Культура
СОЮЗ ВЕЛИКОГО ФЛАМАНДЦА, КОЛЛЕКЦИОНЕРА И ЭРМИТАЖА
22 май
В мировой музейной практике принято в постоянную экспозицию включать произведения искусства, находящиеся в частных коллекциях. Это могут быть залы или отдельные шедевры. Например, в Национальной Лондонской галерее демонстрируется картина Рубенса "Избиение младенцев" из частного собрания.
Вот и у нас впервые в эрмитажном зале фламандского искусства XVII столетия на постоянной экспозиции представлены две работы великого живописца, принадлежащие московскому коллекционеру Владимиру Логвиненко. Это "кабинетные", так они называются из-за скромного размера, картины "Союз Земли и Воды" и "Поклонение пастухов". Теперь в Эрмитаже можно увидеть два "Союза" и два "Поклонения" кисти великого фламандца и учеников его школы. Особенность этого жеста заключается в том, что картины будут находиться в одном пространстве, давая возможность наблюдательным посетителям и просвещенным ученым, долго и неторопливо всматриваясь, сравнивать полотна эрмитажного Рубенса и его "кабинетные" варианты.
Прежде чем попасть на стены эрмитажного зала, каждое полотно прошло научную технологическую экспертизу специалистов музея. Искусствоведы еще долго будут спорить о доле участия учеников и мастеров школы великого живописца и степень причастности кисти самого Рубенса. Хорошо известно, что повторения прежних композиций Рубенс, как правило, поручал своим помощникам. Сам творец лишь "проходил кистью" по полотну, над которым работали его ученики.
"Кабинетный" вариант "Союза Земли и Воды" выполнен, видимо, для конкретного заказчика, который пожелал значительно уменьшить размеры картины, чтобы, вставив в массивную раму, поместить ее над камином. В настоящее время большая часть известных живописных повторений этой композиции по своим размерам либо близка к эрмитажному оригиналу, либо превосходит его. Кроме того, Рубенс, выполняя частный заказ для кабинета, всегда отдавал предпочтение дереву перед холстом. Произведение, написанное на дубовой доске, отличается гладкой фактурой поверхности. А белый грунт, нанесенный на хорошо отшлифованное дерево, оптически усиливает яркость и чистоту наложенных поверх него слоев краски. Такая техника объясняет цветовую интенсивность красок "кабинетного" варианта по сравнению с эрмитажным. Поэтому зрителю может показаться, что картины отличаются друг от друга, как любовный роман классика литературы от истории флирта в "глянцевом" журнале.
"Поклонение пастухов" - камерная картина с жанровыми мотивами евангельского сюжета. Сравнивать два полотна затруднительно, так как эрмитажный эскиз написан в широкой энергичной манере, а "кабинетный" вариант исполнен тонкой кистью, мелкими мазками. Характер исполнения профессиональный, но не отвечающий уровню мастерства художника, заставляет предположить, что картина была только начата Рубенсом, а завершена одним из его учеников. Такая практика работы среди живописцев той эпохи была популярна. Но, как утверждают специалисты, порой можно определить, кому из учеников, которые стали знаменитыми, принадлежит та или иная работа.
Эрмитаж дал возможность для увлекательных споров и рассуждений о проблеме авторских прав и этики соавторства. Но стало очевидно, что не следует меценатам и коллекционерам страшиться предоставлять свои сокровища для демонстрации в музейных залах. Почин Третьякова, Юсупова и других известных собирателей возрождается и в наши дни благодаря состоятельным российским предпринимателям, но составляет пока исключение.
"Музей и коллекционер вступают сегодня в конструктивное взаимодействие: с одной стороны, широкая публика имеет возможность познакомиться с картинами из частного собрания, с другой стороны, произведения искусств вводятся в научный оборот благодаря применению всего спектра методов экспертизы, доступных только лишь крупному современному музею", - говорит Владимир Алексеевич Логвиненко. Начав шесть лет назад собирать коллекцию древнерусского искусства, он уже имеет опыт демонстрации шедевров своего собрания в Третьяковской галерее, где сейчас находится икона Дионисия. А уже в сентябре в этом московском музее открывается целый зал икон из коллекции Логвиненко.
"В кругу коллекционеров известно, что в частных и корпоративных собраниях находятся выдающиеся памятники искусства и культуры, неизвестные публике", - рассказывает предприниматель. Ситуация, по его словам, не соответствует и даже противоречит замыслу творцов этих сокровищ и культурным потребностям современного общества. "Отдельные примеры пожертвования средств для музейных фондов имеют, в лучшем случае, моральную основу, так как действующее налоговое законодательство пока не нашло отражения в принятии закона о меценатстве, - продолжает коллекционер. - Закон позволит снизить налоговое бремя меценатов, дав возможность пополнения музейных собраний". Первый шаг к этому уже сделан: благодаря Департаменту по сохранению культурных ценностей МК РФ отменены таможенные пошлины на ввоз произведений искусств.
