Общество
ЕГО МЕЛОДИИ ОСТАЮТСЯ ЖИТЬ
05 июня
Те, кто слушали и ценили его музыку. А создано им за 66 прожитых лет очень много. В музыкальном искусстве он был универсальным мастером: не минул ни одного жанра. Посетители Музыкального театра помнят его балет "Летят журавли" - то был один из лучших хореографических спектаклей Театра имени Мусоргского. На Мариинской сцене в свое время шла опера Успенского "Интервенция" по Л. Славину, а другая его опера, "Война с саламандрами" по К. Чапеку, в телевизионной версии была успешно поставлена на ленинградской студии режиссером и либреттистом Ириной Таймановой - женой, преданным другом и творческим партнером композитора. Не так давно, сперва в Финляндии, а затем в Петербурге, в консерваторском театре, с большим успехом прошла премьера одного из главных произведений композитора, драматического мюзикла "Анна Каренина" по Л. Толстому. Отдельный цикл музыкально-сценических созданий Успенского возник в контакте с театром "Буфф".
В филармонических залах, и не только в Петербурге, живой слушательский отклик находили симфонические поэмы, оратории, инструментальные концерты, романсовые циклы композитора. В последние годы он особенно охотно посвящал свое вдохновение созданию храмовой музыки, Божественной литургии. Начисто лишенный снобизма, он ответственно работал и над музыкой к фильмам (среди коих такие известные, как "Миссия в Кабуле", "Соленый пес", "Крах инженера Гарина"), и над песнями, которые охотно включали в свой репертуар знаменитейшие эстрадные певцы. Такие песни, как "Снега России", как баллады "Хлеб" и "Следующий", которые пела Эдита Пьеха, как "Не судите меня", известная в интерпретации Валентины Толкуновой, полюбились миллионам людей.
Горько сожалеют об уходе профессора Успенского его ученики. Долгие годы он вел композиторский класс в Петербургской консерватории, выпустив многих известных ныне профессионалов. И коллеги по Союзу композиторов, одним из руководителей которого он был, разделяют общую скорбь: добрый, отзывчивый человек, надежный друг, он был глубоко озабочен их судьбой, судьбой отечественного искусства.
Его музыка, верится, будет жить долго, а вместе с нею и память о прекрасном человеке и мастере, ее создавшем.
Михаил БЯЛИК
В филармонических залах, и не только в Петербурге, живой слушательский отклик находили симфонические поэмы, оратории, инструментальные концерты, романсовые циклы композитора. В последние годы он особенно охотно посвящал свое вдохновение созданию храмовой музыки, Божественной литургии. Начисто лишенный снобизма, он ответственно работал и над музыкой к фильмам (среди коих такие известные, как "Миссия в Кабуле", "Соленый пес", "Крах инженера Гарина"), и над песнями, которые охотно включали в свой репертуар знаменитейшие эстрадные певцы. Такие песни, как "Снега России", как баллады "Хлеб" и "Следующий", которые пела Эдита Пьеха, как "Не судите меня", известная в интерпретации Валентины Толкуновой, полюбились миллионам людей.
Горько сожалеют об уходе профессора Успенского его ученики. Долгие годы он вел композиторский класс в Петербургской консерватории, выпустив многих известных ныне профессионалов. И коллеги по Союзу композиторов, одним из руководителей которого он был, разделяют общую скорбь: добрый, отзывчивый человек, надежный друг, он был глубоко озабочен их судьбой, судьбой отечественного искусства.
Его музыка, верится, будет жить долго, а вместе с нею и память о прекрасном человеке и мастере, ее создавшем.
Михаил БЯЛИК