Общество
ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ВУЗОВ
17 июля
В первый день вступительных экзаменов ректоры петербургских вузов встретились с журналистами, чтобы рассказать об очередных испытаниях, которые государство подготовило для российской высшей школы. Речь идет о поправках к Закону РФ "Об образовании", направленных правительством России на рассмотрение в Государственную думу. Если поправки, уже прошедшие первое чтение, будут приняты, то существование государственных вузов в нашей стране окажется под угрозой, - убеждены ректоры.
Вообще, необходимость в поправках была: нужно привести в соответствие все законы и подзаконные акты. Однако "между делом" в закон были внесены еще около 50 поправок, не имеющих никакого отношения к официально заявленной цели. Этот результат оказался неожиданным и для ректоров российских вузов, и для Министерства образования и науки (кстати, ни представителей высшей школы, ни "профильных" чиновников к участию в подготовке документов не приглашали).
Прежде всего, высшие учебные заведения лишают самостоятельности. Если раньше в права вуза входили "разработка и принятие устава", то теперь слово "принятие" куда-то исчезло. Кто будет утверждать уставы учебных заведений - неизвестно, но коллективы эту возможность теряют. Согласно предлагаемым изменениям вузы больше не смогут распоряжаться внебюджетными средствами. Сегодня образовательные учреждения зарабатывают больше, чем им выделяет государство. Бюджетное финансирование из расчета на одного студента составляет сейчас 35 процентов по сравнению с 1990 годом. Остальное вузы вынуждены зарабатывать сами. Собственно, и выжили они в последнее десятилетие исключительно благодаря активной коммерческой деятельности: на внебюджетные средства ремонтировались аудитории, приобреталась техника, выплачивались надбавки профессорам. Теперь же все деньги будут уходить в бюджет. Государственная логика проста: раз вузы принадлежат государству, значит, и все, что заработано, должно уйти в федеральную казну. Наконец, вузы лишают налоговых льгот и ставят в один ряд с коммерческими организациями.
При этом почему-то за скобками остаются такие подробности взаимоотношений вузов и государства, как мизерные зарплаты преподавателей, недостаточное финансирование учебных заведений по всем статьям расходов, катастрофическая ситуация с материальной базой институтов и университетов. И если раньше вузы могли хоть как-то решать все эти проблемы, опираясь на собственные силы, то теперь слова ректоров о том, что государственным вузам не выжить в новых условиях, уже не кажутся эмоциональным преувеличением.
"Философия поправок - в экономии бюджета, - говорит ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. - Но ведь обычно, когда нет денег, дают свободу. А смысл этих поправок в том, что денег станет меньше, зато свободы не будет никакой".
Ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Геннадий Бордовский убежден, что если все эти поправки будут приняты, то к концу года в России сложится принципиально иная система образования.
Сегодня большинство российских граждан получают бесплатно высшее образование в государственных вузах. Однако высшую школу ставят в условия, в которых выжить практически не реально. "В государственных образовательных учреждениях свобода ограничивается до нуля. Но параллельно нам негласно предлагают перейти в другую форму собственности - некоммерческое партнерство. В таком случае вуз перестает выполнять государственные функции и вправе делать все, что кажется более выгодным: закрыть "неприбыльные" специальности или открыть казино", - говорит ректор. "Меня беспокоит то, что изъят пункт о моратории на приватизацию вузов", - отмечает ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая.
Предлагаемые изменения угрожают не только высшей, но и средней школе. Так, должны быть отменены льготы учителям сельских школ. Это значит, что при максимальной зарплате в полторы тысячи рублей сельским педагогам придется полностью оплачивать отопление и электроэнергию и самостоятельно решать жилищный вопрос. "Вы найдете патриотов, которые пойдут работать в сельскую школу при таких условиях?" - задает риторический вопрос ректор Педагогического университета.
Ректоры уже обратились к председателям комитетов Государственной думы и Федерального cобрания. Даже встречались с председателем правительства Михаилом Фрадковым. Председатель правительства сказал, что нужно чаще встречаться. У ректорского корпуса появилась надежда, что около 20 поправок будут отменены. "Необходимо, чтобы ректоры работали с депутатами, объясняли, что стоит за этими поправками", - говорит Людмила Вербицкая. Времени на работу осталось очень мало. Принятие поправок во втором чтении назначено на 2 августа.
