Культура
СЕМЕН СПИВАК: ХОЧУ ПОПРОБОВАТЬ ТО,ЧТО Я НЕ УМЕЮ ДЕЛАТЬ
16 июля
- Семен Яковлевич, зачем вам при вашей занятости дополнительные хлопоты со студентами?
- Встреча с новыми людьми всегда обогащает. А кроме того, человек все время должен развиваться, а развивается он в результате преодоления каких-то трудностей.
- В свое время вы закончили Инженерно-экономический институт, после чего начали поступать в Театральную академию. С чего вдруг? Какие связи с театром были на тот момент?
- Я все детство занимался в пионерском театре. Потом приехал в Ленинград...
- Откуда приехали?
- С Украины. Из Карпат. И попал в театр-клуб "Суббота". Он в то время был безумно популярен и существовал на уровне профессионального театра. Я в нем занимался параллельно с учебой в институте.
- Ваше техническое образование как-нибудь пригодилось вам в жизни?
- Нет. Я считаю, что пять лет потерял. Какое отношение к моей жизни может иметь расчет редуктора? Хотя, может быть, пригодилось как-то умение систематизировать... Нет. Я думаю, что настоящий режиссер... он хаотично работает. Слушает в основном себя, всплески собственных чувств. Думаю, что режиссуре нельзя научиться. Один ставит свои спектакли по законам - вот здесь исходное событие, здесь - центральное... И получается скучно. А другой... Лет десять-пятнадцать назад я пришел к тому, что "правильный" спектакль - это плохой спектакль. Так же как мы обращаем внимание на "неправильных" людей. Чаще всего мы влюбляемся в далеко не идеальные лица и не безупречные фигуры. Скорее, нас привлекает какая-то необычность, непредсказуемость в человеке. Так же и в спектакле: "правильный" спектакль не может быть непредсказуемым.
- Что изменилось за тридцать лет в Театральной академии?
- Это очень грустные мысли. Я говорю об атмосфере. Когда мы учились, все курсы были как один. Не было отдельных мастерских и соревнований между ними. Я считаю вообще, что для художника соревнование - полная чушь. Мы были - вместе! Мы гордились, что мы - вместе! Мы - люди одного института! Это было здорово. А сейчас... Атмосфера другая: все друг другу чужие, как на улице...
- Каковы перспективы сегодня у молодых артистов, что ждет их после окончания учебы?
- Думаю, что ничего хорошего. В наше время набирали два курса. Сейчас - четыре. Подумайте: ежегодно заканчивают институт около ста артистов. Из них устроится в театр в крайнем случае человек пятнадцать. А что остальные будут делать?
- Добиваться успеха другими путями. Как вы думаете, чем сегодня измеряется успех в актерской профессии?
- Есть такой замечательный московский артист - Виктор Борцов, - он играл у Козакова в "Покровских воротах" мужа этой героини, Маргариты Павловны... Мы с ним очень дружим, он любит наш театр, часто к нам приезжает. Он мне как-то раз сказал: "Известность и слава - два совершенно разных понятия". Так вот, успех артиста сейчас измеряется его популярностью. И общество на это идет, и сам артист на это идет. Но популярный артист - это всегда суетящийся артист. А настоящая слава приходит тогда, когда человек сделал выбор в сторону профессии, а не в сторону денег и популярности.
- То есть популярность - это не обязательная составляющая актерского успеха?
- В конце концов артист, который ищет вдохновения, а не материальной выгоды, будет известным. Может быть, позже, но будет.
- Актерская профессия - это в большей степени лотерея или "каждому по заслугам"?
- Я думаю, это сочетание везения и наличия каких-то личных достоинств. Взять, например, замечательного грузинского артиста, который играет в "Кавказском меловом круге" у Роберта Стуруа, - Рамаза Чхиквадзе. Он же гениален! Но кто его знает по кино? Он что, от этого меньше артистом становится? Он выходит - зал замирает, не может оторваться от него! А если мы считаем высшим актерским достижением игру Гоши Куценко - кстати, не самого плохого артиста... О чем тут говорить? Разве это можно сравнить с тем, как играл Ричарда III Чхиквадзе? Да вы что!
- Какие цели вы сегодня перед собой ставите?
- Найти себя другого. Почувствовать новые театральные ощущения. Попробовать то, что я не умею делать.
- Чего вам не хватает в жизни?
