Культура
АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ: НАСТОЯЩИЕ МУЗЫКАНТЫ НИКОГДА НЕ СЫГРАЮТ ДВА РАЗА ОДИНАКОВО
25 июня
- Ваш проект с "Оркестром креольского танго" - довольно смелая затея с музыкальной точки зрения. Правда ли, что сейчас вы смешали джаз и шансон?
- У меня была давняя детская мечта записать альбом с джазовыми музыкантами, потому что я очень люблю традиционный джаз, всегда хотел уметь его играть, но никогда не имел времени на учебу. Мне казалось, что невозможно совместить две разные стилистики - традиционный свинг и авторскую песню, но, по-моему, это получилось. Я пригласил очень сильных музыкантов из самых разных джазовых ансамблей и получил огромное удовольствие от записи.
- Почему вы назвали этот состав "Оркестром креольского танго"?
- Я не могу логически объяснить это название. Оно возникло в голове само собой. Конечно, ничего типично креольского в нашей музыке нет, но название хорошо, так что я решил сам с собой не спорить.
- С вашим вторым альбомом "Тонкий шрам..." у меня вопросов почему-то не возникало. А что за странное название первого альбома "И т. д."?
- О, его можно расшифровать и как "И так далее", и как "Индивидуальная трудовая деятельность". И так далее - это то, что происходит в жизни: мы пока еще помирать не собираемся, поэтому "И так далее" - буквально то, что происходит после выхода альбома, то, что происходит сейчас. А индивидуальная трудовая деятельность сильно отличается от коллективной трудовой деятельности, которой я занимаюсь в "Машине времени".
- Приедет ли с вами Алена Свиридова?
- Думаю, что в этот раз необязательно ей ехать с нами. Но Алена действительно помогла мне в песне "Через стекло". Ее я пригласил, потому что она - высочайший профессионал. Когда у Алены выходил альбом, мы с ней вместе спели "машинскую" песню и я понял, что у нас удивительно сочетаются голоса...
- У вас регулярно появляются новые музыкальные проекты, а звучание вашей группы "Машина времени" меняется с годами?
- Думаю, "Машина времени" немного удивила своих поклонников альбомом "Место, где свет". Дело в том, что благодаря влившемуся тогда в коллектив клавишнику Андрею Державину группа зазвучала по-новому. А кроме того, в "Машине" теперь стало аж четыре солиста. Свои вокальные данные рискнули продемонстрировать не только Андрей Макаревич и Александр Кутиков, но и Евгений Маргулис, а также Андрей Державин.
- В мае на Красной площади вы славно отметили 35-летний юбилей "Машины времени". Меня всегда интересовало, а не страшно музыкантам выступать на Красной площади?
- Волнение было, но мы же не идиоты, чтобы на таких площадках играть только новое. Неизбежно вспоминаем старые хиты. Люди пришли отдыхать, поэтому соотношение известных и неизвестных публике песен оказывается примерно 40 на 60. Вообще, мне интересно играть и на больших площадках, и для совсем узкого круга клубной публики, где обстановка более неформальная. Тогда может оказаться, что и сам концерт изменяется благодаря общению с людьми.
- Андрей, правда ли, что ваша работа над юбилейным концертом изменила ваше скептическое отношение к современной электронной технике?
- Действительно, я раньше считал, что компьютер - это такая бесовская машина для фонограммы и замены живой музыки всякими консервами. А оказалось, это такой же инструмент, как гитара, как барабаны, только с гораздо большим количеством возможностей. И в зависимости от того, что ты от него хочешь и на что способен, то и получишь.
- Не секрет, что у Андрея Державина прошлое поп-исполнителя. Не появляется ли у него желания иногда "сходить налево", вернувшись из рок-музыки в свой жанр?
- У нас в "Машине времени" нет такого понятия "налево". Обстановка в группе такая, что каждому в свободное время позволяется заниматься тем, чем он хочет. Например, Женя Маргулис играет сразу в четырех группах. Ему так хочется, и у него есть на это время. Кроме того, когда ты работаешь с другими проектами, приходят новые мысли, которые потом можно использовать и в "Машине". К сожалению, не так много групп, которые понимают, что для продуктивного сотрудничества и счастливой жизни нужно давать друг другу свободу.
- Как-то вы заметили, что музыка - это не основной ваш источник доходов. Можно ли узнать больше о ваших немузыкальных проектах?
