Культура
ЗВЕЗДЫ, ЗВЕЗДЫ, ЗВЕЗДЫ
13 августа
Прошлогодние "Звезды белых ночей" в честь 300-летия Петербурга были мегафестивалем: он длился три месяца, и наряду с Мариинским театром в нем участвовали знаменитейшие оркестры, балетные труппы и солисты мира. На следующий раз можно, казалось бы, и расслабиться. Но Валерию Гергиеву такое состояние души, тела и дела неведомо. Завершившийся ныне фестиваль оказался тоже весьма продолжительным и насыщенным. За полтора месяца было дано множество спектаклей и концертов, отдельных и объединенных в несколько циклов: "Дань Глинке" - к 200-летнему юбилею гениального композитора, "Век Баланчина" - к 100-летию со дня рождения прославленного балетмейстера, "Посвящение Стравинскому", "Посвящение Шостаковичу", "Фортепианные звезды "Белых ночей", "Новые имена "Белых ночей". Гергиев царил повсюду. Можно спорить о постановочной концепции и режиссуре продирижированных им опер, об интерпретации отдельных симфонических опусов, но каждый раз исходящий от него колоссальный творческий импульс, как и живая ответная реакция партнеров, глубоко впечатляли.
"Выкладываясь" в выступлениях с шефом до конца, оркестр и хор, когда выпадает работать с другими дирижерами, обычно экономят энергию, музицируя вполсилы. На этот раз было по-иному. Молодому и активно занятому в текущем репертуаре дирижеру Михаилу Агресту довелось на нынешнем фестивале вести особенно много спектаклей, в частности в течение нескольких дней заменяя заболевшего Гергиева, - и делал он это успешно, пользуясь полной поддержкой остальных исполнителей. Далее же речь пойдет о двух последних концертах фестиваля, которые также прошли под управлением коллег Гергиева и тоже на высоком уровне художественности.
Один из дирижеров - Михаэль Гютлер, много выступающий и в Маринке, и в родной ему Германии, сравнительно недавно вставший за пульт, но быстро приобретающий мировую известность. Тому доказательство - на престижном Шлезвиг-Гольштейнском фестивале нынешнего года он в числе таких видных мастеров, как Гергиев и Эшенбах, приглашен работать с интернациональной молодежной Оркестровой академией. На "Звездах белых ночей" он дирижировал "Травиатой" и концертом певцов Анны Нетребко и Евгения Акимова. Сразу скажу, что разнообразную и непростую программу вечера он провел с большим тактом, предоставляя солистам максимальную свободу и постоянно оберегая гармонию вокала и оркестрового звучания.
Нетребко сегодня - самая знаменитая, наиболее интенсивно раскручиваемая из мировых оперных див. После сенсационного успеха на Зальцбургском фестивале и в Венском театре, где она была хозяйкой Оперного бала, ее портреты, интервью, реклама записанного ею диска не сходят на Западе со страниц журналов, газет и театральных программ. Нынешний концерт в Мариинке подтвердил, что славы, которая легла на ее хрупкие плечи, артистка действительно достойна. Она восхищает всем: красотой облика и яркостью голоса, и виртуозностью вокала (которая никогда не становится самоцелью), и безупречностью произношения, и постижением каждого композиторского стиля, и чувством художественной меры. Моцартовская Дона Анна, Маргарита из "Фауста" Гуно, Русалка из одноименной оперы Дворжака, Адина и Лючия из опер Доницетти - все эти персонажи и без сценических аксессуаров, только в выразительнейшем пении, оживали перед публикой.
Евгений Акимов, обладатель редкостной красоты тенора, мягкого, теплого и одновременно очень звучного, был достойным партнером Анны. Его пение покоряет искренностью. Ему тоже веришь до конца, в какой бы оперной партии он ни представал. В Консерватории он тоже получил отличную профессиональную школу у профессора Льва Николаевича Морозова, но порой хочется, чтобы плосковато звучащие отдельные верхние ноты стали более округлыми. Огромный успех, который имели солисты, дирижер и оркестр, был ими сполна заслужен.
