Общество
С ТРОЦКОГО АЭРОДРОМА - НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
27 май
Руководил перелетом знаменитый норвежский полярный путешественник и исследователь Руаль Амундсен, который уже прославился к тому времени экспедициями в отдаленные уголки земного шара. Финансировал перелет сын американского миллионера Линкольн Элсуорт, который уже до этого, в 1925 году, выступил спонсором пробного перелета Амундсена на самолете к Северному полюсу от Шпицбергена.
Теперь Элсуорт купил дирижабль, который получил название "Норвегия". На должность капитана воздушного корабля был приглашен создатель этого дирижабля итальянец Умберто Нобиле. Команда была сформирована из норвежцев и итальянцев.
10 апреля 1926 года дирижабль "Норвегия" начал путь к Северному полюсу, вылетев из города Чемпино в Италии. Весь мир следил за полетом дирижабля "Норвегия". Путь дирижабля пролегал через Россию, и советское правительство оказало содействие перелету.
В Ленинграде тщательно готовились к прилету "Норвегии". В воздухе было установлено радиодежурство. После того как 15 апреля дирижабль благополучно опустился на Троцком аэродроме, все участники полярной экспедиции были доставлены в Гатчинский дворец. Полковнику Нобиле и экипажу дирижабля была устроена овация. С приветственной речью к участникам перелета обратился "непременный секретарь" Академии наук С.Ф. Ольденбург.
К прибытию "Норвегии" на Троцком аэродроме был приготовлен специальный эллинг для хранения дирижабля. Для удобства прибывшего экипажа дирижабля в районе эллинга были организованы питательный пункт, почтово-телеграфная контора и отделение Госбанка, производившее обмен иностранной валюты на советские деньги. На месте стоянки дирижабля все время велись наблюдения за погодой. Станция эллинга три раза в день давала сводку своих наблюдений капитану и штурманам воздушного корабля.
Желающих увидеть чудо техники было огромное количество, поэтому на аэродром к дирижаблю устраивались специальные экскурсии. Разрешения на их проведение выдавались в штабе Ленинградского военного округа. Фотографирование и зарисовка на аэродроме также не разрешались. Первыми осмотреть дирижабль прибыли слушатели Военно-воздухоплавательной академии и члены воздухоплавательного кружка московского Авиохима. К осмотру были допущены ученики местных школ - крестьянские ребятишки.
5 мая 1926 года дирижабль "Норвегия", сопровождаемый приветствиями провожавших и маршем военного оркестра, поднялся в воздух и покинул Троцкий аэродром. Вскоре дирижабль пролетел над Ленинградом. "В воздухе приближается стрекочущий звук какой-то гигантской стрекозы, - писала "Красная газета". - Медленно, огибая взморье, купаясь в ослепительных лучах майского солнца, в голубой эмали неба, плывет воздушная сигара. Остов отливает сталью. Жители высыпали из домов. Прохожие встали. Все смотрят на воздушную полярную путешественницу. Пролетев над центром города, "Норвегия" набрала высоту, звук мотора вскоре стал еле слышен и постепенно заглушился расстоянием".
12 мая 1926 года "Норвегия" достигла Северного полюса. На этот раз путешествие Амундсена закончилось благополучно. 12 июля 1926 года Амундсен с командой дирижабля вернулся в Норвегию. Его ждала триумфальная встреча. Однако затем произошли не самые приятные для Амундсена события: значение его воздушного перелета стало использоваться в политических целях. Командир дирижабля итальянец Умберто Нобиле стал утверждать, что идея полета к Северному полюсу принадлежала итальянскому лидеру Муссолини, а он, Нобиле, был фактическим руководителем путешествия...
Отношения Амундсена и Нобиле испортились. Однако когда спустя два года Нобиле с командой итальянцев отправился на дирижабле "Италия" на Северный полюс и потерпел крушение, Амундсен бросился на помощь, забыв прежние обиды. Этот полет стал последним в жизни норвежского путешественника. Итальянская экспедиция была спасена ледоколом "Красин", но никаких следов пропавшего Амундсена обнаружено не было. Никаких сомнений в гибели Амундсена не стало, когда в Баренцевом море были найдены обломки его гидроплана...
