Общество
ГЕНЕРАЛ ИНЖЕНЕРНЫХ РАСЧЕТОВ
31 июля
В 1820 году он поступил в только что учрежденную в Петербурге Военно-строительную школу путей сообщения с трехлетним сроком обучения. В школе готовили техников-строителей, "способных к практическому производству всякого рода работ".
Осенью 1825 года П.П. Мельников был зачислен репетиром института к профессору Клайперону по курсу прикладной механики. Наряду с учебными занятиями он ежегодно выезжал на проектно-изыскательские работы, в частности, по устройству водоподъемной паровой машины на Ладожском канале, по расчистке волховских порогов, по улучшению судоходства на Западной Двине и по соединению каналом с Ловатью.
В ноябре 1833 года, в 29-летнем возрасте, Павел Петрович становится профессором курса прикладной механики. С этого же года он - член Петербургского комитета строений и гидравлических работ.
В 1834 году Мельников возглавил строительство деревянного купола Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге. В ночь на 23 февраля 1834 года этот купол был сорван вихрем и сброшен на землю. По разработанному и осуществленному Мельниковым и его помощником инженером И.Ф. Буттацем способу купол был построен без наружных лесов и подмостей. Все части его были изготовлены внизу и подняты по наклонному настилу внутри собора. Купол, сохранившийся до настоящего времени, в то время являлся вторым по величине деревянным куполом в Европе.
Педагогическая деятельность П.П. Мельникова была хорошо известна в Петербурге. Все высшие учебные заведения столицы приглашали его для чтения курса прикладной механики. Он принял приглашения Горного института и Артиллерийского училища. Ученики Мельникова Н.Ф Ястрембжинский и С.В. Кербедз по его рекомендации вели курс прикладной механики в Технологическом институте, в Институте гражданских инженеров (Инженерно-строительный институт), в Инженерном училище и в Петербургском университете.
В 1838 году, вернувшись из поездки в Западную Европу и Америку, куда он был командирован вместе с С.В. Кербедзем для знакомства с работой железных дорог, Мельников заявил: "Не боги горшки обжигают. Есть такие, как мы, а есть хуже нас, последних, однако, больше". В своем отчете об этой поездке, содержащем 1673 страницы текста и 190 листов чертежей, он писал: "Глубоко убежден, что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для нее более, чем для какой-либо другой страны Европы".
В начале 1841 года в ведомстве путей сообщения были рассмотрены рекомендации П.П. Мельникова по строительству Петербурго-Московской железной дороги.
На основании опыта работы деревянного решетчатого моста через реку Ящеру, построенного им в 1841 году, Мельников составил в 1843 году предварительные проекты мостов через реки Волхов, Мсту и Веребью.
В те годы в Петербурге проживал правнук Александра Даниловича Меншикова - князь Александр Сергеевич, славящийся своим остроумием. Князь недолюбливал графа Клейнмихеля и в шутках своих не щадил ведомство путей сообщения. Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и железная дорога строились одновременно, и Меншиков злословил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши, мост мы увидим, но дети наши не увидят, а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". Пророчества князя не сбылись.
Постройка восьмипролетного моста продолжалась восемь лет. Открытие Благовещенского (Николаевского - Лейтенанта Шмидта) моста состоялось 20 ноября 1850 года.
Строительство Петербурго-Московской ж.д. продолжалось 8,5 лет. В мае 1847 года отправился первый пассажирский поезд до Колпино и в 1849 году - до Чудова. В 1849 году открылось сначала рабочее, а в 1850 году - постоянное движение поездов между Тверью и Вышним Волочком. Официальное открытие всей железной дороги состоялось в Петербурге 1 ноября 1851 года.
В середине 50-х годов на Мельникова было возложено наблюдение за строительством шпиля Петропавловской крепости, которое велось по проекту Д.И. Журавского. Мельников был не только наблюдателем, он участвовал в разработке способов привязки железных частей шпиля к массиву каменной кладки колокольни. Новый шпиль, построенный в 1858 году, поныне является украшением Петербурга.
Публицист П.В. Долгоруков так писал о Мельникове: "Без покровительства и без поддержки, он благородно обязан своей карьерой себе самому, своему образованию, своим талантам, своей энергии. Можно только опасаться, что Мельников будет вынужден покинуть свой пост либо подчиниться требованиям сильных людей. При самодержавном, деспотическом режиме министр, чтобы действовать самостоятельно, нуждается обязательно в поддержке двора. А этой поддержки у Мельникова нет".
В начале 1869 года по высочайшему повелению была создана особая комиссия для проверки отчета Министерства путей сообщения за 1867 год. Комиссия обвинила Мельникова в плохой работе, в частности, по эксплуатации существующих и строительству новых железных дорог в стране. В апреле 1869 года его отстранили "согласно прошению по расстроенному здоровью".
Последние годы жизни ученый прожил на станции Любань. На свои сбережения он построил там дом для престарелых женщин, школу для детей низкооплачиваемых работников николаевской железной дороги, интернат для сирот. Профессор Павел Петрович Мельников умер в 1880 году, его похоронили вблизи станции Любань. Из окон проходящих поездов пассажиры видят в сквере любанского вокзала памятник великому ученому, патриоту, стоявшему у истоков зарождения "великой железнодорожной державы".
Александр КОВАЛЕВСКИЙ
Осенью 1825 года П.П. Мельников был зачислен репетиром института к профессору Клайперону по курсу прикладной механики. Наряду с учебными занятиями он ежегодно выезжал на проектно-изыскательские работы, в частности, по устройству водоподъемной паровой машины на Ладожском канале, по расчистке волховских порогов, по улучшению судоходства на Западной Двине и по соединению каналом с Ловатью.
В ноябре 1833 года, в 29-летнем возрасте, Павел Петрович становится профессором курса прикладной механики. С этого же года он - член Петербургского комитета строений и гидравлических работ.
В 1834 году Мельников возглавил строительство деревянного купола Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге. В ночь на 23 февраля 1834 года этот купол был сорван вихрем и сброшен на землю. По разработанному и осуществленному Мельниковым и его помощником инженером И.Ф. Буттацем способу купол был построен без наружных лесов и подмостей. Все части его были изготовлены внизу и подняты по наклонному настилу внутри собора. Купол, сохранившийся до настоящего времени, в то время являлся вторым по величине деревянным куполом в Европе.
Педагогическая деятельность П.П. Мельникова была хорошо известна в Петербурге. Все высшие учебные заведения столицы приглашали его для чтения курса прикладной механики. Он принял приглашения Горного института и Артиллерийского училища. Ученики Мельникова Н.Ф Ястрембжинский и С.В. Кербедз по его рекомендации вели курс прикладной механики в Технологическом институте, в Институте гражданских инженеров (Инженерно-строительный институт), в Инженерном училище и в Петербургском университете.
В 1838 году, вернувшись из поездки в Западную Европу и Америку, куда он был командирован вместе с С.В. Кербедзем для знакомства с работой железных дорог, Мельников заявил: "Не боги горшки обжигают. Есть такие, как мы, а есть хуже нас, последних, однако, больше". В своем отчете об этой поездке, содержащем 1673 страницы текста и 190 листов чертежей, он писал: "Глубоко убежден, что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для нее более, чем для какой-либо другой страны Европы".
В начале 1841 года в ведомстве путей сообщения были рассмотрены рекомендации П.П. Мельникова по строительству Петербурго-Московской железной дороги.
На основании опыта работы деревянного решетчатого моста через реку Ящеру, построенного им в 1841 году, Мельников составил в 1843 году предварительные проекты мостов через реки Волхов, Мсту и Веребью.
В те годы в Петербурге проживал правнук Александра Даниловича Меншикова - князь Александр Сергеевич, славящийся своим остроумием. Князь недолюбливал графа Клейнмихеля и в шутках своих не щадил ведомство путей сообщения. Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и железная дорога строились одновременно, и Меншиков злословил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши, мост мы увидим, но дети наши не увидят, а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". Пророчества князя не сбылись.
Постройка восьмипролетного моста продолжалась восемь лет. Открытие Благовещенского (Николаевского - Лейтенанта Шмидта) моста состоялось 20 ноября 1850 года.
Строительство Петербурго-Московской ж.д. продолжалось 8,5 лет. В мае 1847 года отправился первый пассажирский поезд до Колпино и в 1849 году - до Чудова. В 1849 году открылось сначала рабочее, а в 1850 году - постоянное движение поездов между Тверью и Вышним Волочком. Официальное открытие всей железной дороги состоялось в Петербурге 1 ноября 1851 года.
В середине 50-х годов на Мельникова было возложено наблюдение за строительством шпиля Петропавловской крепости, которое велось по проекту Д.И. Журавского. Мельников был не только наблюдателем, он участвовал в разработке способов привязки железных частей шпиля к массиву каменной кладки колокольни. Новый шпиль, построенный в 1858 году, поныне является украшением Петербурга.
Публицист П.В. Долгоруков так писал о Мельникове: "Без покровительства и без поддержки, он благородно обязан своей карьерой себе самому, своему образованию, своим талантам, своей энергии. Можно только опасаться, что Мельников будет вынужден покинуть свой пост либо подчиниться требованиям сильных людей. При самодержавном, деспотическом режиме министр, чтобы действовать самостоятельно, нуждается обязательно в поддержке двора. А этой поддержки у Мельникова нет".
В начале 1869 года по высочайшему повелению была создана особая комиссия для проверки отчета Министерства путей сообщения за 1867 год. Комиссия обвинила Мельникова в плохой работе, в частности, по эксплуатации существующих и строительству новых железных дорог в стране. В апреле 1869 года его отстранили "согласно прошению по расстроенному здоровью".
Последние годы жизни ученый прожил на станции Любань. На свои сбережения он построил там дом для престарелых женщин, школу для детей низкооплачиваемых работников николаевской железной дороги, интернат для сирот. Профессор Павел Петрович Мельников умер в 1880 году, его похоронили вблизи станции Любань. Из окон проходящих поездов пассажиры видят в сквере любанского вокзала памятник великому ученому, патриоту, стоявшему у истоков зарождения "великой железнодорожной державы".
Александр КОВАЛЕВСКИЙ