А на следующий вечер на Мариинской сцене прозвучал "Реквием" Верди, одно из величайших созданий человеческого духа. Дирижировал главный приглашенный дирижер театра итальянец Джанандреа Нозеда, давно любимый петербуржцами. Наделенный бурным темпераментом и живым ощущением музыкальной интонации, он с годами обнаруживает все более зрелое понимание сути искусства, и ныне "Реквием" оказался ему по плечу. Подобрался великолепный, на редкость ровный состав солистов: гостья из Италии Барабара Фриттоли и солисты Мариинского театра Ольга Бородина, все тот же Евгений Акимов (справившийся с огромной нагрузкой безупречно) и Ильдар Абдразаков. Хор, возглавляемый Андреем Петренко, симфонический коллектив и сценический оркестр (дирижер Георгий Страутман) были на большой высоте. Анализировать интерпретацию каждого эпизода, отдельно оценивать каждого из участников как-то не хочется. Скажу лишь, что возвышенная трагедийность гениальной музыки потрясала...
Михаил БЯЛИК
"Выкладываясь" в выступлениях с шефом до конца, оркестр и хор, когда выпадает работать с другими дирижерами, обычно экономят энергию, музицируя вполсилы. На этот раз было по-иному. Молодому и активно занятому в текущем репертуаре дирижеру Михаилу Агресту довелось на нынешнем фестивале вести особенно много спектаклей, в частности в течение нескольких дней заменяя заболевшего Гергиева, - и делал он это успешно, пользуясь полной поддержкой остальных исполнителей. Далее же речь пойдет о двух последних концертах фестиваля, которые также прошли под управлением коллег Гергиева и тоже на высоком уровне художественности.
Один из дирижеров - Михаэль Гютлер, много выступающий и в Маринке, и в родной ему Германии, сравнительно недавно вставший за пульт, но быстро приобретающий мировую известность. Тому доказательство - на престижном Шлезвиг-Гольштейнском фестивале нынешнего года он в числе таких видных мастеров, как Гергиев и Эшенбах, приглашен работать с интернациональной молодежной Оркестровой академией. На "Звездах белых ночей" он дирижировал "Травиатой" и концертом певцов Анны Нетребко и Евгения Акимова. Сразу скажу, что разнообразную и непростую программу вечера он провел с большим тактом, предоставляя солистам максимальную свободу и постоянно оберегая гармонию вокала и оркестрового звучания.
Нетребко сегодня - самая знаменитая, наиболее интенсивно раскручиваемая из мировых оперных див. После сенсационного успеха на Зальцбургском фестивале и в Венском театре, где она была хозяйкой Оперного бала, ее портреты, интервью, реклама записанного ею диска не сходят на Западе со страниц журналов, газет и театральных программ. Нынешний концерт в Мариинке подтвердил, что славы, которая легла на ее хрупкие плечи, артистка действительно достойна. Она восхищает всем: красотой облика и яркостью голоса, и виртуозностью вокала (которая никогда не становится самоцелью), и безупречностью произношения, и постижением каждого композиторского стиля, и чувством художественной меры. Моцартовская Дона Анна, Маргарита из "Фауста" Гуно, Русалка из одноименной оперы Дворжака, Адина и Лючия из опер Доницетти - все эти персонажи и без сценических аксессуаров, только в выразительнейшем пении, оживали перед публикой.
Евгений Акимов, обладатель редкостной красоты тенора, мягкого, теплого и одновременно очень звучного, был достойным партнером Анны. Его пение покоряет искренностью. Ему тоже веришь до конца, в какой бы оперной партии он ни представал. В Консерватории он тоже получил отличную профессиональную школу у профессора Льва Николаевича Морозова, но порой хочется, чтобы плосковато звучащие отдельные верхние ноты стали более округлыми. Огромный успех, который имели солисты, дирижер и оркестр, был ими сполна заслужен.
А на следующий вечер на Мариинской сцене прозвучал "Реквием" Верди, одно из величайших созданий человеческого духа. Дирижировал главный приглашенный дирижер театра итальянец Джанандреа Нозеда, давно любимый петербуржцами. Наделенный бурным темпераментом и живым ощущением музыкальной интонации, он с годами обнаруживает все более зрелое понимание сути искусства, и ныне "Реквием" оказался ему по плечу. Подобрался великолепный, на редкость ровный состав солистов: гостья из Италии Барабара Фриттоли и солисты Мариинского театра Ольга Бородина, все тот же Евгений Акимов (справившийся с огромной нагрузкой безупречно) и Ильдар Абдразаков. Хор, возглавляемый Андреем Петренко, симфонический коллектив и сценический оркестр (дирижер Георгий Страутман) были на большой высоте. Анализировать интерпретацию каждого эпизода, отдельно оценивать каждого из участников как-то не хочется. Скажу лишь, что возвышенная трагедийность гениальной музыки потрясала...
Михаил БЯЛИК