подготовки, наконец, сам эксперимент, когда подключенные к генератору актеры переживают агонию возбуждения, неудача, еще одна попытка и...
В том-то и дело, что за этим "и" ничего не следует. Когда вожделенные капли получены, ничего не происходит: маленькая фигурка "медного всадника" остается на своем постаменте в центре лаборатории, актер, одетый в сюртук по моде пушкинской эпохи, продолжает молчать, как и молчал весь спектакль, ученые расходятся каждый по своим делам, унося бутылочки с каплями человечности. Финала как будто бы и нет, все остроумные и интересные задумки как бы повисают в воздухе, и зритель остается в недоумении: ради чего были потрачены эти полтора часа, ради чего эти хрипы, стоны, декламация стихов, пот на лицах? Эксперимент в конце концов удается, но зрители ожидаемого саспенса не переживают и, утомленные, расходятся, так и не получив свою дозу человечности.
Надежда ДЕМКИНА