Общество
ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ: ОТКЛАДЫВАТЬ РЕШЕНИЕ НЕЛЬЗЯ
14 августа
В нашей северной стране крыша над головой всегда имела особое значение. Между тем сегодня около пяти миллионов человек проживают в условиях, которые трудно вообще назвать жилищными. Одна из каждых тридцати российских семей живет в доме, который почти не защищает ни от холода, ни от дождя, а порой грозит обрушиться.
Здесь требуется экстренная помощь государства, а не просто создание экономических и правовых условий для самостоятельного решения жилищного вопроса. Люди находятся в чрезвычайно неблагоприятном, опасном положении. При этом именно на государстве лежит ответственность за то, что проблема ветхого жилья приобрела такие масштабы и остроту. До недавнего прошлого государство было основным собственником жилищного фонда и не обеспечило его должного содержания и своевременного обновления.
С 2002 года в России действует программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Это, безусловно, правильно выбранное направление государственной политики, связанное с решением одной из острейших социальных проблем. Но до сих пор не удалось создать удовлетворительный механизм финансирования программы. А это не просто задерживает ее выполнение для тех трех процентов населения России, которые живут в ветхом жилье сейчас. Если в развитии ситуации не произойдет решительного перелома, проблема ветхого жилья может затронуть значительно большее число людей.
Степень износа жилого фонда с каждым годом нарастает. Новое строительство составляет чуть больше половины от наивысшего в прошлом уровня 1987 года. Все более ощутимо требуют реконструкции, а иногда и сноса дома, построенные в пятидесятые-шестидесятые годы. И таких домов много, потому что тогда начиналось широкомасштабное жилищное строительство. Необходимо наладить регулярное и достаточное по объему обновление жилого фонда раньше, чем они в массе своей станут приходить в аварийное состояние. Иначе объемы ветхого жилья будут с каждым годом расти как снежный ком и целые районы наших городов могут превратиться в настоящие трущобы.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ставит вопрос о том, чтобы нынешний ветхий фонд был полностью ликвидирован к 2010 году. Одновременно объемы строительства нового жилья необходимо довести до 80 млн кв. м в год, что превышает докризисный максимум. Если задачу удастся решить в эти сроки, мы обеспечим нормальное воспроизводство жилого фонда. Можно будет своевременно расселять дома времен начала массовой застройки, когда этого потребуют процессы их старения, и проблема не превратится в волну, захлестывающую российские города.
Но для этого требуется каждый год, с 2005-го по 2010-й, выделять из федерального бюджета по 69 миллиардов рублей. Еще 161 миллиард в год, или 70 процентов стоимости программы, должны находить региональные и местные власти. Чтобы представлять масштаб задачи, можно сказать, что общая сумма превышает половину оборонных расходов России и больше, чем расходы федерального бюджета на науку, образование и здравоохранение вместе взятые.
Если из бюджетов всех уровней ежегодно выделять хотя бы четверть этих средств, ветхое жилье будет ликвидировано к 2025 году. Такой срок уже связан с риском. Можно не успеть вовремя компенсировать износ домов старых массовых серий. Кроме того, совершенно не устраивает перспектива, что кто-то из жильцов аварийных домов и через 20 лет будет жить в прежней квартире и ждать решения своей проблемы под той же протекающей крышей.
Но такой сценарий все-таки имеет конечный срок выполнения. И его еще приходится признать оптимистическим по сравнению с сегодняшним реальным положением дел! Потому что в 2004 году из федерального бюджета на программу расселения ветхого жилья выделяется 1,35 миллиарда рублей - одна пятидесятая часть от потребности. А многие субъекты Федерации обращаются в правительство с просьбами уменьшить долю их участия в финансировании. Если допустить, чтобы дело и дальше шло так, как сейчас, новоселье справят лишь далекие потомки тех, кто сегодня живет в аварийных домах, - лет через 300. О тех, чьим домам только предстоит стать ветхими в обозримом будущем, при этом речь вообще не идет.
Итак, чтобы уложиться в оптимальные сроки ликвидации ветхого жилья, финансирование этой программы надо увеличить в 50 раз. И не в отдаленном светлом будущем, а прямо со следующего года. Реально ли добиться этого? Безусловно, нет, если рассчитывать только на бюджетные деньги. Государственное финансирование должно возрасти. Но, зная напряженность бюджетных обязательств, особенно в регионах, можно предвидеть, что не удастся выделить на ликвидацию ветхих домов почти в пять раз больше средств, чем на здравоохранение. Значит, нужно найти механизм, чтобы привлечь к выполнению программы частные инвестиции. И такой механизм есть.
