Общество
КАТАСТРОФА
10 июля
Экипаж разбившегося бомбардировщика не выполнил команды покинуть самолет.
Фразами примерно такого содержания буквально пестрели вчера сообщения информагентств, радио и телевидения. Недвусмысленно говоря о том, что российские летчики, скорее всего, погибли, пытаясь до конца бороться за живучесть своей машины.
В отличие, скажем, от их американских коллег - как показала хроника боевых действий в Югославии и Ираке, те не задумываясь прибегают к катапультированию в любой нештатной ситуации, прекрасно осознавая ценность своей жизни и тот факт, что государство затратило на их обучение миллионы долларов. На подготовку наших, надо думать, государство затрачивает немногим меньше. Но, как показывает практика, "железо" у нас всегда ценилось больше человеческой жизни, этот тезис намертво впитался в кровь и плоть наших "икаров". До некоторой степени это объясняет причины гибели экипажей боевых машин в большинстве авиакатастроф последних лет. Всегда ли самопожертвование - подвиг? Однозначный ответ на этот вопрос дать очень непросто. И вот вчера мы опять без всякого удивления выслушали слова командующего дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенанта Игоря Хворова о том, что "экипаж бомбардировщика пытался в первую очередь спасти свой самолет и уже потом - свои собственные жизни".
Слова эти были сказаны на пресс-конференции в городе Сольцы Новгородской области, где накануне поздно вечером, около 23.40, разбился ракетоносец-бомбардировщик дальней авиации Ту-22М3. В ночь на пятницу два однотипных бомбардировщика Солецкого авиаполка без боеприпасов на борту выполняли учебно-тренировочный полет по маршруту общей продолжительностью в один час сорок минут. Задание было благополучно выполнено, самолет под командованием начальника службы безопасности полетов майора Олега Тяпкина вышел в район аэродрома и начал заход на посадку - экипаж уже выпустил шасси и включил фары. Но примерно в десяти километрах от взлетно-посадочной полосы, когда машина, находившаяся на высоте около пятисот метров, выходила на посадочную прямую, на борту возникла какая-то нештатная ситуация, изучением которой теперь и занимаются специалисты Инспекции по расследованию летных происшествий Службы безопасности полетов Министерства обороны РФ и сотрудники прокуратуры Ленинградского военного округа. Через четыре или пять секунд после ее возникновения стратегический бомбардировщик сошел с курса и врезался в землю с большой вертикальной скоростью и со значительным левым креном.
От удара о землю бомбардировщик взорвался. Но, по словам Хворова, первичный осмотр места происшествия и анализ все же дали возможность понять, что экипаж предпринимал необходимые действия для спасения машины, действуя по схеме "спасти самолет и затем уже - свои жизни", однако им не хватило ни времени, ни высоты. При этом, считает генерал-лейтенант, летчики вполне могли принять решение о первоочередном спасении самих себя, поскольку рядом не было населенных пунктов. Но ни один из членов экипажа так и не воспользовался возможностью катапультироваться - как показал осмотр места происшествия, катапульты не были приведены даже в состояние готовности.
"Мы будем работать и определим динамику развития аварийной ситуации и, самое главное, ее объективные причины", - отметил командующий дальней авиацией ВВС РФ, по словам которого оба бортовых самописца уже найдены, один из них находится в хорошем состоянии, второй - в удовлетворительном, но записи на них еще не расшифрованы. "Причины катастрофы мы узнаем уже в ближайшие дни", - заявил Хворов, сообщив, что проверка самописцев будет проводиться на месте, в Солецком гарнизоне. Командующий подчеркнул, что командир экипажа, являвшийся военным летчиком первого класса, и штурман, имевший квалификацию штурмана первого класса, и остальные члены экипажа были опытными авиаторами, имели более тысячи часов налета.
