Культура
НАШИ В МОСКВЕ
02 июля
Московский кинофестиваль придерживается регламента фестиваля "категории А". То есть не берет в конкурс фильмов, уже засвеченных на других фестивалях. А так как пока конкурировать с Каннами или Берлином Москве не удается, заманить в конкурсную программу фильмы мэтров типа Альмадовара или Кустурицы не получается. Приходится довольствоваться тем, что есть. А есть, например, испанская "Кожа земли" - нравоучительная и нелепая многословная постановка, заумная и предсказуемая. Или шведские "Детали" - типичный представитель депрессивной северной кинематографии. Или израильская "Биография Бена" - фильм, хоть и на серьезную тематику еврейского семейного воспитания, но надуманный и неправдоподобный. И так далее.
Однако благодаря не слишком высокому качеству иностранных конкурсных фильмов, три представленные в конкурсе отечественные картины, и без того более чем достойные, выглядели вообще шикарно. Во-первых, "Папа" - режиссерская работа Владимира Машкова, основанная на известной пьесе Александра Галича "Матросская тишина". "Папа" - адекватный перенос на экран давнего спектакля, одноименного оригинальной пьесе. Фильм вообще получился театральным, иногда наигранным, но искренним. "Папа" - пример того, как можно делать зрительское кино (а в том, что картину будут смотреть, сомнений не возникает, что подтверждает и приз зрительских симпатий) и при том не изменять себе. Машков в роли старого местечкового еврея Абрама Шварца, на собственный лад воспитывающего сына-скрипача Давида, прекрасен. Сам Давид (Егор Бероев) менее убедителен, но зато чем-то очень похож на главного героя из "Пианиста" Романа Поланского. В финале слезы зрителей обеспечены. К тому же появление любого (а тем более качественного) антифашистского фильма можно только приветствовать.
Во-вторых, игровой дебют известной документалистки Марины Разбежкиной "Время жатвы" - фильм-сон, фильм-наваждение. В чувашской деревушке живет семья - маленький сын, от лица которого ведется повествование, его мать-комбайнерка и ее муж, безногий добродушный пьяница, недавно вернувшийся с войны. Женщина, мечтающая об отрезе ситца, за успехи в социалистическом труде получает награду - переходящее Красное знамя. Знамя, атакуемое мышами, изо дня в день уменьшается в размерах, страх съедает душу. И героиня труда решает и впредь совершать трудовой подвиг, чтобы начальство из райцентра не заметило того, что происходит со знаменем. Но счастье и любовь уходят из семьи... "Время жатвы" - не ностальгическая картина и не взятый отечественными кинематографистами на вооружение стеб, это - трагедия абсурда, снятая с документальным вниманием к деталям. Что не могло остаться без внимания специалистов - фильм заслуженно получил диплом жюри российской кинокритики, приз жюри ФИПРЕССИ.
Наконец, в-третьих, триумфатор Московского фестиваля - картина питерского режиссера Дмитрия Месхиева "Свои" (приз жюри российской кинокритики, приз российских киноклубов, приз Богдану Ступке за лучшее исполнение мужской роли, приз за режиссуру и, наконец, главный приз - золотой "Святой Георгий"). Фильм "Свои", несомненно, был не только самым интересным фильмом конкурса, но и вообще - одним из наиболее значительных российских кинопроектов последнего времени. Жесткая и жестокая военная драма о том, как трое беглецов из немецкого плена оказываются в деревне у служащего старостой отца одного из бывших пленных. Здесь - конфликт интересов: пленные хотят выжить, отец в блистательном исполнении Богдана Ступки - спасти сына и так далее. Здесь каждый сам решает, кто свой, а кто чужой. Здесь каждый должен совершить свой персональный "выбор Софи". Месхиев снял картину без реверансов политкорректности, предельно честно и в отсутствие сентиментальности. За что наверняка еще услышит упреки от радикальных, патриотически настроенных зрителей. Впрочем, это - их, зрителей, проблемы.
Но успехи российского кино в московском конкурсе отнюдь не означают, что отечественная кинематография переживает очередной расцвет. Некоторые представленные в российской кинопрограмме фильмы, названия которых из цензурных соображений вспоминать не хочется, не то что обсуждать - их даже смотреть было невозможно.