Шекия АБДУЛЛАЕВА
Вообще, необходимость в поправках была: нужно привести в соответствие все законы и подзаконные акты. Однако "между делом" в закон были внесены еще около 50 поправок, не имеющих никакого отношения к официально заявленной цели. Этот результат оказался неожиданным и для ректоров российских вузов, и для Министерства образования и науки (кстати, ни представителей высшей школы, ни "профильных" чиновников к участию в подготовке документов не приглашали).
Прежде всего, высшие учебные заведения лишают самостоятельности. Если раньше в права вуза входили "разработка и принятие устава", то теперь слово "принятие" куда-то исчезло. Кто будет утверждать уставы учебных заведений - неизвестно, но коллективы эту возможность теряют. Согласно предлагаемым изменениям вузы больше не смогут распоряжаться внебюджетными средствами. Сегодня образовательные учреждения зарабатывают больше, чем им выделяет государство. Бюджетное финансирование из расчета на одного студента составляет сейчас 35 процентов по сравнению с 1990 годом. Остальное вузы вынуждены зарабатывать сами. Собственно, и выжили они в последнее десятилетие исключительно благодаря активной коммерческой деятельности: на внебюджетные средства ремонтировались аудитории, приобреталась техника, выплачивались надбавки профессорам. Теперь же все деньги будут уходить в бюджет. Государственная логика проста: раз вузы принадлежат государству, значит, и все, что заработано, должно уйти в федеральную казну. Наконец, вузы лишают налоговых льгот и ставят в один ряд с коммерческими организациями.
При этом почему-то за скобками остаются такие подробности взаимоотношений вузов и государства, как мизерные зарплаты преподавателей, недостаточное финансирование учебных заведений по всем статьям расходов, катастрофическая ситуация с материальной базой институтов и университетов. И если раньше вузы могли хоть как-то решать все эти проблемы, опираясь на собственные силы, то теперь слова ректоров о том, что государственным вузам не выжить в новых условиях, уже не кажутся эмоциональным преувеличением.
"Философия поправок - в экономии бюджета, - говорит ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. - Но ведь обычно, когда нет денег, дают свободу. А смысл этих поправок в том, что денег станет меньше, зато свободы не будет никакой".
Ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Геннадий Бордовский убежден, что если все эти поправки будут приняты, то к концу года в России сложится принципиально иная система образования.
Сегодня большинство российских граждан получают бесплатно высшее образование в государственных вузах. Однако высшую школу ставят в условия, в которых выжить практически не реально. "В государственных образовательных учреждениях свобода ограничивается до нуля. Но параллельно нам негласно предлагают перейти в другую форму собственности - некоммерческое партнерство. В таком случае вуз перестает выполнять государственные функции и вправе делать все, что кажется более выгодным: закрыть "неприбыльные" специальности или открыть казино", - говорит ректор. "Меня беспокоит то, что изъят пункт о моратории на приватизацию вузов", - отмечает ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая.
Предлагаемые изменения угрожают не только высшей, но и средней школе. Так, должны быть отменены льготы учителям сельских школ. Это значит, что при максимальной зарплате в полторы тысячи рублей сельским педагогам придется полностью оплачивать отопление и электроэнергию и самостоятельно решать жилищный вопрос. "Вы найдете патриотов, которые пойдут работать в сельскую школу при таких условиях?" - задает риторический вопрос ректор Педагогического университета.
Ректоры уже обратились к председателям комитетов Государственной думы и Федерального cобрания. Даже встречались с председателем правительства Михаилом Фрадковым. Председатель правительства сказал, что нужно чаще встречаться. У ректорского корпуса появилась надежда, что около 20 поправок будут отменены. "Необходимо, чтобы ректоры работали с депутатами, объясняли, что стоит за этими поправками", - говорит Людмила Вербицкая. Времени на работу осталось очень мало. Принятие поправок во втором чтении назначено на 2 августа.
Шекия АБДУЛЛАЕВА