Тем временем в связи с произошедшим решением главнокомандующего ВВС Владимира Михайлова полеты данных типов самолетов были временно приостановлены. По факту крушения возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ (нарушение правил полетов и подготовки к ним), и на место ЧП направилась следственная бригада во главе с военным прокурором Ленинградского военного округа. А администрация Новгородской области обязалась оказать материальную помощь семьям погибшего экипажа.
Катастрофа унесла жизни командира корабля майора Олега Тяпкина, 1958 года рождения, у которого остался взрослый сын, штурмана майора Николая Толстова, 1964 года рождения, также остался пятнадцатилетний сын, штурмана-оператора капитана Александра Иванова, 1978 года рождения, осталась маленькая дочь, которой в августе исполнится ровно год. Их семьям, а также семье бездетного помощника командира корабля капитана Ильи Ласкова, 1977 года рождения, решением губернатора области Михаила Прусака будет выделено по пятьдесят тысяч рублей. Не много, согласитесь, по сравнению с многомиллионной стоимостью самолета, который пытались спасти эти четверо. •
Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3, разработанный в КБ Туполева, свой первый полет совершил 20 июня 1977 года, а в марте 1983-го был принят на вооружение Советской армии (общий объем выпуска - 268 машин). Самолет оснащен двумя двухконтурными турбореактивными форсированными двигателями НК-25 с взлетной тягой 25000 кгс. За счет совершенной аэродинамической компоновки планера и высокомеханизированного крыла с изменяемой стреловидностью от двадцати до шестидесяти градусов достигнуты высокие летно-технические характеристики: максимальная скорость полета - 2000-2300 км/ч, максимальная дальность полета - 7000 километров, боевой радиус действия - 2200 км. Максимальная взлетная масса машины - 124 тонны, максимальная бомбовая загрузка - 24 тонны. Экипаж четыре человека.
Ту-22М3 предназначен для поражения оптически видимых и радиолокационно-контрастных, одиночных, площадных, наземных, морских, подвижных и неподвижных целей сверхзвуковыми управляемыми ракетами и авиабомбами с обычным или ядерным зарядом. Комплекс вооружения размещен внутри фюзеляжа и на двух точках внешней подвески и включает в себя десять управляемых крылатых ракет класса "воздух-поверхность", "воздух-корабль" и "воздух-РЛС", а так-же бомбы и авиамины. Состоит на вооружении частей дальней и морской ракетоносной авиации.
6.07.2004. В Калужской области разбился вертолет Ми-8, выполнявший в паре с другим таким же плановый полет по маршруту аэродром Кубинка - Тула. Командир майор Сергей Стальмаков успел отвести падающую машину от домов дачного кооператива "Строитель", но экипаж, состоящий из четырех человек, покинуть ее не сумел - их тела были обнаружены на месте катастрофы.
12.02.2004. В 10 километрах от Комсомольска-на-Амуре, у населенного пункта Хурба, из-за отказа механизма перестановки крыла в посадочное положение разбился фронтовой бомбардировщик Су-24, выполнявший учебно-тренировочный полет. Пилоты капитан Зайцев и старший лейтенант Каленуров не пострадали - они успели катапультироваться.
12.11.2003. В Армении разбился российский истребитель МиГ-29 - катастрофа произошла в тот момент, когда самолет выполнял фигуры высшего пилотажа, летчик не успел катапультироваться и погиб на месте крушения.
18.09.2003. Разбился стратегический бомбардировщик Ту-160, рано утром поднявшийся с аэродрома в Энгельсе Саратовской области в целях облета машины после замены силовой установки. По данным комиссии, расследовавшей причины авиакатастрофы, бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла взорвался в полете - стенки полой емкости центроплана, который используется в качестве бака для горючего (кессон), на высоте около 1200 метров не выдержали разницы внутреннего и внешнего давлений, и когда нагрузка превысила критическое значение, бак "схлопнул". Летчики - командир Юрий Дейнеко, Олег Федусенко, Григорий Колчин и Сергей Сухоруков - успели катапультироваться до взрыва, однако ударной волной и огнем их парашютные системы были разрушены и экипаж погиб.
