Культура
СКАЗКА ПЕРРО СКОРО СКАЗЫВАЕТСЯ
01 июня
Свои автографы на многотомном документе в зеленом с золотом переплете поставили Доминик Перро и Михаил Швыдкой, главы двух агентств: Dominique Perrault Architecte и Федерального агентства по культуре и кинематографии Минкульта РФ. Заказчики проекта Валерий Гергиев, художественный руководитель театра, и Михаил Новиков, глава Северо-Западной дирекции Минкульта, подписали договор раньше.
На церемонии в Мариинском театре присутствовали причастные к событию чиновники и специалисты, но далеко не все. Проект Мариинки-II, небывалый для России, потребовал усилий многих сотен, если не тысяч, участников, не считая самих авторов.
История, начавшаяся более двух лет назад со скандала, учиненного архитектором-деконструктивистом из Лос-Анджелеса Эриком Моссом, разрослась в крупнейшее событие и вошла в официальное русло.
Проект Мосса, названный автором "мусорными мешками", общественность города сочла дерзким и непочтительным к Петербургу, что в конце концов привело к международному конкурсу с паритетным участием российских и зарубежных архитекторов.
Изрядных усилий потребовала только разработка программы-задания для состязателей, для чего пришлось пригласить авторитетное бюро ARTEC Consultants Inc. во главе с Расселом Джонсоном. Конкурс, первый по представительности в стране с 1930-х годов, был организован безупречно честно. Правда, выбранный международным жюри проект оказался не менее рискованным по форме, хотя и гораздо более романтичным.
Гигантская "золотая шапочка", которой Перро предлагает накрыть территорию бывшего Литовского квартала, консервативными горожанами воспринимается с испугом. Однако вместо ответа на вопрос, что бы он ответил противникам своего проекта, автор пригласил всех под светоносную сень своей "Оперы, открытой всему городу".
Огромные трудности для российской стороны представляло составление текста контракта. Вице-губернатор Юрий Молчанов признавался: "Мы не можем сформулировать архитектору, чего от него хотим, но, на наше счастье, он так сильно творчески мотивирован, что работает, не дожидаясь официального оформления отношений".
Заключенный договор на аванпроект стоимостью 5 млн евро занял 39 листов и 8 приложений. Автору настоятельно рекомендуют "приложить все усилия", чтобы смета строительства не превышала 200 млн евро. Эту сумму, вдвое большую первоначальной, окончательно определили накануне на совещании в Министерстве экономики. Не меньше 15 процентов этих средств пойдет на инженерную инфраструктуру для нужд центра Петербурга.
Чиновники считают новую цену вполне разумной. Реконструкция Большого театра, которая продолжалась необъяснимо долго, с учетом роста цен обошлась по 250 тысяч долларов на одно зрительское место. Новая сцена Мариинки с ее уникальной архитектурой обойдется по 132 тысячи за кресло.
Сейчас на площади около 13000 кв. метров между улицами Декабристов, Союза Печатников, Минским переулком и набережной Крюкова канала расположены жилой дом, средняя школа, три разных подстанции и огромный Дворец культуры им. Первой пятилетки.
На проектирование, перекладку сетей и перенос подстанций отводится время до конца 2005 года. Параллельно в 2006-2007 гг. будет идти реконструкция исторического здания и полное благоустройство Театральной площади, на что бюджет выделяет еще 63 млн долларов кредита Всемирного банка. Для руководства такой грандиозной стройкой будет создана мощная управляющая компания. В мае-июне объявят международный тендер по ее выбору.
После подписания основного договора Перро, который раньше не мог оформить отношений со своими звездными партнерами по проекту, сможет заключить субконтракты со знаменитым акустиком Ясухисой Тойотой, с немецкими конструкторами, австрийскими театральными технологами и петербургскими специалистами по фундаментам.
Доминик Перро - кавалер ордена Почетного легиона и президент Французского института архитектуры (IFA), лауреат Большого национального приза Франции и премии Миса ван дер Роэ, автор здания Национальной библиотеки Франции (BNF) и других крупных сооружений: заводов, бассейнов, велотреков. Сейчас в процессе реализации несколько его крупных проектов: медиатека и супермаркет в Австрии, стадион и высотные отели в Барселоне, реконструкция площади Грамши в Милане и другие.
