Культура
ИЗМЕНИЛ И ПЕРЕПИСАЛ ВЕЛИКИЙ РЕМБРАНДТ
14 июля
У петербуржцев появилась уникальная возможность увидеть две картины великого мастера, одинаковые по сюжету и разные по композиции, внимательно разглядывая и сравнивая два полотна, проникнуть в тайны мастерской Рембрандта, понять ее отличие от, например, рубенсовской школы учеников.
В Петербург картины "Жертвоприношение Авраама" прибыли после большой выставки "Рембрандт и его школа", прошедшей в ноябре 2003 года в Дижоле, и экспозиции в Пинакотеке Мюнхена.
Оба варианта рембрандтовских полотен уже давно стали объектом научных исследований. При этом эрмитажная картина, имеющая авторскую подпись и датированная 1635 годом, никогда не вызывала сомнений в авторстве. Надпись на мюнхенском полотне: "Rembrandt. verandert. En overgeschildert. 1636" (Рембрандт. изменил. И переписал.) давала основания предполагать, что картина исполнена кем-то из художников мастерской великого живописца. Чаще всего указывались имена Говерта Флинка и Фердинанда Бола, которые к тому времени уже заканчивали обучение у мастера.
Зритель сразу заметит отличия двух шедевров живописи. В композиции мюнхенской картины ангел появляется не слева, а из-за спины Авраама. Эта более экспрессивная поза подчеркивает внезапность драматической ситуации, но при этом пропадает напряженный диалог взглядов Авраама и ангела, который так важен в эрмитажной работе. В версии из собрания Старой Пинакотеки отсутствует изображение чаши с огнем, в которой по библейскому сюжету появляется овен, принесенный в жертву вместо любимого сына Исаака. Ученый, искусствовед или наблюдательный посетитель найдет и другие различия полотен не только в композиции, но и цветовой палитре.
Часто ли мы в музеях надолго задерживаемся перед живописными творениями даже самых любимых художников? Редкий случай воочию увидеть и сравнить два рембрандтовских полотна особенно ценен и доставит много удовольствия, если неторопливо вглядываться, постигая вечную тайну мастерства гения.
Людмила ВОЛКОВА
В Петербург картины "Жертвоприношение Авраама" прибыли после большой выставки "Рембрандт и его школа", прошедшей в ноябре 2003 года в Дижоле, и экспозиции в Пинакотеке Мюнхена.
Оба варианта рембрандтовских полотен уже давно стали объектом научных исследований. При этом эрмитажная картина, имеющая авторскую подпись и датированная 1635 годом, никогда не вызывала сомнений в авторстве. Надпись на мюнхенском полотне: "Rembrandt. verandert. En overgeschildert. 1636" (Рембрандт. изменил. И переписал.) давала основания предполагать, что картина исполнена кем-то из художников мастерской великого живописца. Чаще всего указывались имена Говерта Флинка и Фердинанда Бола, которые к тому времени уже заканчивали обучение у мастера.
Зритель сразу заметит отличия двух шедевров живописи. В композиции мюнхенской картины ангел появляется не слева, а из-за спины Авраама. Эта более экспрессивная поза подчеркивает внезапность драматической ситуации, но при этом пропадает напряженный диалог взглядов Авраама и ангела, который так важен в эрмитажной работе. В версии из собрания Старой Пинакотеки отсутствует изображение чаши с огнем, в которой по библейскому сюжету появляется овен, принесенный в жертву вместо любимого сына Исаака. Ученый, искусствовед или наблюдательный посетитель найдет и другие различия полотен не только в композиции, но и цветовой палитре.
Часто ли мы в музеях надолго задерживаемся перед живописными творениями даже самых любимых художников? Редкий случай воочию увидеть и сравнить два рембрандтовских полотна особенно ценен и доставит много удовольствия, если неторопливо вглядываться, постигая вечную тайну мастерства гения.
Людмила ВОЛКОВА