Культура

ПТИЦА НА ЯХТЕ ВЕРХОМ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

02 июля
Директор ГМЗ "Петергоф" Вадим Знаменов, в этот день исполнявший роль экскурсовода по новому маршруту, сказал, что среди такого количества музеев каждый должен найти что-то себе по душе. Петергоф не хочет эксплуатировать только дворцовую тематику - тем более что в его фондах найдется материал для множества других интересных сюжетов.
Например, яхты. Теперь о богатой истории придворного яхтостроительства можно узнать в павильоне, сооруженном около пирса в Нижнем парке. В XIX веке на этом месте существовал Царский павильон, где встречали прибывшие в парк суда. Небольшая экспозиция, организованная с помощью Военно-морского музея, показывает всю любовь наших самодержцев к морю. Придворные яхты строили и в XVIII веке - об этом напоминают нам морская шинель и шкиперская куртка Петра I, а также мундирное платье Екатерины II по форме флота, - но по-настоящему увлекся ими Николай I. Он, побывав в Англии, создал и первый в России яхт-клуб (таких клубов в Петербурге к началу XX века было уже 5). Императорские яхты превратились в настоящие плавучие дворцы, по роскоши внутреннего убранства не уступавшие наземным резиденциям.
Для таких судов, как "Полярная звезда", "Штандарт", "Ливадия", "Держава", специально создавались мебельные гарнитуры и столовые сервизы. Не говоря уже о том, что яхты оборудовались по последнему слову техники: водопровод, отопление, телефон, радио. К сожалению, мы можем судить обо всем этом только по фотографиям, документам, воспоминаниям и сохранившимся разрозненным предметам обстановки - яхты были либо разобраны на металл, либо переоборудованы, служили как обычные суда и в дальнейшем, придя в окончательную негодность, погибли как мишени при испытаниях ракет.
Птичий Вольер. Многие знают этот деревянный павильон в Нижнем парке. Вольер был построен в 1720 году архитектором Браунштейном, это одна из самых ранних сохранившихся построек Петергофа. Раньше эта часть парка называлась Менажерия и относилась к усадьбе Монплезир - здесь были садки для рыб, были водоплавающие птицы, а вольеры предназначались для певчих птиц. В подтверждение ценности этого памятника парковой архитектуры директор музея Вадим Знаменов привел историю о том, что после окончания войны Игорь Грабарь, прибыв в Петергоф в составе комиссии для осмотра нанесенного ущерба, прежде всего побежал смотреть, уцелел ли Вольер. Внутри этот "звучащий павильон парка" расписан французским художником Луи Каравакком (он прибыл в Россию вместе с Растрелли) на сюжеты из "Метаморфоз" Овидия.
Изящная, подцвеченная золотом роспись по основному белому фону контрастирует с зеленью парка, со всех сторон обступившей Вольер. Около 30 видов птиц, как местных, известных в лесах Ленинградской области, так и жительниц Юго-Восточной Азии, известных в Европе с XVIII века, теперь обустраиваются на новом месте. Чтобы полюбоваться на красавиц, придется нагнуться (вход в павильон - настоящий лаз вполовину роста взрослого человека). Одновременно будут пускать не более 6 человек - чтобы не напугать птиц. Осенью птицы переедут на более теплую квартиру.
Велосипедный бум. Наконец, угловой дом (один из Кавалерских домов, в котором любил останавливаться Николай I) на Дворцовой площади стал первым в Петербурге и в России Музеем истории велосипедов. Велосипеды, принадлежавшие императорской фамилии, петергофцы собрали по разным дворцам - везде они лежали как рухлядь, не подлежащая восстановлению. С помощью Юрия Лукосяка их удалось вернуть к жизни. Французский "Костотряс" 1867 года принадлежал Александру II: у этого велосипеда были еще деревянные колеса с металлическим ободом, и он был неимоверно тяжелым, но уже имел все детали, которыми обладают самые современные модели. На английских "Пауках" 1882 года катался Александр III - такой велосипед уже участвовал в первых после перерыва Олимпийских играх и потому считался спортивной моделью. Чтобы удержать равновесие на огромном переднем колесе и маленьком заднем, нужно было обладать акробатическими способностями. Николай II предпочитал английский двухместный велосипед "Тандем" (1900 г.) - он уже выглядит совсем современно. С тех пор улучшались только детали. А все основное уже было придумано. У великих князей был даже велосипедный тренажер - американский, из чугуна, начала XX века. Каталоги, расценки, модели, фотографии, журналы, открытки, рекламные плакаты, аксессуары (вплоть до зажимчиков для брюк) - в России с XIX века был велосипедный бум. "Мы, к сожалению, не являемся велосипедной страной, но память о велосипедном детстве живет в каждом из нас", - заметил Вадим Знаменов. А обретя велосипедное прошлое, возможно, мы обретем и будущее, и в Петербурге появятся дорожки и стоянки для велосипедистов. Так хотелось в это верить, глядя на выступление маленьких спортсменов на велосипедах-внедорожниках из Петергофской школы олимпийского резерва, круживших по площади перед музеем.
Надежда ДЕМКИНА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь