Культура
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
27 май
Даже если вам незнакомо имя Льва Сморгона, произведения его вам наверняка встречались. В 50-60-х годах во многих домах стояли его фарфоровые скульптуры, в 70-е - целлулоидные игрушки или стекло. Наконец, в 2001 году на Петроградской стороне был установлен памятник женщинам, которые в блокаду тушили на крышах немецкие "зажигалки", - бронзовую фигуру ангела-хранителя, стоящую на брандмауэре, создал тоже Лев Сморгон.
Действительно, область художественных интересов скульптора все время менялась. Как сказал о юбиляре на торжественном открытии выставки Александр Дегтярев, "достигнув какой-то высоты, он все бросает и уходит". В последнее время скульптор занимается гранитом и бронзой. После фарфорово-глянцевой пластики, после пластмассовой гибкости, после хрупкости стекла он исследует законы тяготения камней, их сопротивляемость при обработке. Гранитные булыжники в его руках ничуть не теряют своих природных свойств. На первый взгляд они остаются такими же, как в своей естественной среде - на Карельском перешейке, где гранитные лбы валунов выступают из земли и мха. Но изящное равновесие композиции заставляет присмотреться к камням повнимательнее - и вдруг сквозь сколы и выщербленности на вас выразительно смотрит человеческое лицо. Принцип самоустранения, который исповедует скульптор, эта максимальная природная "нетронутость" его работ еще сильнее кричит о созидательной силе и замысле своего создателя, чем какие-нибудь тщательно отшлифованные и обработанные камни. Все сложные, многосоставные скульптуры держатся только силой тяготения - никакие штыри и скрепы Лев Сморгон не применяет. Гранитный конструктор "собери сам" - ирония автора спрятана в глубине камня.
На выставке также представлены бронза и графика Льва Сморгона. О его "фарфоровом прошлом" напоминают две фигурки женщин - покачиваясь, они ведут "Разговор". Бронзовые Бродский и Эйнштейн хорошо бы смотрелись на улицах Петербурга, где стало модным устанавливать совсем другую скульптуру. Бронза в исполнении Льва Сморгона - это невероятно пластичный материал, застывающий вдохновенными мазками, передающими динамику творчества. Таковы же его зарисовки - например, "Сценки в транспорте", где двумя-тремя энергичными линиями переданы расстановка фигур и взаимодействие между ними в этих ежедневных сюжетах.
"В то время, когда все разбрасывают камни, он - собирает", - сказал о Льве Сморгоне другой известный петербургский скульптор Дмитрий Каминкер. А Русский музей собирает камни за Львом Сморгоном - чтобы оставить их для будущего времени.
Надежда ДЕМКИНА
Действительно, область художественных интересов скульптора все время менялась. Как сказал о юбиляре на торжественном открытии выставки Александр Дегтярев, "достигнув какой-то высоты, он все бросает и уходит". В последнее время скульптор занимается гранитом и бронзой. После фарфорово-глянцевой пластики, после пластмассовой гибкости, после хрупкости стекла он исследует законы тяготения камней, их сопротивляемость при обработке. Гранитные булыжники в его руках ничуть не теряют своих природных свойств. На первый взгляд они остаются такими же, как в своей естественной среде - на Карельском перешейке, где гранитные лбы валунов выступают из земли и мха. Но изящное равновесие композиции заставляет присмотреться к камням повнимательнее - и вдруг сквозь сколы и выщербленности на вас выразительно смотрит человеческое лицо. Принцип самоустранения, который исповедует скульптор, эта максимальная природная "нетронутость" его работ еще сильнее кричит о созидательной силе и замысле своего создателя, чем какие-нибудь тщательно отшлифованные и обработанные камни. Все сложные, многосоставные скульптуры держатся только силой тяготения - никакие штыри и скрепы Лев Сморгон не применяет. Гранитный конструктор "собери сам" - ирония автора спрятана в глубине камня.
На выставке также представлены бронза и графика Льва Сморгона. О его "фарфоровом прошлом" напоминают две фигурки женщин - покачиваясь, они ведут "Разговор". Бронзовые Бродский и Эйнштейн хорошо бы смотрелись на улицах Петербурга, где стало модным устанавливать совсем другую скульптуру. Бронза в исполнении Льва Сморгона - это невероятно пластичный материал, застывающий вдохновенными мазками, передающими динамику творчества. Таковы же его зарисовки - например, "Сценки в транспорте", где двумя-тремя энергичными линиями переданы расстановка фигур и взаимодействие между ними в этих ежедневных сюжетах.
"В то время, когда все разбрасывают камни, он - собирает", - сказал о Льве Сморгоне другой известный петербургский скульптор Дмитрий Каминкер. А Русский музей собирает камни за Львом Сморгоном - чтобы оставить их для будущего времени.
Надежда ДЕМКИНА