Культура
АВАНГАРДНАЯ МАСТЬ
16 июля
В Петербург выставка, организованная по инициативе фонда "Екатерина", приехала из Монако, у нас ее расширили и изменили, осенью ее покажут в Москве.
160 картин собрали не только из экспозиции и фондов Русского музея, но и из Третьяковской галереи, множества региональных музеев (Саратов, Ярославль, Казань, Самара, Ростов, Иваново, Тула, Серпухов, Рязань, Вологда, Краснодар), а также частных коллекций. Специально к выставке был снят фильм-хроника "Москва. "Бубновый валет", который демонстрируется в одном из залов. Творчество этой группы художников, каждый из которых стал вехой в развитии русского и мирового искусства, впервые представлено в таком объеме. Многие картины впервые представлены широкому зрителю.
"Бубновый валет" на языке карточного жаргона - шулер, обманщик, плут. Так назвал выставку, проходившую в Москве в 1910 году, Михаил Ларионов. Год спустя это имя взяла себе группа художников, в числе которых были Илья Машков, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов. Участники одного из самых ранних объединений русского авангарда брали курс на Гогена и Сезанна (их даже называли "московскими сезаннистами"), на предметную живопись, отказавшуюся от догмата сюжетов, на живопись цвета, линии, формы. Однако то, что в разные годы к ним примыкали Наталья Гончарова и Михаил Ларионов (впоследствии ушедшие в беспредметность "лучизма"), Казимир Малевич, Владимир Татлин и Ольга Розанова (их уже ждал супрематизм), показывает, насколько разнородной по составу и свободной по сути была эта группа.
Владимир Маяковский назвал их выставку "произволом кучки, размазывающей слюни по студню искусства", а Максим Горький заявил, что "их породила сама жизнь", - так по-разному оценивали творчество художников современники. В 1910-е то, что делал "Бубновый валет", по-настоящему шокировало публику и тематикой картин, и манерой исполнения. Яркие, сочные цвета. Размашистые, нарочито небрежные мазки. Ориентация на примитивную живопись ярмарочных вывесок (не зря в одном из залов выставки рядом с натюрмортами "бубновалетцев" повесили настоящую вывеску прошлого века), на балаган, лубок, трактир, народное искусство в противовес академизму, правильности, формальности. Александр Бенуа вначале упрекал художников за "отсутствие того, что называется школой", а впоследствии утверждал: "Нынешние страшилы со временем станут классиками", - и оказался прав.
Многие художники "Бубнового валета" какое-то время жили и учились в Европе, принимали участие в выставках в Париже и Берлине. Также европейские художники, такие как Пикассо и Брак, выставляли свои произведения в Москве вместе с "Бубновым валетом". Взаимообмен, до революции совершавшийся в искусстве, позже, в конце двадцатых годов, был ампутирован опустившимся железным занавесом. Как и все авангардисты, вначале художники "Бубнового валета" с радостью восприняли новый строй, и в 1918-м раскрасили траву и деревья на Театральной площади в Москве в честь первой годовщины революции. После судьба их, по счастью не репрессированных, складывалась по-разному. Многие "бубновалетцы" занимались преподаванием и стали учителями тех художников, которые в послевоенные годы составили движение неофициального искусства.
Надежда ДЕМКИНА
160 картин собрали не только из экспозиции и фондов Русского музея, но и из Третьяковской галереи, множества региональных музеев (Саратов, Ярославль, Казань, Самара, Ростов, Иваново, Тула, Серпухов, Рязань, Вологда, Краснодар), а также частных коллекций. Специально к выставке был снят фильм-хроника "Москва. "Бубновый валет", который демонстрируется в одном из залов. Творчество этой группы художников, каждый из которых стал вехой в развитии русского и мирового искусства, впервые представлено в таком объеме. Многие картины впервые представлены широкому зрителю.
"Бубновый валет" на языке карточного жаргона - шулер, обманщик, плут. Так назвал выставку, проходившую в Москве в 1910 году, Михаил Ларионов. Год спустя это имя взяла себе группа художников, в числе которых были Илья Машков, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов. Участники одного из самых ранних объединений русского авангарда брали курс на Гогена и Сезанна (их даже называли "московскими сезаннистами"), на предметную живопись, отказавшуюся от догмата сюжетов, на живопись цвета, линии, формы. Однако то, что в разные годы к ним примыкали Наталья Гончарова и Михаил Ларионов (впоследствии ушедшие в беспредметность "лучизма"), Казимир Малевич, Владимир Татлин и Ольга Розанова (их уже ждал супрематизм), показывает, насколько разнородной по составу и свободной по сути была эта группа.
Владимир Маяковский назвал их выставку "произволом кучки, размазывающей слюни по студню искусства", а Максим Горький заявил, что "их породила сама жизнь", - так по-разному оценивали творчество художников современники. В 1910-е то, что делал "Бубновый валет", по-настоящему шокировало публику и тематикой картин, и манерой исполнения. Яркие, сочные цвета. Размашистые, нарочито небрежные мазки. Ориентация на примитивную живопись ярмарочных вывесок (не зря в одном из залов выставки рядом с натюрмортами "бубновалетцев" повесили настоящую вывеску прошлого века), на балаган, лубок, трактир, народное искусство в противовес академизму, правильности, формальности. Александр Бенуа вначале упрекал художников за "отсутствие того, что называется школой", а впоследствии утверждал: "Нынешние страшилы со временем станут классиками", - и оказался прав.
Многие художники "Бубнового валета" какое-то время жили и учились в Европе, принимали участие в выставках в Париже и Берлине. Также европейские художники, такие как Пикассо и Брак, выставляли свои произведения в Москве вместе с "Бубновым валетом". Взаимообмен, до революции совершавшийся в искусстве, позже, в конце двадцатых годов, был ампутирован опустившимся железным занавесом. Как и все авангардисты, вначале художники "Бубнового валета" с радостью восприняли новый строй, и в 1918-м раскрасили траву и деревья на Театральной площади в Москве в честь первой годовщины революции. После судьба их, по счастью не репрессированных, складывалась по-разному. Многие "бубновалетцы" занимались преподаванием и стали учителями тех художников, которые в послевоенные годы составили движение неофициального искусства.
Надежда ДЕМКИНА