Северо-Запад

НЕВЕЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

28 май
"Ссолы, народ приморский, обложенные данью, пошли на Псков войною... Псковичи отправились воевать на Лифляндию... Псковский князь ходил с войском на народ ямь... На Литву ходили, где взяли дань вениками банными, березовыми... Засуха... Мор великий был... Был пожар великий... Приняли у себя на княжение сына литовского князя Андрея Ольгердовича... Прогнали от себя Андрея Ольгердовича... Князь Иван Всеволодович прислан на княжение во Псков, но вскоре отрекся и сбежал в Литву. Выгнали от себя князя Даниила, сожгли двенадцать колдуний и изрубили лифляндско-дерптского посла... Моровая язва продолжалась год и два месяца... Выгорели все пять концов города..."
Процесс отчаянного мордобития своих и чужих прерывался, как следует из летописей, лишь затем, чтобы гасить пожары и маяться от эпидемий моровой язвы. Пережив эти напасти, псковичи опять отправлялись на кого-нибудь войною - мстить за что-нибудь, брать дань или по чьему-нибудь приглашению кого-нибудь разорить.
На фоне кипящей страстями истории Пскова история города Невеля, расположенного поблизости, до странности тиха и благополучна. Лишь несколько событий потрясли спокойный уклад маленького городка, да и то приходили они извне.
В 1562 году князь Курбский с 15-тысячным войском был позорно разбит вблизи Невеля 4-тысячным отрядом литовцев. Как этакое могло случиться - непонятно, но именно после этой битвы князь бежал от царского гнева в чужие земли, став, таким образом, одним из первых эмигрантов и правозащитников (см. известную переписку).
Через 18 лет после этого конфуза рати Стефана Батория подошли к деревянному Невельскому замку и пытались взять его штурмом. С первого раза не вышло, и тогда хитрые поляки подожгли одну из стен. После чего защитники замка ни за какие коврижки не согласились сражаться далее, несмотря на призывы воевод-патриотов. Замок был взят, а воины его, покрав весь имеющийся порох, разбежались по округе. Но вскоре были отловлены поляками и за склонность свою к "воровству поганому" ограблены до последней нитки и лишь затем отпущены на все четыре стороны.
В Отечественную войну 1812 года войска Бонапарта были крепко побиты на невельской дороге. Те же, кому повезло спастись, были до полусмерти заедены вшами, клопами и блохами, в изобилии водившимися в домах невельских обывателей. Пока невельчане боролись со своими и чужими "заморочками", местность зарастала лесами дремучими, плодились нечистики, волки и медведи...
Дед Мишка. Про него рассказал сосед-гармонист. Их вместе в армию забрали... Через месяц попали в плен. В лагерь не отправили - определили работать у немецкого крестьянина. Обрадовались: кормежка не то что дома. Но Мишка был "чудным" и потому решил сбежать. Далеко убег, но придрались к нему двое польских полицаев. Мишка драку затеял. Одного убил, другого покалечил. Немцы от такого беспредела охренели и, видно, лишь потому не убили. Собаками порвали до полусмерти.
Мишка отлежался в концлагере - и опять чудить. Тем более что фронт рядом. Подлез под проволочину и в лесу хорониться. Перешел через фронт и опять в лагерь, но уже наш. В СМЕРШе пытали: не шпион ли? Мишка не стерпел и опять в лес сбег. Когда сосед из плена вернулся, Мишка уже в родной деревне, и уже женатый.
Немного так пожил, да нашло на него, и он тещу из двустволки уложил. Суд приговорил к 8 годам лагерей. Мишка не стерпел и сбег. В родную деревню. Участковый ходил уговаривать: сдайся, меньше дадут. Мишка с полгода так прожил, а потом пошел сдаваться. Повыбивали все зубы и дали еще 6 лет. Вернулся весь татуировками разрисованный, без зубов и веселый. Оженился на ведьме. Той, которая не лечит, а зло любое сделает. Вся деревня ее боится. Все, кроме деда Мишки, который, получая пенсию, напивается и колотит ведьму-жену смертным боем...
Сергей ЖИРКЕВИЧ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.58
0.111 (-0.12%)
Курс Евро
103.38
0.128 (0.12%)
Погода
Сегодня,
21 сентября
суббота
+16
Облачно
22 сентября
воскресенье
+11
Облачно
23 сентября
понедельник
+12
Облачно