Впрочем, был в программе фестиваля российский фильм, как раз вызвавший волну споров и обсуждений. Это - картина "Русское" Александра Велединского (режиссера прекрасной короткометражки "Ты да я, да мы с тобой" и автора сценариев нескольких сериалов), основанная на харьковской трилогии Эдуарда Лимонова. Фильм у кого-то вызвал восторг, у кого-то - резкое неприятие. Лично мне картина, скорее, не понравилась - трагическая автобиографическая проза одного из лучших отечественных литераторов была прочитана режиссером с неожиданной легкостью, а тонкий юмор, присутствовавший в книгах, стал походить на шутки пересмешника. К тому же три довольно объемные книги вместить в один фильм было нелегко, потому прозу пришлось сильно сокращать, что не пошло на пользу повествованию. Но к авторскому прочтению довольно сложно предъявлять претензии, тем более что "Русское" - не экранизация, а фильм "по мотивам". Да и исполнитель главной роли, молодой актер Андрей Чадов, с блеском воплотил на экране образ подростка Савенко. Да и Лимонову, говорят, фильм понравился. В любом случае картина Велединского стоит того, чтобы ее пересмотреть еще раз.
Кроме того, на закрытии фестиваля показывали "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова - фантастический боевик, основанный на прозе Сергея Лукьяненко. Это - первый российский блокбастер, дорогой, снятый с юмором, под завязку набитый звездами. Там есть вампиры, крушения самолетов и погони, мистика и узнаваемые московские реалии. Там есть Константин Хабенский в главной роли и Илья Лагутенко в роли вампира, которого очень красиво убивают. Через несколько дней выходящий в широкий прокат фильм - первый за долгое время отечественный продукт, который реально может конкурировать с западными фильмами на российском рынке. К тому же это просто веселое и динамично сделанное кино.
Что же касается всего остального, то вне рамок основного конкурса можно было разглядеть что-то необычное: например, скандальную белорусскую картину "Оккупация. Мистерии", запрещенную к показу на родине и представляющую партизанскую войну в Белоруссии в жанре мистического триллера, или афганскую ленту "Осама", реалистично повествующую о судьбе женщины в Афганистане при талибах, или "Мою мать" с Изабель Юппер в главной роли - типичное для современного французского кино исследование сексуальных и этических перверсий, или "Слон" Гаса ван Санта - американский шедевр о бытовом насилии, которое, разлитое в воздухе, берется ниоткуда и обязательно проявляется большой кровью...
А в том, что общий уровень фильмов оказался не слишком высоким, нет ничего удивительного. Репортажи с зарубежных международных фестивалей свидетельствуют: мировое кино, кажется, переживает не лучшие времена. Остается лишь с надеждой ожидать следующего года.
Евгений КОГАН
Однако благодаря не слишком высокому качеству иностранных конкурсных фильмов, три представленные в конкурсе отечественные картины, и без того более чем достойные, выглядели вообще шикарно. Во-первых, "Папа" - режиссерская работа Владимира Машкова, основанная на известной пьесе Александра Галича "Матросская тишина". "Папа" - адекватный перенос на экран давнего спектакля, одноименного оригинальной пьесе. Фильм вообще получился театральным, иногда наигранным, но искренним. "Папа" - пример того, как можно делать зрительское кино (а в том, что картину будут смотреть, сомнений не возникает, что подтверждает и приз зрительских симпатий) и при том не изменять себе. Машков в роли старого местечкового еврея Абрама Шварца, на собственный лад воспитывающего сына-скрипача Давида, прекрасен. Сам Давид (Егор Бероев) менее убедителен, но зато чем-то очень похож на главного героя из "Пианиста" Романа Поланского. В финале слезы зрителей обеспечены. К тому же появление любого (а тем более качественного) антифашистского фильма можно только приветствовать.
Во-вторых, игровой дебют известной документалистки Марины Разбежкиной "Время жатвы" - фильм-сон, фильм-наваждение. В чувашской деревушке живет семья - маленький сын, от лица которого ведется повествование, его мать-комбайнерка и ее муж, безногий добродушный пьяница, недавно вернувшийся с войны. Женщина, мечтающая об отрезе ситца, за успехи в социалистическом труде получает награду - переходящее Красное знамя. Знамя, атакуемое мышами, изо дня в день уменьшается в размерах, страх съедает душу. И героиня труда решает и впредь совершать трудовой подвиг, чтобы начальство из райцентра не заметило того, что происходит со знаменем. Но счастье и любовь уходят из семьи... "Время жатвы" - не ностальгическая картина и не взятый отечественными кинематографистами на вооружение стеб, это - трагедия абсурда, снятая с документальным вниманием к деталям. Что не могло остаться без внимания специалистов - фильм заслуженно получил диплом жюри российской кинокритики, приз жюри ФИПРЕССИ.