Людмила ВОЛКОВА
Вот и у нас впервые в эрмитажном зале фламандского искусства XVII столетия на постоянной экспозиции представлены две работы великого живописца, принадлежащие московскому коллекционеру Владимиру Логвиненко. Это "кабинетные", так они называются из-за скромного размера, картины "Союз Земли и Воды" и "Поклонение пастухов". Теперь в Эрмитаже можно увидеть два "Союза" и два "Поклонения" кисти великого фламандца и учеников его школы. Особенность этого жеста заключается в том, что картины будут находиться в одном пространстве, давая возможность наблюдательным посетителям и просвещенным ученым, долго и неторопливо всматриваясь, сравнивать полотна эрмитажного Рубенса и его "кабинетные" варианты.
Прежде чем попасть на стены эрмитажного зала, каждое полотно прошло научную технологическую экспертизу специалистов музея. Искусствоведы еще долго будут спорить о доле участия учеников и мастеров школы великого живописца и степень причастности кисти самого Рубенса. Хорошо известно, что повторения прежних композиций Рубенс, как правило, поручал своим помощникам. Сам творец лишь "проходил кистью" по полотну, над которым работали его ученики.
"Кабинетный" вариант "Союза Земли и Воды" выполнен, видимо, для конкретного заказчика, который пожелал значительно уменьшить размеры картины, чтобы, вставив в массивную раму, поместить ее над камином. В настоящее время большая часть известных живописных повторений этой композиции по своим размерам либо близка к эрмитажному оригиналу, либо превосходит его. Кроме того, Рубенс, выполняя частный заказ для кабинета, всегда отдавал предпочтение дереву перед холстом. Произведение, написанное на дубовой доске, отличается гладкой фактурой поверхности. А белый грунт, нанесенный на хорошо отшлифованное дерево, оптически усиливает яркость и чистоту наложенных поверх него слоев краски. Такая техника объясняет цветовую интенсивность красок "кабинетного" варианта по сравнению с эрмитажным. Поэтому зрителю может показаться, что картины отличаются друг от друга, как любовный роман классика литературы от истории флирта в "глянцевом" журнале.
"Поклонение пастухов" - камерная картина с жанровыми мотивами евангельского сюжета. Сравнивать два полотна затруднительно, так как эрмитажный эскиз написан в широкой энергичной манере, а "кабинетный" вариант исполнен тонкой кистью, мелкими мазками. Характер исполнения профессиональный, но не отвечающий уровню мастерства художника, заставляет предположить, что картина была только начата Рубенсом, а завершена одним из его учеников. Такая практика работы среди живописцев той эпохи была популярна. Но, как утверждают специалисты, порой можно определить, кому из учеников, которые стали знаменитыми, принадлежит та или иная работа.
Эрмитаж дал возможность для увлекательных споров и рассуждений о проблеме авторских прав и этики соавторства. Но стало очевидно, что не следует меценатам и коллекционерам страшиться предоставлять свои сокровища для демонстрации в музейных залах. Почин Третьякова, Юсупова и других известных собирателей возрождается и в наши дни благодаря состоятельным российским предпринимателям, но составляет пока исключение.
"Музей и коллекционер вступают сегодня в конструктивное взаимодействие: с одной стороны, широкая публика имеет возможность познакомиться с картинами из частного собрания, с другой стороны, произведения искусств вводятся в научный оборот благодаря применению всего спектра методов экспертизы, доступных только лишь крупному современному музею", - говорит Владимир Алексеевич Логвиненко. Начав шесть лет назад собирать коллекцию древнерусского искусства, он уже имеет опыт демонстрации шедевров своего собрания в Третьяковской галерее, где сейчас находится икона Дионисия. А уже в сентябре в этом московском музее открывается целый зал икон из коллекции Логвиненко.
"В кругу коллекционеров известно, что в частных и корпоративных собраниях находятся выдающиеся памятники искусства и культуры, неизвестные публике", - рассказывает предприниматель. Ситуация, по его словам, не соответствует и даже противоречит замыслу творцов этих сокровищ и культурным потребностям современного общества. "Отдельные примеры пожертвования средств для музейных фондов имеют, в лучшем случае, моральную основу, так как действующее налоговое законодательство пока не нашло отражения в принятии закона о меценатстве, - продолжает коллекционер. - Закон позволит снизить налоговое бремя меценатов, дав возможность пополнения музейных собраний". Первый шаг к этому уже сделан: благодаря Департаменту по сохранению культурных ценностей МК РФ отменены таможенные пошлины на ввоз произведений искусств.
Людмила ВОЛКОВА