Культура
СОН О КАБАКОВЕ
01 июля
С тех пор как Кабаков, один из лидеров круга московских концептуалистов, в 1988 году уехал из СССР, он стремительно взмыл к сияющим вершинам мирового художественного олимпа. Туда, где художники участвуют во всех крупнейших фестивалях - таких, как Венецианская биеннале или кассельская "Документа". К тем, чьи работы находятся в нью-йоркском Музее современного искусства и парижском Центре Жоржа Помпиду. Если говорить сухим языком социологического опроса, Илья Кабаков - единственный русский современный художник, входящий в артдесятку самых-самых. Книжный график родом из Днепропетровска покорил мир своими тотальными инсталляциями, в которых пространство, предметы, звуки и тексты воздействуют на зрителя одновременно. "Красный уголок", "Человек, улетевший в космос из своей комнаты", "Коммунальная кухня", "Школа № 6" и другие произведения художника в этом всеобъемлющем жанре исследуют психологию человека, подавленного советской идеологией и коммунальным бытом. Но парадокс заключается в том, что, как бы человек ни был подавлен любой идеологией и любым бытом, он все равно остается больше и бытовых проблем, и идеологической машины государства. Потому инсталляции Кабакова тотальны - они исследуют психологию человека вообще, просто человека. Входя в инсталляцию, ты буквально входишь в чужой внутренний мир.
На вопрос, почему именно сейчас и именно здесь, в петербургском Эрмитаже, состоялось возвращение художника на родину, Эмилия Кабакова, его соратница в жизни и в творчестве, афористично ответила: "Если мы здесь, значит, пришло время и, значит, правильное место". Таким правильным местом стали залы Главного штаба, в которых раньше размещалось Министерство финансов. "Решающим является само пространство, план. Нужно было вписаться в уже имеющиеся параметры и сделать экспозицию ясной и характерной. Четыре помещения должны были создать анфиладу, путешествие по жанру тотальной инсталляции" - так Кабаков на пресс-конференции объяснил композицию выставки. Но, по словам художника, "показать инсталляцию в нормальном помещении - это все равно, что показывать спектакль на стене". Поэтому два зала из четырех заняты документацией, описанием инсталляций в виде эскизов, текстов, фотографий, макетов, рисунков - как уже созданных художником, так и еще не реализованных или даже утопических. Эта своеобразная ретроспектива прошлого и будущего творчества требует от зрителя таких добродетелей, как внимание, терпение и воображение. Чтобы собрать воедино из всех представленных документов то целостное живое впечатление, которое и является конечной целью тотальных инсталляций художника.
Более непосредственное понятие о творчестве Кабакова можно получить, посмотрев три его инсталляции в других залах. В одном расположены "Жизнь в шкафу" и "Туалет в углу" - две эти работы художник подарил Эрмитажу, и с них, как отметил Михаил Борисович Пиотровский, начнется эрмитажная коллекция искусства второй половины XX века. Последний зал занимает "Случай в музее". Житель коммунальной квартиры, который в поисках уединения запирается в туалете или оборудует себе место для жизни в шкафу, - это такое же иррациональное существо, как и маленькие белые человечки, оккупировавшие лекционный зал музея. Кто-то собирает комиссию для наблюдения за ним, а кто-то и сегодня живет такой жизнью.
"Мое главное ощущение - глубокого и удивительного сна, начавшегося с того, что мне предложили сделать выставку в Эрмитаже", - сказал Илья Кабаков по поводу своих впечатлений от приезда в Россию. Наверное, таким же сном было происходящее для всех тех, кто пришел на открытие выставки Кабакова и выстоял очередь, чтобы попасть внутрь. Директора музеев, московские и петербургские арткритики, кураторы галерей, художники толпой стояли у входа, чтобы увидеть сон Кабакова въяве. Наверное, нам всем остро не хватает таких вот осуществившихся в реальности снов о мировом успехе.
Надежда ДЕМКИНА
На вопрос, почему именно сейчас и именно здесь, в петербургском Эрмитаже, состоялось возвращение художника на родину, Эмилия Кабакова, его соратница в жизни и в творчестве, афористично ответила: "Если мы здесь, значит, пришло время и, значит, правильное место". Таким правильным местом стали залы Главного штаба, в которых раньше размещалось Министерство финансов. "Решающим является само пространство, план. Нужно было вписаться в уже имеющиеся параметры и сделать экспозицию ясной и характерной. Четыре помещения должны были создать анфиладу, путешествие по жанру тотальной инсталляции" - так Кабаков на пресс-конференции объяснил композицию выставки. Но, по словам художника, "показать инсталляцию в нормальном помещении - это все равно, что показывать спектакль на стене". Поэтому два зала из четырех заняты документацией, описанием инсталляций в виде эскизов, текстов, фотографий, макетов, рисунков - как уже созданных художником, так и еще не реализованных или даже утопических. Эта своеобразная ретроспектива прошлого и будущего творчества требует от зрителя таких добродетелей, как внимание, терпение и воображение. Чтобы собрать воедино из всех представленных документов то целостное живое впечатление, которое и является конечной целью тотальных инсталляций художника.
Более непосредственное понятие о творчестве Кабакова можно получить, посмотрев три его инсталляции в других залах. В одном расположены "Жизнь в шкафу" и "Туалет в углу" - две эти работы художник подарил Эрмитажу, и с них, как отметил Михаил Борисович Пиотровский, начнется эрмитажная коллекция искусства второй половины XX века. Последний зал занимает "Случай в музее". Житель коммунальной квартиры, который в поисках уединения запирается в туалете или оборудует себе место для жизни в шкафу, - это такое же иррациональное существо, как и маленькие белые человечки, оккупировавшие лекционный зал музея. Кто-то собирает комиссию для наблюдения за ним, а кто-то и сегодня живет такой жизнью.
"Мое главное ощущение - глубокого и удивительного сна, начавшегося с того, что мне предложили сделать выставку в Эрмитаже", - сказал Илья Кабаков по поводу своих впечатлений от приезда в Россию. Наверное, таким же сном было происходящее для всех тех, кто пришел на открытие выставки Кабакова и выстоял очередь, чтобы попасть внутрь. Директора музеев, московские и петербургские арткритики, кураторы галерей, художники толпой стояли у входа, чтобы увидеть сон Кабакова въяве. Наверное, нам всем остро не хватает таких вот осуществившихся в реальности снов о мировом успехе.
Надежда ДЕМКИНА