Общество
КОМУ ПОМЕШАЛ "ДОМИК ПЕТРА" В... САМАРЕ?
02 июня
Если спросить, каким представляется Петр Великий, то все, без сомнения, вспомнят фильм "Петр I" с Николаем Симоновым в главной роли, Меншиковым - Михаилом Жаровым и царевичем Алексеем - Николаем Черкасовым. Неужели великий артист недостоин народной памяти?
Николай Симонов прожил большую часть своей творческой жизни в Ленинграде, где и проходили съемки знаменитого фильма. Но детские годы знаменитого артиста прошли в Самаре. Жизнь неумолимо движется вперед, и сегодня кому-то помешал старый деревянный дом, в котором он жил. Теперь здесь будет, говорят, очередной "навороченный" особняк.
Самара, Садовая улица, 202. Сейчас местным жителям этот дом памятен только тем, что недавно около него произошло первое в городе заказное убийство - даже не тем, что здесь когда-то останавливалась семья Владимира Ульянова. Мать и сестра будущего вождя мирового пролетариата, Мария Александровна и Мария Ильинична, сняли здесь квартиру за месяц до рождения Николая Симонова. Прожили тут пять дней и съехали 30 октября 1901 года. Возможно, именно поэтому дом сохранился до конца ХХ века...
Николай Симонов родился 4 декабря 1901 года в семье исконных волгарей: Константина Акимовича из Рыбинска и Антонины Ивановны, уроженки Самары. В семье было трое детей, кроме Николая - старший Сергей и сестра Ольга.
Еще в гимназии Николай принимал участие в любительских спектаклях. В феврале 1917 года он поступил в драматический кружок Дома учащегося юношества. Забавно, но именно здесь он впервые прочитал монолог Саввы из пьесы Леонида Андреева: "Уничтожить все: старые дома, старые города, старую литературу, старое искусство..."
После революционных голодных и тифозных лет в 1921 году Николай Симонов отправился поступать в Петроград в Государственные художественные мастерские. В бывшей Академии художеств властвовали футуристы, которые, как известно, "беспощадно подавляли и подавляют все остальные течения в искусстве". Но Николай Симонов занимался в мастерской Кузьмы Петрова-Водкина и Аркадия Рылова.
Чтобы выжить в голодном Петрограде и закончить учебу, Николай подрабатывал грузчиком. Осенью 1922-го он поступил сразу на второй курс Института сценических искусств. Он учился в классе профессора Вивьена вместе с Меркурьевым, Толубеевым, Казико, Карякиной и многими другими, впоследствии знаменитыми советскими актерами.
Впервые в кино Симонов снялся в фильме "Красные партизаны" в 1924 году на студии "Севзапкино". В 1924 году Симонов впервые выступил на сцене Акдрамы (бывшего Александринского театра) в трагедии А.К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного". В Ленинграде Николай Симонов служил в Красной армии. А потом работа в театре и кино. А потом - вершина его творчества, роль Петра I, на которую он пробовался пятнадцатым кандидатом. На роль его утвердил сам автор романа Алексей Толстой.
В России часто ломают старинные особняки и даже топят целые города на дне водохранилищ - якобы на благо народа. Символично и то, что все в России в конечном итоге превращается в антропопустыню. Сносят одни символы, ставят свои, потом уничтожают и их. От эпохи Петра остался Санкт-Петербург, от эпохи социализма - фильм "Петр I", а от современной эпохи - пока что лишь марка сигарет.
Константин УЛЬЯНОЧКИН
Николай Симонов прожил большую часть своей творческой жизни в Ленинграде, где и проходили съемки знаменитого фильма. Но детские годы знаменитого артиста прошли в Самаре. Жизнь неумолимо движется вперед, и сегодня кому-то помешал старый деревянный дом, в котором он жил. Теперь здесь будет, говорят, очередной "навороченный" особняк.
Самара, Садовая улица, 202. Сейчас местным жителям этот дом памятен только тем, что недавно около него произошло первое в городе заказное убийство - даже не тем, что здесь когда-то останавливалась семья Владимира Ульянова. Мать и сестра будущего вождя мирового пролетариата, Мария Александровна и Мария Ильинична, сняли здесь квартиру за месяц до рождения Николая Симонова. Прожили тут пять дней и съехали 30 октября 1901 года. Возможно, именно поэтому дом сохранился до конца ХХ века...
Николай Симонов родился 4 декабря 1901 года в семье исконных волгарей: Константина Акимовича из Рыбинска и Антонины Ивановны, уроженки Самары. В семье было трое детей, кроме Николая - старший Сергей и сестра Ольга.
Еще в гимназии Николай принимал участие в любительских спектаклях. В феврале 1917 года он поступил в драматический кружок Дома учащегося юношества. Забавно, но именно здесь он впервые прочитал монолог Саввы из пьесы Леонида Андреева: "Уничтожить все: старые дома, старые города, старую литературу, старое искусство..."
После революционных голодных и тифозных лет в 1921 году Николай Симонов отправился поступать в Петроград в Государственные художественные мастерские. В бывшей Академии художеств властвовали футуристы, которые, как известно, "беспощадно подавляли и подавляют все остальные течения в искусстве". Но Николай Симонов занимался в мастерской Кузьмы Петрова-Водкина и Аркадия Рылова.
Чтобы выжить в голодном Петрограде и закончить учебу, Николай подрабатывал грузчиком. Осенью 1922-го он поступил сразу на второй курс Института сценических искусств. Он учился в классе профессора Вивьена вместе с Меркурьевым, Толубеевым, Казико, Карякиной и многими другими, впоследствии знаменитыми советскими актерами.
Впервые в кино Симонов снялся в фильме "Красные партизаны" в 1924 году на студии "Севзапкино". В 1924 году Симонов впервые выступил на сцене Акдрамы (бывшего Александринского театра) в трагедии А.К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного". В Ленинграде Николай Симонов служил в Красной армии. А потом работа в театре и кино. А потом - вершина его творчества, роль Петра I, на которую он пробовался пятнадцатым кандидатом. На роль его утвердил сам автор романа Алексей Толстой.
В России часто ломают старинные особняки и даже топят целые города на дне водохранилищ - якобы на благо народа. Символично и то, что все в России в конечном итоге превращается в антропопустыню. Сносят одни символы, ставят свои, потом уничтожают и их. От эпохи Петра остался Санкт-Петербург, от эпохи социализма - фильм "Петр I", а от современной эпохи - пока что лишь марка сигарет.
Константин УЛЬЯНОЧКИН