Культура
"КАРТИНЫ ПИСАТЬ ЛЕГКО, СЛОЖНЕЕ ТО, ЧТО ДАЛЬШЕ"
16 июля
Эдуард Штейнберг (родился в 1937-м) не получил специального образования, живописью начал заниматься в 20-летнем возрасте, копируя классику. Жил в Тарусе (из-за репрессированного отца), потом переехал в Москву, еще позднее - эмигрировал в Париж. Александр Боровский, заведующий сектором современного искусства Русского музея, в своем вступительном слове подчеркнул, что Штейнберг - это прежде всего действующий художник и потому продолжает оставаться интересным.
Экспозиция и открывается последними работами художника - 2003 года. И проходя по залам, мы видим как бы обратную эволюцию его живописной манеры. В самом конце - два ярких, сочных, реалистичных полотна, ученический период. Потом - резкий рывок в сторону: почти монохромная геометрическая абстракция, переходы светлых тонов, игра света на гранях плоскостей. Затем линии складываются в пейзажи: дуга - холм, круг - луна, черта - дорога, квадрат, а на нем треугольник - изба. Тут же в невесомости кружатся цифры, буквы, надписи. Но постепенно вся эта конкретика пропадает. Цвета становятся более насыщенными. А отдельные символы свободно парят в пространстве картин, уже не скрепленные жесткой логикой действительности. Проформы всего на свете, то, что было до пейзажей и натюрмортов, вещество геометрии. Краски снова светлеют. Таковы картины Эдуарда Штейнберга сегодня - бытие под микроскопом, разложенное на составляющие, в жизни клетки отражается вся наша жизнь.
Надежда ДЕМКИНА
Экспозиция и открывается последними работами художника - 2003 года. И проходя по залам, мы видим как бы обратную эволюцию его живописной манеры. В самом конце - два ярких, сочных, реалистичных полотна, ученический период. Потом - резкий рывок в сторону: почти монохромная геометрическая абстракция, переходы светлых тонов, игра света на гранях плоскостей. Затем линии складываются в пейзажи: дуга - холм, круг - луна, черта - дорога, квадрат, а на нем треугольник - изба. Тут же в невесомости кружатся цифры, буквы, надписи. Но постепенно вся эта конкретика пропадает. Цвета становятся более насыщенными. А отдельные символы свободно парят в пространстве картин, уже не скрепленные жесткой логикой действительности. Проформы всего на свете, то, что было до пейзажей и натюрмортов, вещество геометрии. Краски снова светлеют. Таковы картины Эдуарда Штейнберга сегодня - бытие под микроскопом, разложенное на составляющие, в жизни клетки отражается вся наша жизнь.
Надежда ДЕМКИНА