Александр СЕЛИЦКИЙ
Фразами примерно такого содержания буквально пестрели вчера сообщения информагентств, радио и телевидения. Недвусмысленно говоря о том, что российские летчики, скорее всего, погибли, пытаясь до конца бороться за живучесть своей машины.
В отличие, скажем, от их американских коллег - как показала хроника боевых действий в Югославии и Ираке, те не задумываясь прибегают к катапультированию в любой нештатной ситуации, прекрасно осознавая ценность своей жизни и тот факт, что государство затратило на их обучение миллионы долларов. На подготовку наших, надо думать, государство затрачивает немногим меньше. Но, как показывает практика, "железо" у нас всегда ценилось больше человеческой жизни, этот тезис намертво впитался в кровь и плоть наших "икаров". До некоторой степени это объясняет причины гибели экипажей боевых машин в большинстве авиакатастроф последних лет. Всегда ли самопожертвование - подвиг? Однозначный ответ на этот вопрос дать очень непросто. И вот вчера мы опять без всякого удивления выслушали слова командующего дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенанта Игоря Хворова о том, что "экипаж бомбардировщика пытался в первую очередь спасти свой самолет и уже потом - свои собственные жизни".
Слова эти были сказаны на пресс-конференции в городе Сольцы Новгородской области, где накануне поздно вечером, около 23.40, разбился ракетоносец-бомбардировщик дальней авиации Ту-22М3. В ночь на пятницу два однотипных бомбардировщика Солецкого авиаполка без боеприпасов на борту выполняли учебно-тренировочный полет по маршруту общей продолжительностью в один час сорок минут. Задание было благополучно выполнено, самолет под командованием начальника службы безопасности полетов майора Олега Тяпкина вышел в район аэродрома и начал заход на посадку - экипаж уже выпустил шасси и включил фары. Но примерно в десяти километрах от взлетно-посадочной полосы, когда машина, находившаяся на высоте около пятисот метров, выходила на посадочную прямую, на борту возникла какая-то нештатная ситуация, изучением которой теперь и занимаются специалисты Инспекции по расследованию летных происшествий Службы безопасности полетов Министерства обороны РФ и сотрудники прокуратуры Ленинградского военного округа. Через четыре или пять секунд после ее возникновения стратегический бомбардировщик сошел с курса и врезался в землю с большой вертикальной скоростью и со значительным левым креном.
От удара о землю бомбардировщик взорвался. Но, по словам Хворова, первичный осмотр места происшествия и анализ все же дали возможность понять, что экипаж предпринимал необходимые действия для спасения машины, действуя по схеме "спасти самолет и затем уже - свои жизни", однако им не хватило ни времени, ни высоты. При этом, считает генерал-лейтенант, летчики вполне могли принять решение о первоочередном спасении самих себя, поскольку рядом не было населенных пунктов. Но ни один из членов экипажа так и не воспользовался возможностью катапультироваться - как показал осмотр места происшествия, катапульты не были приведены даже в состояние готовности.
"Мы будем работать и определим динамику развития аварийной ситуации и, самое главное, ее объективные причины", - отметил командующий дальней авиацией ВВС РФ, по словам которого оба бортовых самописца уже найдены, один из них находится в хорошем состоянии, второй - в удовлетворительном, но записи на них еще не расшифрованы. "Причины катастрофы мы узнаем уже в ближайшие дни", - заявил Хворов, сообщив, что проверка самописцев будет проводиться на месте, в Солецком гарнизоне. Командующий подчеркнул, что командир экипажа, являвшийся военным летчиком первого класса, и штурман, имевший квалификацию штурмана первого класса, и остальные члены экипажа были опытными авиаторами, имели более тысячи часов налета.
Тем временем в связи с произошедшим решением главнокомандующего ВВС Владимира Михайлова полеты данных типов самолетов были временно приостановлены. По факту крушения возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ (нарушение правил полетов и подготовки к ним), и на место ЧП направилась следственная бригада во главе с военным прокурором Ленинградского военного округа. А администрация Новгородской области обязалась оказать материальную помощь семьям погибшего экипажа.