- Я никогда не относился к музыке как к способу зарабатывания на жизнь. У меня много других занятий, которые приносят мне деньги, которых мне хватает на жизнь. Это телевидение, это стоматологическая клиника, это сеть дайверских клубов. О кино я пока рассказывать не хочу, потому что грандиозные планы обычно разбиваются о всевозможные препятствия. Что касается телевидения, то наша компания производит сразу несколько программ. Из новинок назову серию "О кулинарии народов мира". Но я пока еще не знаю, подойдет ли она какому-то каналу.
- Судя по телепроекту "Смак", вы - гурман. Есть рецепты, которые после съемок особенно вам запали в душу?
- Не стоит придавать большого значения моей склонности к кулинарии. Когда придумывал эту программу, я прекрасно понимал, что спокойно мог бы заниматься в кадре не приготовлением пищи, а любым другим делом, скажем, играть в шахматы. И сейчас вы бы считали меня лучшим шахматистом в мире. Так что рецепты блюд - это просто способ, одно из средств подачи информации. Главное же - побеседовать в домашней обстановке с человеком, который интересен зрителю, и поднять вам настроение.
- Нет соблазна сделать музыкальный телепроект?
- Есть, он скоро выйдет. Могу только сказать, что это будет проект с живой музыкой. Будет джем-сейшн, встречи разных музыкантов с живым музицированием, с участием живой аудитории.
- Так для вас сегодня важнее музыкальная или телевизионная карьера?
- Отвечу так: разница только в том, что когда ты на сцене, то ты получаешь реакцию немедленно. А когда ты делаешь какую-то телевизионную программу, ты лишен возможности получить обратные эмоции. И только потом ты можешь узнать, какое количество людей тебя смотрело. И то это все довольно приблизительно.
- Всегда ли вам приятны гости, приглашенные в телепередачу "Смак"?
- "Смак" - это такая большая игра, где есть одно обязательное условие: поскольку это народная передача, то гость, который приходит, должен быть любим и узнаваем народом. С первой секунды, без подписи. Телезритель должен узнать гостя, и тогда ему будет интересно смотреть. А если придет даже самый искусный кулинар, но никому не известный - программа будет провалена. Это я знаю точно. Я считаю, что человек, ставший известным, уже заслуживает уважения. На пустом месте народ не собирается. Хотя... Я, например, терпеть не могу группу "Руки вверх", но понимаю, что если они собирают стадионы - значит, что-то там есть. Вот и приглашаю к себе... Кстати, "Смак" скоро прекратит свое существование. Нельзя десять лет вести одну и ту же передачу.
- Не секрет, что некоторое время назад вы стали одним из совладельцев ресторана...
- Это "Ритм&Блюз кафе". К сожалению, мы пустили наш ресторан в свободное плавание и слишком поздно поняли простую вещь: чтобы в ресторанном бизнесе добиться желаемого результата, нужно самому заниматься только этим с утра и до вечера. Нельзя передавать управляющему все. Вообще в этой стране трудно свой бизнес кому-то доверять. Поэтому только сейчас, по прошествии двух лет, это место постепенно превращается в то, что мы хотели видеть сразу.
- А как вы сами отдыхаете?
- Я очень люблю бильярд. Прежде всего для меня это средство общения. Но хорошо пообщаться за бильярдным столом можно только с хорошим игроком. Надеюсь, я не разочаровываю партнеров. Тренируюсь обычно у Лени Ярмольника, у него очень хороший стол, и Леня любит бильярд так же, как и я. Мне до его дома идти метров триста. Я бы и в своем доме стол поставил, да некуда.
- Говорят, вы восточными единоборствами в юности занимались...
- Ходил в секцию кунфу. Но недолго. Жизнь свою исковеркать не успел. Зато с ранних лет остаюсь увлечен горными лыжами. Ездим компанией в Австрию, Францию. Катаюсь ровно настолько, чтобы себе ничего не ломать, доставлять себе удовольствие и не мешать другим.
- Вы однажды написали книгу. Будет еще?
- Да, я пишу новую книгу. Впрочем, не очень хочется говорить о том, что я еще не доделал. Сейчас я даже еще не могу определить ее жанр. Когда-то я написал книгу "Все очень просто" про первые десять лет группы "Машина времени", и многие мои друзья и знакомые меня все время дергали, чтобы я написал ее продолжение, так как она заканчивается восьмидесятым годом. Приступая к своей новой книге, я предполагал сделать банальное продолжение предыдущей. Но во время работы над ней пошел другим путем. Новая книга будет посвящена памяти моих родителей, поскольку на девяносто процентов тем, что я сейчас из себя представляю, и тем, что могу, я обязан им.
