Общество
ПОД ДУШЕВНЫЙ ЗВОН ГИТАРЫ
21 июля
Традиции музицировать в отечественной культуре зародились еще во времена Пушкина. Великосветская жизнь, проходившая на балах и в салонах, не обходилась без выступлений певцов и музыкантов. Тогда, в ХIХ веке, музыка звучала не только в концертах, но и в лучших домах. Ференц Лист, например, приехав в Россию, выступал не только в зале дома Энгельгардта, но и в тех салонах, которые были популярны в Петербурге.
С той поры минули десятки лет, изменилась неузнаваемо наша жизнь. Мы поменяли капитализм на социализм, а затем снова - на капитализм. Однако жажда петь и играть оказалась неистребимой. И если на селе музыкальный талант раскрывался с помощью гармони или баяна, то в городе чаще всего самым востребованным инструментом в быту оказывалась гитара. Русская традиция застолья была замешена не только на возлияниях, но и на вокальных излияниях души. Причем желательно хором. Музыка служила лишь способом создания хорошего настроения и аккомпанементом для пения и плясок.
Послевоенный быт обогатился не только вокальными упражнениями наших соотечественников, но и новым отношением к музыке в быту. Она начала господствовать повсюду. Во-первых, радио стало массовым каналом доставки аудиопродукта. Во-вторых, начали широко распространяться грампластинки. В-третьих, душа требовала выплеска. Именно тогда, на рубеже 50-60-х годов уже прошлого века появился с гитарой в руках Булат Окуджава. Эксклюзивность его поэзии и его манеры исполнения были серьезно подорваны распространением магнитных записей его вокально-поэтических новелл. Окуджавская манера пения под автоаккомпанемент стала тиражироваться по домам и отдельным квартирам. Именно тогда, в начале 60-х годов, этих квартир стало больше, потому что началось гигантское массовое строительство жилья.
И неизвестно еще, появился бы на свет русский рок, если бы партия и государство не взялись решать проблему предоставления отдельных квартир гражданам нашей страны. Именно на квартирах собирались те, кто хотел выразить себя с помощью музыки. Так происходило в Москве, Ленинграде, Свердловске, Уфе. Именно на квартирах происходили, по воспоминаниям Андрея Макаревича, первые репетиции молодых музыкантов "Машины времени". А Юрий Шевчук у себя дома, на кухне записывал почти подпольно первые магнитоальбомы группы с грозным названием "ДДТ".
Официально играть рок разрешалось лишь в считанных местах Советского Союза. Одно из них - Ленинградский рок-клуб, который приютил под своим крылом Межсоюзный дом самодеятельного творчества. Однако творческая энергия молодых требовала выхода. Так возникло удивительное движение концертов-"квартирников". С точки зрения современного шоу-бизнеса, организовать их было проще просто: достаточно было наличия отдельной квартиры и желания ее хозяина увидеть у себя в гостях несколько десятков человек. Именно им предстояло оттягиваться под музыку рокеров в клубах табачного дыма под соответствующие стимуляторы, модные в молодежной среде эпохи конца застоя.
"Квартирники" лет двадцать назад были едва ли не единственной формой продвижения рок-музыки и творчества тех, кто посвятил себя ей. На радио и телевидении рок был под цензурным запретом. В газетах и журналах о нем не писали. Но оказалось, что устная молва о концертах на квартире у кого-то и где-то сильнее иных официальных каналов распространения информации.