Катастрофа унесла жизни командира корабля майора Олега Тяпкина, 1958 года рождения, у которого остался взрослый сын, штурмана майора Николая Толстова, 1964 года рождения, также остался пятнадцатилетний сын, штурмана-оператора капитана Александра Иванова, 1978 года рождения, осталась маленькая дочь, которой в августе исполнится ровно год. Их семьям, а также семье бездетного помощника командира корабля капитана Ильи Ласкова, 1977 года рождения, решением губернатора области Михаила Прусака будет выделено по пятьдесят тысяч рублей. Не много, согласитесь, по сравнению с многомиллионной стоимостью самолета, который пытались спасти эти четверо. •
Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3, разработанный в КБ Туполева, свой первый полет совершил 20 июня 1977 года, а в марте 1983-го был принят на вооружение Советской армии (общий объем выпуска - 268 машин). Самолет оснащен двумя двухконтурными турбореактивными форсированными двигателями НК-25 с взлетной тягой 25000 кгс. За счет совершенной аэродинамической компоновки планера и высокомеханизированного крыла с изменяемой стреловидностью от двадцати до шестидесяти градусов достигнуты высокие летно-технические характеристики: максимальная скорость полета - 2000-2300 км/ч, максимальная дальность полета - 7000 километров, боевой радиус действия - 2200 км. Максимальная взлетная масса машины - 124 тонны, максимальная бомбовая загрузка - 24 тонны. Экипаж четыре человека.
Ту-22М3 предназначен для поражения оптически видимых и радиолокационно-контрастных, одиночных, площадных, наземных, морских, подвижных и неподвижных целей сверхзвуковыми управляемыми ракетами и авиабомбами с обычным или ядерным зарядом. Комплекс вооружения размещен внутри фюзеляжа и на двух точках внешней подвески и включает в себя десять управляемых крылатых ракет класса "воздух-поверхность", "воздух-корабль" и "воздух-РЛС", а так-же бомбы и авиамины. Состоит на вооружении частей дальней и морской ракетоносной авиации.
6.07.2004. В Калужской области разбился вертолет Ми-8, выполнявший в паре с другим таким же плановый полет по маршруту аэродром Кубинка - Тула. Командир майор Сергей Стальмаков успел отвести падающую машину от домов дачного кооператива "Строитель", но экипаж, состоящий из четырех человек, покинуть ее не сумел - их тела были обнаружены на месте катастрофы.
12.02.2004. В 10 километрах от Комсомольска-на-Амуре, у населенного пункта Хурба, из-за отказа механизма перестановки крыла в посадочное положение разбился фронтовой бомбардировщик Су-24, выполнявший учебно-тренировочный полет. Пилоты капитан Зайцев и старший лейтенант Каленуров не пострадали - они успели катапультироваться.
12.11.2003. В Армении разбился российский истребитель МиГ-29 - катастрофа произошла в тот момент, когда самолет выполнял фигуры высшего пилотажа, летчик не успел катапультироваться и погиб на месте крушения.
18.09.2003. Разбился стратегический бомбардировщик Ту-160, рано утром поднявшийся с аэродрома в Энгельсе Саратовской области в целях облета машины после замены силовой установки. По данным комиссии, расследовавшей причины авиакатастрофы, бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла взорвался в полете - стенки полой емкости центроплана, который используется в качестве бака для горючего (кессон), на высоте около 1200 метров не выдержали разницы внутреннего и внешнего давлений, и когда нагрузка превысила критическое значение, бак "схлопнул". Летчики - командир Юрий Дейнеко, Олег Федусенко, Григорий Колчин и Сергей Сухоруков - успели катапультироваться до взрыва, однако ударной волной и огнем их парашютные системы были разрушены и экипаж погиб.
Александр СЕЛИЦКИЙ