Сегодня большая часть ветхих домов находится в районах старой застройки, где цена земли чрезвычайно высока. А многие из этих зданий и сами имеют большую потенциальную ценность. Вложение средств в их реконструкцию может принести немалую прибыль. Предоставляя частным инвесторам долевые права на недвижимость, которую они реконструируют, местные власти могут найти необходимые средства, чтобы полностью и своевременно выполнить программу ликвидации ветхого и аварийного жилья. Собственно, здесь нет никакого открытия, во многих городах такой механизм финансирования давно используется. Но масштабы и результаты его применения пока явно недостаточны. Это необходимо исправить.
Одна из главных помех привлечения инвестиций - устаревшая правовая база. Она создавалась в другой экономике, в других общественных условиях и не дает инвестору необходимых гарантий. Правительство подготовило пакет законопроектов по развитию рынка жилья, который сейчас рассматривается Федеральным собранием. С его принятием многие вопросы будут сняты. Но это надо подкрепить соответствующими правовыми актами и организацией практической работы в субъектах Федерации и муниципалитетах.
Серьезную проблему представляет юридическая раздробленность жилого фонда. Как правило, инвестору приходится иметь дело не с домом как единым объектом собственности, а с множеством владельцев квартир и комнат в коммунальных квартирах, которые никак не организованы. Инвестиционные переговоры при этом напоминают старинные сеймы Речи Посполитой, где любой шляхтич мог не позволить принять общее решение.
Стоит подумать и о целевом использовании доходов, получаемых местными властями от успешных инвестиционных проектов. Сейчас эти деньги растворяются в бюджетах, а новое жилье получают лишь те, чьи дома непосредственно расселяются. Между тем на доходы от инвестиций в "выгодные" объекты можно решать проблемы людей, проживающих в менее привлекательных для инвесторов районах, в малых городах, в сельской местности.
Для решения многих проблем, связанных с реализацией программы переселения из ветхого и аварийного жилья, требуется четкое взаимодействие между уровнями власти - федеральным, региональным и местным. Совет Федерации, как палата регионов, может и должен сыграть в этом важную роль.
Осенью в рамках работы над проектом очередного федерального бюджета наша палата будет проводить серию совещаний и консультаций с органами власти субъектов Федерации. Финансирование программы ликвидации ветхого жилья должно обязательно войти в число вопросов, по которым будут вырабатываться общие подходы и позиции. Это важнейшая, неотложная проблема для миллионов людей, и откладывать ее решение больше нельзя.
Статья предоставлена пресс-службой Председателя Совета Федерации С.М. МИРОНОВА
СЕРГЕЙ МИРОНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ:
Здесь требуется экстренная помощь государства, а не просто создание экономических и правовых условий для самостоятельного решения жилищного вопроса. Люди находятся в чрезвычайно неблагоприятном, опасном положении. При этом именно на государстве лежит ответственность за то, что проблема ветхого жилья приобрела такие масштабы и остроту. До недавнего прошлого государство было основным собственником жилищного фонда и не обеспечило его должного содержания и своевременного обновления.
С 2002 года в России действует программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Это, безусловно, правильно выбранное направление государственной политики, связанное с решением одной из острейших социальных проблем. Но до сих пор не удалось создать удовлетворительный механизм финансирования программы. А это не просто задерживает ее выполнение для тех трех процентов населения России, которые живут в ветхом жилье сейчас. Если в развитии ситуации не произойдет решительного перелома, проблема ветхого жилья может затронуть значительно большее число людей.
Степень износа жилого фонда с каждым годом нарастает. Новое строительство составляет чуть больше половины от наивысшего в прошлом уровня 1987 года. Все более ощутимо требуют реконструкции, а иногда и сноса дома, построенные в пятидесятые-шестидесятые годы. И таких домов много, потому что тогда начиналось широкомасштабное жилищное строительство. Необходимо наладить регулярное и достаточное по объему обновление жилого фонда раньше, чем они в массе своей станут приходить в аварийное состояние. Иначе объемы ветхого жилья будут с каждым годом расти как снежный ком и целые районы наших городов могут превратиться в настоящие трущобы.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ставит вопрос о том, чтобы нынешний ветхий фонд был полностью ликвидирован к 2010 году. Одновременно объемы строительства нового жилья необходимо довести до 80 млн кв. м в год, что превышает докризисный максимум. Если задачу удастся решить в эти сроки, мы обеспечим нормальное воспроизводство жилого фонда. Можно будет своевременно расселять дома времен начала массовой застройки, когда этого потребуют процессы их старения, и проблема не превратится в волну, захлестывающую российские города.