- У вас грядет концерт на достаточно камерной площадке. В чем принципиальное отличие концерта на стадионе, записи в студии и концерта для небольшого числа слушателей?
- На концерте совсем другая атмосфера, нежели в студии, и хотя альбомы "И т. д." и "Тонкий шрам на любимой попе" максимально приближены к живому звучанию, все же концерт - это совсем иное. Настоящие музыканты никогда не сыграют два раза одинаково - в этом и есть основа импровизации и драйва.
- Собирая материалы для этого интервью, мы обнаружили, что ваши увлечения удивительным образом (причем на протяжении всей жизни) превращаются в воплощение смелых и интересных проектов, а значит - в профессиональную деятельность. Может быть, у вас есть еще какое-нибудь хобби?
- Смешно, но вот вам хобби: я собираю самые разнообразные музыкальные инструменты. Интересуюсь, например, этническими, шаманскими инструментами и достаточно часто использую их в своих записях. Это для меня больше даже не хобби, а прикладное дело.
Вот так. Следуя нашей теории о том, что у Андрея Макаревича ничего не бывает просто так, без продолжения, это может значить, что мы когда-нибудь увидим либо музей этнических инструментов, либо... сможем врачевать свои раны под музыку "Машины времени".
"Оркестр креольского танго" был собран Макаревичем летом 2002 года и вначале воспринимался просто как экспериментальный проект Андрея. Однако "креольцы" прошли проверку временем и большой сценой, в частности концертами-презентациями в Театре оперетты и во МХАТе, записали и выпустили альбомы "И т. д." и "Тонкий шрам на любимой попе" и планируют записать третий, концертный альбом .
На концертах будут исполнены все хиты из двух альбомов и сольного репертуара Андрея Макаревича.
Соблюдая традиции безупречного обслуживания, хозяева "Звездных вечеров" гостеприимно открывают двери клуба. Гостей ждет незабываемый живой концерт, изысканный романтический ужин при свечах с несколькими вариантами меню от шеф-повара ресторана Валентина Комисина, уютная атмосфера одного из самых респектабельных заведений Санкт-Петербурга - казино-клуба "Премьер" и одного из старейших ресторанов России, легендарного "Палкина".
Концерт проводится при участии инвестиционной компании "Энергокапитал".
Ника КУКОВИЦКАЯ
- У меня была давняя детская мечта записать альбом с джазовыми музыкантами, потому что я очень люблю традиционный джаз, всегда хотел уметь его играть, но никогда не имел времени на учебу. Мне казалось, что невозможно совместить две разные стилистики - традиционный свинг и авторскую песню, но, по-моему, это получилось. Я пригласил очень сильных музыкантов из самых разных джазовых ансамблей и получил огромное удовольствие от записи.
- Почему вы назвали этот состав "Оркестром креольского танго"?
- Я не могу логически объяснить это название. Оно возникло в голове само собой. Конечно, ничего типично креольского в нашей музыке нет, но название хорошо, так что я решил сам с собой не спорить.
- С вашим вторым альбомом "Тонкий шрам..." у меня вопросов почему-то не возникало. А что за странное название первого альбома "И т. д."?
- О, его можно расшифровать и как "И так далее", и как "Индивидуальная трудовая деятельность". И так далее - это то, что происходит в жизни: мы пока еще помирать не собираемся, поэтому "И так далее" - буквально то, что происходит после выхода альбома, то, что происходит сейчас. А индивидуальная трудовая деятельность сильно отличается от коллективной трудовой деятельности, которой я занимаюсь в "Машине времени".
- Приедет ли с вами Алена Свиридова?
- Думаю, что в этот раз необязательно ей ехать с нами. Но Алена действительно помогла мне в песне "Через стекло". Ее я пригласил, потому что она - высочайший профессионал. Когда у Алены выходил альбом, мы с ней вместе спели "машинскую" песню и я понял, что у нас удивительно сочетаются голоса...
- У вас регулярно появляются новые музыкальные проекты, а звучание вашей группы "Машина времени" меняется с годами?
- Думаю, "Машина времени" немного удивила своих поклонников альбомом "Место, где свет". Дело в том, что благодаря влившемуся тогда в коллектив клавишнику Андрею Державину группа зазвучала по-новому. А кроме того, в "Машине" теперь стало аж четыре солиста. Свои вокальные данные рискнули продемонстрировать не только Андрей Макаревич и Александр Кутиков, но и Евгений Маргулис, а также Андрей Державин.
- В мае на Красной площади вы славно отметили 35-летний юбилей "Машины времени". Меня всегда интересовало, а не страшно музыкантам выступать на Красной площади?
- Волнение было, но мы же не идиоты, чтобы на таких площадках играть только новое. Неизбежно вспоминаем старые хиты. Люди пришли отдыхать, поэтому соотношение известных и неизвестных публике песен оказывается примерно 40 на 60. Вообще, мне интересно играть и на больших площадках, и для совсем узкого круга клубной публики, где обстановка более неформальная. Тогда может оказаться, что и сам концерт изменяется благодаря общению с людьми.
- Андрей, правда ли, что ваша работа над юбилейным концертом изменила ваше скептическое отношение к современной электронной технике?
- Действительно, я раньше считал, что компьютер - это такая бесовская машина для фонограммы и замены живой музыки всякими консервами. А оказалось, это такой же инструмент, как гитара, как барабаны, только с гораздо большим количеством возможностей. И в зависимости от того, что ты от него хочешь и на что способен, то и получишь.
- Не секрет, что у Андрея Державина прошлое поп-исполнителя. Не появляется ли у него желания иногда "сходить налево", вернувшись из рок-музыки в свой жанр?
- У нас в "Машине времени" нет такого понятия "налево". Обстановка в группе такая, что каждому в свободное время позволяется заниматься тем, чем он хочет. Например, Женя Маргулис играет сразу в четырех группах. Ему так хочется, и у него есть на это время. Кроме того, когда ты работаешь с другими проектами, приходят новые мысли, которые потом можно использовать и в "Машине". К сожалению, не так много групп, которые понимают, что для продуктивного сотрудничества и счастливой жизни нужно давать друг другу свободу.
- Как-то вы заметили, что музыка - это не основной ваш источник доходов. Можно ли узнать больше о ваших немузыкальных проектах?
- Я никогда не относился к музыке как к способу зарабатывания на жизнь. У меня много других занятий, которые приносят мне деньги, которых мне хватает на жизнь. Это телевидение, это стоматологическая клиника, это сеть дайверских клубов. О кино я пока рассказывать не хочу, потому что грандиозные планы обычно разбиваются о всевозможные препятствия. Что касается телевидения, то наша компания производит сразу несколько программ. Из новинок назову серию "О кулинарии народов мира". Но я пока еще не знаю, подойдет ли она какому-то каналу.
- Судя по телепроекту "Смак", вы - гурман. Есть рецепты, которые после съемок особенно вам запали в душу?
- Не стоит придавать большого значения моей склонности к кулинарии. Когда придумывал эту программу, я прекрасно понимал, что спокойно мог бы заниматься в кадре не приготовлением пищи, а любым другим делом, скажем, играть в шахматы. И сейчас вы бы считали меня лучшим шахматистом в мире. Так что рецепты блюд - это просто способ, одно из средств подачи информации. Главное же - побеседовать в домашней обстановке с человеком, который интересен зрителю, и поднять вам настроение.
- Нет соблазна сделать музыкальный телепроект?
- Есть, он скоро выйдет. Могу только сказать, что это будет проект с живой музыкой. Будет джем-сейшн, встречи разных музыкантов с живым музицированием, с участием живой аудитории.
- Так для вас сегодня важнее музыкальная или телевизионная карьера?
- Отвечу так: разница только в том, что когда ты на сцене, то ты получаешь реакцию немедленно. А когда ты делаешь какую-то телевизионную программу, ты лишен возможности получить обратные эмоции. И только потом ты можешь узнать, какое количество людей тебя смотрело. И то это все довольно приблизительно.
- Всегда ли вам приятны гости, приглашенные в телепередачу "Смак"?
- "Смак" - это такая большая игра, где есть одно обязательное условие: поскольку это народная передача, то гость, который приходит, должен быть любим и узнаваем народом. С первой секунды, без подписи. Телезритель должен узнать гостя, и тогда ему будет интересно смотреть. А если придет даже самый искусный кулинар, но никому не известный - программа будет провалена. Это я знаю точно. Я считаю, что человек, ставший известным, уже заслуживает уважения. На пустом месте народ не собирается. Хотя... Я, например, терпеть не могу группу "Руки вверх", но понимаю, что если они собирают стадионы - значит, что-то там есть. Вот и приглашаю к себе... Кстати, "Смак" скоро прекратит свое существование. Нельзя десять лет вести одну и ту же передачу.
- Не секрет, что некоторое время назад вы стали одним из совладельцев ресторана...
- Это "Ритм&Блюз кафе". К сожалению, мы пустили наш ресторан в свободное плавание и слишком поздно поняли простую вещь: чтобы в ресторанном бизнесе добиться желаемого результата, нужно самому заниматься только этим с утра и до вечера. Нельзя передавать управляющему все. Вообще в этой стране трудно свой бизнес кому-то доверять. Поэтому только сейчас, по прошествии двух лет, это место постепенно превращается в то, что мы хотели видеть сразу.
- А как вы сами отдыхаете?
- Я очень люблю бильярд. Прежде всего для меня это средство общения. Но хорошо пообщаться за бильярдным столом можно только с хорошим игроком. Надеюсь, я не разочаровываю партнеров. Тренируюсь обычно у Лени Ярмольника, у него очень хороший стол, и Леня любит бильярд так же, как и я. Мне до его дома идти метров триста. Я бы и в своем доме стол поставил, да некуда.
- Говорят, вы восточными единоборствами в юности занимались...
- Ходил в секцию кунфу. Но недолго. Жизнь свою исковеркать не успел. Зато с ранних лет остаюсь увлечен горными лыжами. Ездим компанией в Австрию, Францию. Катаюсь ровно настолько, чтобы себе ничего не ломать, доставлять себе удовольствие и не мешать другим.
- Вы однажды написали книгу. Будет еще?
- Да, я пишу новую книгу. Впрочем, не очень хочется говорить о том, что я еще не доделал. Сейчас я даже еще не могу определить ее жанр. Когда-то я написал книгу "Все очень просто" про первые десять лет группы "Машина времени", и многие мои друзья и знакомые меня все время дергали, чтобы я написал ее продолжение, так как она заканчивается восьмидесятым годом. Приступая к своей новой книге, я предполагал сделать банальное продолжение предыдущей. Но во время работы над ней пошел другим путем. Новая книга будет посвящена памяти моих родителей, поскольку на девяносто процентов тем, что я сейчас из себя представляю, и тем, что могу, я обязан им.
- У вас грядет концерт на достаточно камерной площадке. В чем принципиальное отличие концерта на стадионе, записи в студии и концерта для небольшого числа слушателей?
- На концерте совсем другая атмосфера, нежели в студии, и хотя альбомы "И т. д." и "Тонкий шрам на любимой попе" максимально приближены к живому звучанию, все же концерт - это совсем иное. Настоящие музыканты никогда не сыграют два раза одинаково - в этом и есть основа импровизации и драйва.
- Собирая материалы для этого интервью, мы обнаружили, что ваши увлечения удивительным образом (причем на протяжении всей жизни) превращаются в воплощение смелых и интересных проектов, а значит - в профессиональную деятельность. Может быть, у вас есть еще какое-нибудь хобби?
- Смешно, но вот вам хобби: я собираю самые разнообразные музыкальные инструменты. Интересуюсь, например, этническими, шаманскими инструментами и достаточно часто использую их в своих записях. Это для меня больше даже не хобби, а прикладное дело.
Вот так. Следуя нашей теории о том, что у Андрея Макаревича ничего не бывает просто так, без продолжения, это может значить, что мы когда-нибудь увидим либо музей этнических инструментов, либо... сможем врачевать свои раны под музыку "Машины времени".
"Оркестр креольского танго" был собран Макаревичем летом 2002 года и вначале воспринимался просто как экспериментальный проект Андрея. Однако "креольцы" прошли проверку временем и большой сценой, в частности концертами-презентациями в Театре оперетты и во МХАТе, записали и выпустили альбомы "И т. д." и "Тонкий шрам на любимой попе" и планируют записать третий, концертный альбом .
На концертах будут исполнены все хиты из двух альбомов и сольного репертуара Андрея Макаревича.
Соблюдая традиции безупречного обслуживания, хозяева "Звездных вечеров" гостеприимно открывают двери клуба. Гостей ждет незабываемый живой концерт, изысканный романтический ужин при свечах с несколькими вариантами меню от шеф-повара ресторана Валентина Комисина, уютная атмосфера одного из самых респектабельных заведений Санкт-Петербурга - казино-клуба "Премьер" и одного из старейших ресторанов России, легендарного "Палкина".
Концерт проводится при участии инвестиционной компании "Энергокапитал".
Ника КУКОВИЦКАЯ