- Не хватает ничегонеделанья. Отдыха. Поездок. Путешествий. Не хватает отхода в сторону, чтобы увидеть все происходящее с другой точки, а потом вернуться...
Екатерина ГРИГОРЬЕВА
- Встреча с новыми людьми всегда обогащает. А кроме того, человек все время должен развиваться, а развивается он в результате преодоления каких-то трудностей.
- В свое время вы закончили Инженерно-экономический институт, после чего начали поступать в Театральную академию. С чего вдруг? Какие связи с театром были на тот момент?
- Я все детство занимался в пионерском театре. Потом приехал в Ленинград...
- Откуда приехали?
- С Украины. Из Карпат. И попал в театр-клуб "Суббота". Он в то время был безумно популярен и существовал на уровне профессионального театра. Я в нем занимался параллельно с учебой в институте.
- Ваше техническое образование как-нибудь пригодилось вам в жизни?
- Нет. Я считаю, что пять лет потерял. Какое отношение к моей жизни может иметь расчет редуктора? Хотя, может быть, пригодилось как-то умение систематизировать... Нет. Я думаю, что настоящий режиссер... он хаотично работает. Слушает в основном себя, всплески собственных чувств. Думаю, что режиссуре нельзя научиться. Один ставит свои спектакли по законам - вот здесь исходное событие, здесь - центральное... И получается скучно. А другой... Лет десять-пятнадцать назад я пришел к тому, что "правильный" спектакль - это плохой спектакль. Так же как мы обращаем внимание на "неправильных" людей. Чаще всего мы влюбляемся в далеко не идеальные лица и не безупречные фигуры. Скорее, нас привлекает какая-то необычность, непредсказуемость в человеке. Так же и в спектакле: "правильный" спектакль не может быть непредсказуемым.
- Что изменилось за тридцать лет в Театральной академии?
- Это очень грустные мысли. Я говорю об атмосфере. Когда мы учились, все курсы были как один. Не было отдельных мастерских и соревнований между ними. Я считаю вообще, что для художника соревнование - полная чушь. Мы были - вместе! Мы гордились, что мы - вместе! Мы - люди одного института! Это было здорово. А сейчас... Атмосфера другая: все друг другу чужие, как на улице...
- Каковы перспективы сегодня у молодых артистов, что ждет их после окончания учебы?
- Думаю, что ничего хорошего. В наше время набирали два курса. Сейчас - четыре. Подумайте: ежегодно заканчивают институт около ста артистов. Из них устроится в театр в крайнем случае человек пятнадцать. А что остальные будут делать?
- Добиваться успеха другими путями. Как вы думаете, чем сегодня измеряется успех в актерской профессии?
- Есть такой замечательный московский артист - Виктор Борцов, - он играл у Козакова в "Покровских воротах" мужа этой героини, Маргариты Павловны... Мы с ним очень дружим, он любит наш театр, часто к нам приезжает. Он мне как-то раз сказал: "Известность и слава - два совершенно разных понятия". Так вот, успех артиста сейчас измеряется его популярностью. И общество на это идет, и сам артист на это идет. Но популярный артист - это всегда суетящийся артист. А настоящая слава приходит тогда, когда человек сделал выбор в сторону профессии, а не в сторону денег и популярности.
- То есть популярность - это не обязательная составляющая актерского успеха?
- В конце концов артист, который ищет вдохновения, а не материальной выгоды, будет известным. Может быть, позже, но будет.
- Актерская профессия - это в большей степени лотерея или "каждому по заслугам"?
- Я думаю, это сочетание везения и наличия каких-то личных достоинств. Взять, например, замечательного грузинского артиста, который играет в "Кавказском меловом круге" у Роберта Стуруа, - Рамаза Чхиквадзе. Он же гениален! Но кто его знает по кино? Он что, от этого меньше артистом становится? Он выходит - зал замирает, не может оторваться от него! А если мы считаем высшим актерским достижением игру Гоши Куценко - кстати, не самого плохого артиста... О чем тут говорить? Разве это можно сравнить с тем, как играл Ричарда III Чхиквадзе? Да вы что!
- Какие цели вы сегодня перед собой ставите?
- Найти себя другого. Почувствовать новые театральные ощущения. Попробовать то, что я не умею делать.
- Чего вам не хватает в жизни?
- Не хватает ничегонеделанья. Отдыха. Поездок. Путешествий. Не хватает отхода в сторону, чтобы увидеть все происходящее с другой точки, а потом вернуться...
Екатерина ГРИГОРЬЕВА