Официальные титулы не мешают ему выглядеть ребячливым свободным художником и даже на церемониях носить непременный цветной шарф.
Юлия ХОПТА
На церемонии в Мариинском театре присутствовали причастные к событию чиновники и специалисты, но далеко не все. Проект Мариинки-II, небывалый для России, потребовал усилий многих сотен, если не тысяч, участников, не считая самих авторов.
История, начавшаяся более двух лет назад со скандала, учиненного архитектором-деконструктивистом из Лос-Анджелеса Эриком Моссом, разрослась в крупнейшее событие и вошла в официальное русло.
Проект Мосса, названный автором "мусорными мешками", общественность города сочла дерзким и непочтительным к Петербургу, что в конце концов привело к международному конкурсу с паритетным участием российских и зарубежных архитекторов.
Изрядных усилий потребовала только разработка программы-задания для состязателей, для чего пришлось пригласить авторитетное бюро ARTEC Consultants Inc. во главе с Расселом Джонсоном. Конкурс, первый по представительности в стране с 1930-х годов, был организован безупречно честно. Правда, выбранный международным жюри проект оказался не менее рискованным по форме, хотя и гораздо более романтичным.
Гигантская "золотая шапочка", которой Перро предлагает накрыть территорию бывшего Литовского квартала, консервативными горожанами воспринимается с испугом. Однако вместо ответа на вопрос, что бы он ответил противникам своего проекта, автор пригласил всех под светоносную сень своей "Оперы, открытой всему городу".
Огромные трудности для российской стороны представляло составление текста контракта. Вице-губернатор Юрий Молчанов признавался: "Мы не можем сформулировать архитектору, чего от него хотим, но, на наше счастье, он так сильно творчески мотивирован, что работает, не дожидаясь официального оформления отношений".
Заключенный договор на аванпроект стоимостью 5 млн евро занял 39 листов и 8 приложений. Автору настоятельно рекомендуют "приложить все усилия", чтобы смета строительства не превышала 200 млн евро. Эту сумму, вдвое большую первоначальной, окончательно определили накануне на совещании в Министерстве экономики. Не меньше 15 процентов этих средств пойдет на инженерную инфраструктуру для нужд центра Петербурга.
Чиновники считают новую цену вполне разумной. Реконструкция Большого театра, которая продолжалась необъяснимо долго, с учетом роста цен обошлась по 250 тысяч долларов на одно зрительское место. Новая сцена Мариинки с ее уникальной архитектурой обойдется по 132 тысячи за кресло.
Сейчас на площади около 13000 кв. метров между улицами Декабристов, Союза Печатников, Минским переулком и набережной Крюкова канала расположены жилой дом, средняя школа, три разных подстанции и огромный Дворец культуры им. Первой пятилетки.
На проектирование, перекладку сетей и перенос подстанций отводится время до конца 2005 года. Параллельно в 2006-2007 гг. будет идти реконструкция исторического здания и полное благоустройство Театральной площади, на что бюджет выделяет еще 63 млн долларов кредита Всемирного банка. Для руководства такой грандиозной стройкой будет создана мощная управляющая компания. В мае-июне объявят международный тендер по ее выбору.
После подписания основного договора Перро, который раньше не мог оформить отношений со своими звездными партнерами по проекту, сможет заключить субконтракты со знаменитым акустиком Ясухисой Тойотой, с немецкими конструкторами, австрийскими театральными технологами и петербургскими специалистами по фундаментам.
Доминик Перро - кавалер ордена Почетного легиона и президент Французского института архитектуры (IFA), лауреат Большого национального приза Франции и премии Миса ван дер Роэ, автор здания Национальной библиотеки Франции (BNF) и других крупных сооружений: заводов, бассейнов, велотреков. Сейчас в процессе реализации несколько его крупных проектов: медиатека и супермаркет в Австрии, стадион и высотные отели в Барселоне, реконструкция площади Грамши в Милане и другие.
Официальные титулы не мешают ему выглядеть ребячливым свободным художником и даже на церемониях носить непременный цветной шарф.
Юлия ХОПТА