Впрочем, на дому пели не только рокеры. Помню, как мы, студенты Театрального института, во второй половине семидесятых годов уже прошлого века собирались в дни майских и ноябрьских праздников после демонстрации на квартире у одного из наших однокурсников. После тостов за праздники сама собою у кого-то в руках появлялась гитара. И начинался вокальный марафон. Пели "Свечи", "Поручика Голицына", "Комсомольскую богиню" и многое-многое другое - ностальгически-лирическое. Это не было бардовской песней, которая, как известно, возникла в туристических походах у костра. Просто в хорошей компании в праздник очень хотелось именно так выражать свои чувства. Пение нередко перемежалось спорами об увиденных фильмах, прочитанных книгах и услышанной по "Голосу Америки" информации. Если же у хозяина квартиры, нас принимавшего, вдруг оказывалось пианино, то неизменно следовали и разные исполнительские музыкальные шутки, когда каждый из присутствовавших пытался вспомнить о том, чему его учили и недоучили в музыкальной школе. Автор этих строк, например, всегда играл три вещи: "Танец маленьких лебедей", Марш Ракоци и начало Первого концерта Чайковского для фортепиано с оркестром (правда, в тональности до-мажор).
Сегодня поколение сорокалетних уже редко поет Окуджаву. Еще реже происходят сборы по праздникам. Никому и в голову не придет отмечать 12 июня сбором у кого-то на дому. Однако, как выяснилось, люди не разучились петь и играть. Хотя рок давно и успешно вышел на стадионы, приобретя масштаб и громкость, недоcтижимую ранее на концертах-"квартирниках", тяга к более интимной атмосфере осталась.
Пионеры рок-дела вспоминают о "квартирниках" как о весьма эффективном способе пропаганды собственного творчества. А для начинающих ныне рок-музыкантов куда более предпочтительным становится выпуск собственного диска или попадание в ротацию на соответствующую радиостанцию. Парадоксальным же в подобной ситуации является то, что многие активные в концертной деятельности рокеры с удовольствием играют на квартирах. В этом были замечены Александр Васильев ("Сплин"), Илья Черт ("Пилот"), Сурганова и ее оркестр.
Что же до монстров русского рока, то на квартирах, а точнее, на кухнях, они по-прежнему сочиняют и играют, порою сидя на простой табуретке, а то и вовсе устраиваясь на подоконнике. Не брезгует этим, как видно на фото, например, Александр Градский. Недаром Юрий Шевчук, задумывая свой телепроект об отечественном рок-н-ролле, выбрал для его реализации интерьер кухни в городской квартире. Отсюда, с городских кухонь началось путешествие в мир звуков большинства мотивов русского рока.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
С той поры минули десятки лет, изменилась неузнаваемо наша жизнь. Мы поменяли капитализм на социализм, а затем снова - на капитализм. Однако жажда петь и играть оказалась неистребимой. И если на селе музыкальный талант раскрывался с помощью гармони или баяна, то в городе чаще всего самым востребованным инструментом в быту оказывалась гитара. Русская традиция застолья была замешена не только на возлияниях, но и на вокальных излияниях души. Причем желательно хором. Музыка служила лишь способом создания хорошего настроения и аккомпанементом для пения и плясок.
Послевоенный быт обогатился не только вокальными упражнениями наших соотечественников, но и новым отношением к музыке в быту. Она начала господствовать повсюду. Во-первых, радио стало массовым каналом доставки аудиопродукта. Во-вторых, начали широко распространяться грампластинки. В-третьих, душа требовала выплеска. Именно тогда, на рубеже 50-60-х годов уже прошлого века появился с гитарой в руках Булат Окуджава. Эксклюзивность его поэзии и его манеры исполнения были серьезно подорваны распространением магнитных записей его вокально-поэтических новелл. Окуджавская манера пения под автоаккомпанемент стала тиражироваться по домам и отдельным квартирам. Именно тогда, в начале 60-х годов, этих квартир стало больше, потому что началось гигантское массовое строительство жилья.
И неизвестно еще, появился бы на свет русский рок, если бы партия и государство не взялись решать проблему предоставления отдельных квартир гражданам нашей страны. Именно на квартирах собирались те, кто хотел выразить себя с помощью музыки. Так происходило в Москве, Ленинграде, Свердловске, Уфе. Именно на квартирах происходили, по воспоминаниям Андрея Макаревича, первые репетиции молодых музыкантов "Машины времени". А Юрий Шевчук у себя дома, на кухне записывал почти подпольно первые магнитоальбомы группы с грозным названием "ДДТ".
Официально играть рок разрешалось лишь в считанных местах Советского Союза. Одно из них - Ленинградский рок-клуб, который приютил под своим крылом Межсоюзный дом самодеятельного творчества. Однако творческая энергия молодых требовала выхода. Так возникло удивительное движение концертов-"квартирников". С точки зрения современного шоу-бизнеса, организовать их было проще просто: достаточно было наличия отдельной квартиры и желания ее хозяина увидеть у себя в гостях несколько десятков человек. Именно им предстояло оттягиваться под музыку рокеров в клубах табачного дыма под соответствующие стимуляторы, модные в молодежной среде эпохи конца застоя.
"Квартирники" лет двадцать назад были едва ли не единственной формой продвижения рок-музыки и творчества тех, кто посвятил себя ей. На радио и телевидении рок был под цензурным запретом. В газетах и журналах о нем не писали. Но оказалось, что устная молва о концертах на квартире у кого-то и где-то сильнее иных официальных каналов распространения информации.
Впрочем, на дому пели не только рокеры. Помню, как мы, студенты Театрального института, во второй половине семидесятых годов уже прошлого века собирались в дни майских и ноябрьских праздников после демонстрации на квартире у одного из наших однокурсников. После тостов за праздники сама собою у кого-то в руках появлялась гитара. И начинался вокальный марафон. Пели "Свечи", "Поручика Голицына", "Комсомольскую богиню" и многое-многое другое - ностальгически-лирическое. Это не было бардовской песней, которая, как известно, возникла в туристических походах у костра. Просто в хорошей компании в праздник очень хотелось именно так выражать свои чувства. Пение нередко перемежалось спорами об увиденных фильмах, прочитанных книгах и услышанной по "Голосу Америки" информации. Если же у хозяина квартиры, нас принимавшего, вдруг оказывалось пианино, то неизменно следовали и разные исполнительские музыкальные шутки, когда каждый из присутствовавших пытался вспомнить о том, чему его учили и недоучили в музыкальной школе. Автор этих строк, например, всегда играл три вещи: "Танец маленьких лебедей", Марш Ракоци и начало Первого концерта Чайковского для фортепиано с оркестром (правда, в тональности до-мажор).
Сегодня поколение сорокалетних уже редко поет Окуджаву. Еще реже происходят сборы по праздникам. Никому и в голову не придет отмечать 12 июня сбором у кого-то на дому. Однако, как выяснилось, люди не разучились петь и играть. Хотя рок давно и успешно вышел на стадионы, приобретя масштаб и громкость, недоcтижимую ранее на концертах-"квартирниках", тяга к более интимной атмосфере осталась.
Пионеры рок-дела вспоминают о "квартирниках" как о весьма эффективном способе пропаганды собственного творчества. А для начинающих ныне рок-музыкантов куда более предпочтительным становится выпуск собственного диска или попадание в ротацию на соответствующую радиостанцию. Парадоксальным же в подобной ситуации является то, что многие активные в концертной деятельности рокеры с удовольствием играют на квартирах. В этом были замечены Александр Васильев ("Сплин"), Илья Черт ("Пилот"), Сурганова и ее оркестр.
Что же до монстров русского рока, то на квартирах, а точнее, на кухнях, они по-прежнему сочиняют и играют, порою сидя на простой табуретке, а то и вовсе устраиваясь на подоконнике. Не брезгует этим, как видно на фото, например, Александр Градский. Недаром Юрий Шевчук, задумывая свой телепроект об отечественном рок-н-ролле, выбрал для его реализации интерьер кухни в городской квартире. Отсюда, с городских кухонь началось путешествие в мир звуков большинства мотивов русского рока.
Сергей ИЛЬЧЕНКО