Но для этого требуется каждый год, с 2005-го по 2010-й, выделять из федерального бюджета по 69 миллиардов рублей. Еще 161 миллиард в год, или 70 процентов стоимости программы, должны находить региональные и местные власти. Чтобы представлять масштаб задачи, можно сказать, что общая сумма превышает половину оборонных расходов России и больше, чем расходы федерального бюджета на науку, образование и здравоохранение вместе взятые.
Если из бюджетов всех уровней ежегодно выделять хотя бы четверть этих средств, ветхое жилье будет ликвидировано к 2025 году. Такой срок уже связан с риском. Можно не успеть вовремя компенсировать износ домов старых массовых серий. Кроме того, совершенно не устраивает перспектива, что кто-то из жильцов аварийных домов и через 20 лет будет жить в прежней квартире и ждать решения своей проблемы под той же протекающей крышей.
Но такой сценарий все-таки имеет конечный срок выполнения. И его еще приходится признать оптимистическим по сравнению с сегодняшним реальным положением дел! Потому что в 2004 году из федерального бюджета на программу расселения ветхого жилья выделяется 1,35 миллиарда рублей - одна пятидесятая часть от потребности. А многие субъекты Федерации обращаются в правительство с просьбами уменьшить долю их участия в финансировании. Если допустить, чтобы дело и дальше шло так, как сейчас, новоселье справят лишь далекие потомки тех, кто сегодня живет в аварийных домах, - лет через 300. О тех, чьим домам только предстоит стать ветхими в обозримом будущем, при этом речь вообще не идет.
Итак, чтобы уложиться в оптимальные сроки ликвидации ветхого жилья, финансирование этой программы надо увеличить в 50 раз. И не в отдаленном светлом будущем, а прямо со следующего года. Реально ли добиться этого? Безусловно, нет, если рассчитывать только на бюджетные деньги. Государственное финансирование должно возрасти. Но, зная напряженность бюджетных обязательств, особенно в регионах, можно предвидеть, что не удастся выделить на ликвидацию ветхих домов почти в пять раз больше средств, чем на здравоохранение. Значит, нужно найти механизм, чтобы привлечь к выполнению программы частные инвестиции. И такой механизм есть.
Сегодня большая часть ветхих домов находится в районах старой застройки, где цена земли чрезвычайно высока. А многие из этих зданий и сами имеют большую потенциальную ценность. Вложение средств в их реконструкцию может принести немалую прибыль. Предоставляя частным инвесторам долевые права на недвижимость, которую они реконструируют, местные власти могут найти необходимые средства, чтобы полностью и своевременно выполнить программу ликвидации ветхого и аварийного жилья. Собственно, здесь нет никакого открытия, во многих городах такой механизм финансирования давно используется. Но масштабы и результаты его применения пока явно недостаточны. Это необходимо исправить.
Одна из главных помех привлечения инвестиций - устаревшая правовая база. Она создавалась в другой экономике, в других общественных условиях и не дает инвестору необходимых гарантий. Правительство подготовило пакет законопроектов по развитию рынка жилья, который сейчас рассматривается Федеральным собранием. С его принятием многие вопросы будут сняты. Но это надо подкрепить соответствующими правовыми актами и организацией практической работы в субъектах Федерации и муниципалитетах.
Серьезную проблему представляет юридическая раздробленность жилого фонда. Как правило, инвестору приходится иметь дело не с домом как единым объектом собственности, а с множеством владельцев квартир и комнат в коммунальных квартирах, которые никак не организованы. Инвестиционные переговоры при этом напоминают старинные сеймы Речи Посполитой, где любой шляхтич мог не позволить принять общее решение.
Стоит подумать и о целевом использовании доходов, получаемых местными властями от успешных инвестиционных проектов. Сейчас эти деньги растворяются в бюджетах, а новое жилье получают лишь те, чьи дома непосредственно расселяются. Между тем на доходы от инвестиций в "выгодные" объекты можно решать проблемы людей, проживающих в менее привлекательных для инвесторов районах, в малых городах, в сельской местности.
Для решения многих проблем, связанных с реализацией программы переселения из ветхого и аварийного жилья, требуется четкое взаимодействие между уровнями власти - федеральным, региональным и местным. Совет Федерации, как палата регионов, может и должен сыграть в этом важную роль.
Осенью в рамках работы над проектом очередного федерального бюджета наша палата будет проводить серию совещаний и консультаций с органами власти субъектов Федерации. Финансирование программы ликвидации ветхого жилья должно обязательно войти в число вопросов, по которым будут вырабатываться общие подходы и позиции. Это важнейшая, неотложная проблема для миллионов людей, и откладывать ее решение больше нельзя.
Статья предоставлена пресс-службой Председателя Совета Федерации С.М. МИРОНОВА
СЕРГЕЙ МИРОНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ: