Культура
ШАГИ КОНЦЕПТУАЛИЗМА
09 июля
Эта ретроспективная выставка творчества художника за последние тридцать лет приехала к нам из Третьяковской галереи с небольшими изменениями. Виктор Пивоваров наряду с Ильей Кабаковым, чья выставка сейчас работает в Главном штабе, Эриком Булатовым, Андреем Монастырским и Эдуардом Гороховским (его работы можно увидеть в Мраморном дворце) - один из основоположников движения "московского концептуализма". Как и Кабаков, Пивоваров работал иллюстратором детских книг и журналов - его книги любимы не одним поколением. В 1982 году он эмигрировал в Чехию и с тех пор живет и работает в Праге. Как сам признается в интервью, никогда бы не уехал, если бы не "помрачение" - то есть любовь.
Известно, как избирательно работают законы фортуны: Кабаков уже много лет как объявлен мэтром концептуализма, а Пивоваров по непонятным причинам остался в тени своих друзей. Похоже, сейчас ситуация начинает немного изменяться: после выставки в Москве - Русский музей в Петербурге.
В залах Михайловского замка можно увидеть разные этапы творчества Виктора Пивоварова. Экспозицию открывают "Тетради Григория Сергеевича Татузова": "Тетрадь неприятностей и обид" и "Описания вкусной еды", "Песни умиления" и "Страхи", "Вздохи и шепоты" и "Красивые девушки и больные птицы" - на деревянных щитах подвешены книжечки разных форматов с красиво выведенными названиями. Глядя на портрет Григория Сергеевича Татузова, читая, как стихи, заголовки его тетрадей, можно вообразить всю жизнь этого героя, "маленького человека" советской действительности. Серия "Сценки из московской жизни" рисует повседневную действительность того круга, в котором в 70-е годы существовал сам художник: тут и "Разговор об искусстве" с колбасой и водочкой на фоне обломков классических скульптур, и мастерская Кабакова, и поэт Генрих Сапгир с женой и кошкой. Следующий зал называется "Место действия. Квартира 22". На картинах из жизни этой квартиры - сгущенный до предела бытовой абсурд, его концентрация настолько высока, что он уже не имеет отношения к территории бывшего Советского Союза, а распространяется на все наше существование в социуме. На картине - только надпись: "Свет погасили, он молчит, она плачет". Эта хармсовская нота в дальнейшем усиливается в творчестве Пивоварова. В серии "Шаги механика", давшей название всей выставке, центральная честь картины пуста, ее будто бы заслонили щитом с текстом, и мы видим только куски изображения. При этом сюжет и текст продолжают друг друга, превращая целое в парадокс. "Подметаем и так далее", - меланхолично замечает автор, показав нам часть комнаты во время уборки, и затрагивает целый пласт жизни любого зрителя. Вершина этой линии творчества Виктора Пивоварова - "Заблудившийся Данте" 2001 года. Новая версия "Божественной комедии" - это серия листов книжного формата, где есть "село Неспрашивай" и "деревня Негадай". Данте заблудился несомненно где-то в средней полосе России, на "горе Однажды", у "станции Слышны", близ "поселка Голоса".
В книге отзывов, где на половину хвалебных приходится столько же недоумевающих и непонимающих, есть один, который несомненно мог бы стать сюжетом для картины Виктора Пивоварова. Так и вижу, как художник бы изобразил зал музея и чью-то спину с грозной надписью: "Да уберите вы эту художественную выставку, чтобы она не портила впечатления от замка!" СССР давно нет, а дух его отношения к современному искусству жив и поныне.
Еще один представитель клана московского концептуализма благодаря Русскому музею оказался этим летом на берегах Невы. Архитектор по образованию, книжный график по профессии, Эдуард Гороховский переехал в Москву в 1974 году и оказался в нужное время в нужном месте. Одним из первых он стал заниматься освоением такой области современного искусства, как фотоколлаж. Искусство, базирующееся на фотографии, - так в переводе с английского звучит термин photo-based art, которым обозначают жанр или, скорее, происхождение картин Гороховского. Старые фотографии, переведенные на холст, становятся отправной точкой для размышлений художника о природе времени и памяти, о связанных с ними воспоминании и забвении.
Эдуард Гороховский к каждой фотографии находит свой подход. Групповое фото "На южном курорте" просто выцвело от сильного солнца. Но бледный росчерк в углу - "1936 год" - заставляет пристальней всмотреться в молодые смеющиеся лица. Поверх одного изображения может проступить другое ("Сидящие"), и в этом наложении слоев можно заподозрить скрещение судеб. Еще одна групповая фотография, наводящая на размышление о репрессиях: все сидящие в первом ряду - белые фигуры с цифрами "По порядку номеров". Серия "Чернобыль. Радиация" - идиллические семейные сценки уже отравлены катастрофой: на фоне неестественно яркого пейзажа фигуры людей серые, как призраки. Гороховский соединяет фотографии со словами, делит картину на марки ценой по 3 и 5 копеек, превращает ее в коллаж из цветастых обоев - все это для того, чтобы выйти за границы прямоугольника прямо в безграничное пространство искусства. •
P.S. Когда этот материал был уже написан, стало известно, что в Москве на 76-м году жизни скончался выдающийся художник Эдуард Гороховский.
Надежда ДЕМКИНА
Известно, как избирательно работают законы фортуны: Кабаков уже много лет как объявлен мэтром концептуализма, а Пивоваров по непонятным причинам остался в тени своих друзей. Похоже, сейчас ситуация начинает немного изменяться: после выставки в Москве - Русский музей в Петербурге.
В залах Михайловского замка можно увидеть разные этапы творчества Виктора Пивоварова. Экспозицию открывают "Тетради Григория Сергеевича Татузова": "Тетрадь неприятностей и обид" и "Описания вкусной еды", "Песни умиления" и "Страхи", "Вздохи и шепоты" и "Красивые девушки и больные птицы" - на деревянных щитах подвешены книжечки разных форматов с красиво выведенными названиями. Глядя на портрет Григория Сергеевича Татузова, читая, как стихи, заголовки его тетрадей, можно вообразить всю жизнь этого героя, "маленького человека" советской действительности. Серия "Сценки из московской жизни" рисует повседневную действительность того круга, в котором в 70-е годы существовал сам художник: тут и "Разговор об искусстве" с колбасой и водочкой на фоне обломков классических скульптур, и мастерская Кабакова, и поэт Генрих Сапгир с женой и кошкой. Следующий зал называется "Место действия. Квартира 22". На картинах из жизни этой квартиры - сгущенный до предела бытовой абсурд, его концентрация настолько высока, что он уже не имеет отношения к территории бывшего Советского Союза, а распространяется на все наше существование в социуме. На картине - только надпись: "Свет погасили, он молчит, она плачет". Эта хармсовская нота в дальнейшем усиливается в творчестве Пивоварова. В серии "Шаги механика", давшей название всей выставке, центральная честь картины пуста, ее будто бы заслонили щитом с текстом, и мы видим только куски изображения. При этом сюжет и текст продолжают друг друга, превращая целое в парадокс. "Подметаем и так далее", - меланхолично замечает автор, показав нам часть комнаты во время уборки, и затрагивает целый пласт жизни любого зрителя. Вершина этой линии творчества Виктора Пивоварова - "Заблудившийся Данте" 2001 года. Новая версия "Божественной комедии" - это серия листов книжного формата, где есть "село Неспрашивай" и "деревня Негадай". Данте заблудился несомненно где-то в средней полосе России, на "горе Однажды", у "станции Слышны", близ "поселка Голоса".
В книге отзывов, где на половину хвалебных приходится столько же недоумевающих и непонимающих, есть один, который несомненно мог бы стать сюжетом для картины Виктора Пивоварова. Так и вижу, как художник бы изобразил зал музея и чью-то спину с грозной надписью: "Да уберите вы эту художественную выставку, чтобы она не портила впечатления от замка!" СССР давно нет, а дух его отношения к современному искусству жив и поныне.
Еще один представитель клана московского концептуализма благодаря Русскому музею оказался этим летом на берегах Невы. Архитектор по образованию, книжный график по профессии, Эдуард Гороховский переехал в Москву в 1974 году и оказался в нужное время в нужном месте. Одним из первых он стал заниматься освоением такой области современного искусства, как фотоколлаж. Искусство, базирующееся на фотографии, - так в переводе с английского звучит термин photo-based art, которым обозначают жанр или, скорее, происхождение картин Гороховского. Старые фотографии, переведенные на холст, становятся отправной точкой для размышлений художника о природе времени и памяти, о связанных с ними воспоминании и забвении.
Эдуард Гороховский к каждой фотографии находит свой подход. Групповое фото "На южном курорте" просто выцвело от сильного солнца. Но бледный росчерк в углу - "1936 год" - заставляет пристальней всмотреться в молодые смеющиеся лица. Поверх одного изображения может проступить другое ("Сидящие"), и в этом наложении слоев можно заподозрить скрещение судеб. Еще одна групповая фотография, наводящая на размышление о репрессиях: все сидящие в первом ряду - белые фигуры с цифрами "По порядку номеров". Серия "Чернобыль. Радиация" - идиллические семейные сценки уже отравлены катастрофой: на фоне неестественно яркого пейзажа фигуры людей серые, как призраки. Гороховский соединяет фотографии со словами, делит картину на марки ценой по 3 и 5 копеек, превращает ее в коллаж из цветастых обоев - все это для того, чтобы выйти за границы прямоугольника прямо в безграничное пространство искусства. •
P.S. Когда этот материал был уже написан, стало известно, что в Москве на 76-м году жизни скончался выдающийся художник Эдуард Гороховский.
Надежда ДЕМКИНА