Культура
ПЕРВАЯ СКРИПКА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
13 августа
Много белых пятен исчезло из биографии великого скрипача ХХ века Яши Хейфеца благодаря огромному труду искусствоведа Галины Копытовой. Ее многолетний поиск увенчался выходом книги "Яша Хейфец в России" (издательство "Композитор - Санкт-Петербург"), на обложке которой изображен курчавый мальчик со скрипкой. Этот портрет украшал программу концерта 13-летнего виртуоза в зале Дворянского собрания, где он дебютировал 22 ноября 1913 года.
Сам он писал о себе: "Родился в России, первый урок в три года, дебют в России в семь лет, дебют в Америке - в семнадцать..." Книга не оставляет сомнений, что именно шестнадцать с половиной российских лет сыграли решающую роль в творческом становлении скрипача и явились своеобразной прелюдицей к его последующей мировой славе. Как рассказывает исследовательница, заведующая отделом рукописей Росcийского института истории искусств, все началось с находки - детских писем музыканта. На их публикацию в журнале отозвался сын скрипача Роберт Хейфец. Книга, до выхода которой ему не довелось дожить, посвящена его светлой памяти.
Автор приводит полностью восстановленное родословное древо семейства Хейфец. Впервые опубликованы письма Яши Хейфеца из его архива, хранящегося в библиотеке Конгресса США, много документов обнаружено у московских родственников скрипача. В книге рассказывается о годах учебы Хейфеца в Петроградской консерватории в классе выдающегося педагога Леопольда Ауэра. Остается только удивляться, как много успел Яша Хейфец в свои ученические годы. Его гастрольные маршруты простираются от Петербурга до Киева, Харькова, Тифлиса, городов Германии, Дании, Норвегии. Благодаря программкам и рецензиям его концертную жизнь раннего периода удалось проследить буквально по дням. Отдельная глава описывает единственные гастроли Хейфеца в Советской России в 1934 году.
Книга имеет подзаголовок "Из истории музыкальной культуры Серебряного века". В ней анализируется широкий круг творческих и дружеских связей Яши Хейфеца, сформировавших его как музыканта огромного масштаба.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ, корр. СПб. ТАСС
Сам он писал о себе: "Родился в России, первый урок в три года, дебют в России в семь лет, дебют в Америке - в семнадцать..." Книга не оставляет сомнений, что именно шестнадцать с половиной российских лет сыграли решающую роль в творческом становлении скрипача и явились своеобразной прелюдицей к его последующей мировой славе. Как рассказывает исследовательница, заведующая отделом рукописей Росcийского института истории искусств, все началось с находки - детских писем музыканта. На их публикацию в журнале отозвался сын скрипача Роберт Хейфец. Книга, до выхода которой ему не довелось дожить, посвящена его светлой памяти.
Автор приводит полностью восстановленное родословное древо семейства Хейфец. Впервые опубликованы письма Яши Хейфеца из его архива, хранящегося в библиотеке Конгресса США, много документов обнаружено у московских родственников скрипача. В книге рассказывается о годах учебы Хейфеца в Петроградской консерватории в классе выдающегося педагога Леопольда Ауэра. Остается только удивляться, как много успел Яша Хейфец в свои ученические годы. Его гастрольные маршруты простираются от Петербурга до Киева, Харькова, Тифлиса, городов Германии, Дании, Норвегии. Благодаря программкам и рецензиям его концертную жизнь раннего периода удалось проследить буквально по дням. Отдельная глава описывает единственные гастроли Хейфеца в Советской России в 1934 году.
Книга имеет подзаголовок "Из истории музыкальной культуры Серебряного века". В ней анализируется широкий круг творческих и дружеских связей Яши Хейфеца, сформировавших его как музыканта огромного масштаба.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ, корр. СПб. ТАСС