Наконец, в-третьих, триумфатор Московского фестиваля - картина питерского режиссера Дмитрия Месхиева "Свои" (приз жюри российской кинокритики, приз российских киноклубов, приз Богдану Ступке за лучшее исполнение мужской роли, приз за режиссуру и, наконец, главный приз - золотой "Святой Георгий"). Фильм "Свои", несомненно, был не только самым интересным фильмом конкурса, но и вообще - одним из наиболее значительных российских кинопроектов последнего времени. Жесткая и жестокая военная драма о том, как трое беглецов из немецкого плена оказываются в деревне у служащего старостой отца одного из бывших пленных. Здесь - конфликт интересов: пленные хотят выжить, отец в блистательном исполнении Богдана Ступки - спасти сына и так далее. Здесь каждый сам решает, кто свой, а кто чужой. Здесь каждый должен совершить свой персональный "выбор Софи". Месхиев снял картину без реверансов политкорректности, предельно честно и в отсутствие сентиментальности. За что наверняка еще услышит упреки от радикальных, патриотически настроенных зрителей. Впрочем, это - их, зрителей, проблемы.
Но успехи российского кино в московском конкурсе отнюдь не означают, что отечественная кинематография переживает очередной расцвет. Некоторые представленные в российской кинопрограмме фильмы, названия которых из цензурных соображений вспоминать не хочется, не то что обсуждать - их даже смотреть было невозможно.
Впрочем, был в программе фестиваля российский фильм, как раз вызвавший волну споров и обсуждений. Это - картина "Русское" Александра Велединского (режиссера прекрасной короткометражки "Ты да я, да мы с тобой" и автора сценариев нескольких сериалов), основанная на харьковской трилогии Эдуарда Лимонова. Фильм у кого-то вызвал восторг, у кого-то - резкое неприятие. Лично мне картина, скорее, не понравилась - трагическая автобиографическая проза одного из лучших отечественных литераторов была прочитана режиссером с неожиданной легкостью, а тонкий юмор, присутствовавший в книгах, стал походить на шутки пересмешника. К тому же три довольно объемные книги вместить в один фильм было нелегко, потому прозу пришлось сильно сокращать, что не пошло на пользу повествованию. Но к авторскому прочтению довольно сложно предъявлять претензии, тем более что "Русское" - не экранизация, а фильм "по мотивам". Да и исполнитель главной роли, молодой актер Андрей Чадов, с блеском воплотил на экране образ подростка Савенко. Да и Лимонову, говорят, фильм понравился. В любом случае картина Велединского стоит того, чтобы ее пересмотреть еще раз.
Кроме того, на закрытии фестиваля показывали "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова - фантастический боевик, основанный на прозе Сергея Лукьяненко. Это - первый российский блокбастер, дорогой, снятый с юмором, под завязку набитый звездами. Там есть вампиры, крушения самолетов и погони, мистика и узнаваемые московские реалии. Там есть Константин Хабенский в главной роли и Илья Лагутенко в роли вампира, которого очень красиво убивают. Через несколько дней выходящий в широкий прокат фильм - первый за долгое время отечественный продукт, который реально может конкурировать с западными фильмами на российском рынке. К тому же это просто веселое и динамично сделанное кино.
Что же касается всего остального, то вне рамок основного конкурса можно было разглядеть что-то необычное: например, скандальную белорусскую картину "Оккупация. Мистерии", запрещенную к показу на родине и представляющую партизанскую войну в Белоруссии в жанре мистического триллера, или афганскую ленту "Осама", реалистично повествующую о судьбе женщины в Афганистане при талибах, или "Мою мать" с Изабель Юппер в главной роли - типичное для современного французского кино исследование сексуальных и этических перверсий, или "Слон" Гаса ван Санта - американский шедевр о бытовом насилии, которое, разлитое в воздухе, берется ниоткуда и обязательно проявляется большой кровью...
А в том, что общий уровень фильмов оказался не слишком высоким, нет ничего удивительного. Репортажи с зарубежных международных фестивалей свидетельствуют: мировое кино, кажется, переживает не лучшие времена. Остается лишь с надеждой ожидать следующего года.
Евгений КОГАН