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
Теперь Элсуорт купил дирижабль, который получил название "Норвегия". На должность капитана воздушного корабля был приглашен создатель этого дирижабля итальянец Умберто Нобиле. Команда была сформирована из норвежцев и итальянцев.
10 апреля 1926 года дирижабль "Норвегия" начал путь к Северному полюсу, вылетев из города Чемпино в Италии. Весь мир следил за полетом дирижабля "Норвегия". Путь дирижабля пролегал через Россию, и советское правительство оказало содействие перелету.
В Ленинграде тщательно готовились к прилету "Норвегии". В воздухе было установлено радиодежурство. После того как 15 апреля дирижабль благополучно опустился на Троцком аэродроме, все участники полярной экспедиции были доставлены в Гатчинский дворец. Полковнику Нобиле и экипажу дирижабля была устроена овация. С приветственной речью к участникам перелета обратился "непременный секретарь" Академии наук С.Ф. Ольденбург.
К прибытию "Норвегии" на Троцком аэродроме был приготовлен специальный эллинг для хранения дирижабля. Для удобства прибывшего экипажа дирижабля в районе эллинга были организованы питательный пункт, почтово-телеграфная контора и отделение Госбанка, производившее обмен иностранной валюты на советские деньги. На месте стоянки дирижабля все время велись наблюдения за погодой. Станция эллинга три раза в день давала сводку своих наблюдений капитану и штурманам воздушного корабля.
Желающих увидеть чудо техники было огромное количество, поэтому на аэродром к дирижаблю устраивались специальные экскурсии. Разрешения на их проведение выдавались в штабе Ленинградского военного округа. Фотографирование и зарисовка на аэродроме также не разрешались. Первыми осмотреть дирижабль прибыли слушатели Военно-воздухоплавательной академии и члены воздухоплавательного кружка московского Авиохима. К осмотру были допущены ученики местных школ - крестьянские ребятишки.
5 мая 1926 года дирижабль "Норвегия", сопровождаемый приветствиями провожавших и маршем военного оркестра, поднялся в воздух и покинул Троцкий аэродром. Вскоре дирижабль пролетел над Ленинградом. "В воздухе приближается стрекочущий звук какой-то гигантской стрекозы, - писала "Красная газета". - Медленно, огибая взморье, купаясь в ослепительных лучах майского солнца, в голубой эмали неба, плывет воздушная сигара. Остов отливает сталью. Жители высыпали из домов. Прохожие встали. Все смотрят на воздушную полярную путешественницу. Пролетев над центром города, "Норвегия" набрала высоту, звук мотора вскоре стал еле слышен и постепенно заглушился расстоянием".
12 мая 1926 года "Норвегия" достигла Северного полюса. На этот раз путешествие Амундсена закончилось благополучно. 12 июля 1926 года Амундсен с командой дирижабля вернулся в Норвегию. Его ждала триумфальная встреча. Однако затем произошли не самые приятные для Амундсена события: значение его воздушного перелета стало использоваться в политических целях. Командир дирижабля итальянец Умберто Нобиле стал утверждать, что идея полета к Северному полюсу принадлежала итальянскому лидеру Муссолини, а он, Нобиле, был фактическим руководителем путешествия...
Отношения Амундсена и Нобиле испортились. Однако когда спустя два года Нобиле с командой итальянцев отправился на дирижабле "Италия" на Северный полюс и потерпел крушение, Амундсен бросился на помощь, забыв прежние обиды. Этот полет стал последним в жизни норвежского путешественника. Итальянская экспедиция была спасена ледоколом "Красин", но никаких следов пропавшего Амундсена обнаружено не было. Никаких сомнений в гибели Амундсена не стало, когда в Баренцевом море были найдены обломки его гидроплана...
Сергей ГЛЕЗЕРОВ