Культура
КАК МЫ УМЕЕМ ТАНЦЕВАТЬ В КРАСНОДАРЕ!
27 августа
В минувший вторник спектаклем "Ромео и Джульетта", финальными поклонами длиной в четверть часа и бурной несмолкающей овацией под ежесекундные выкрики "Браво" завершились гастроли Краснодарского театра балета Юрия Григоровича. К президенту фонда "Русский балет", хореографу Григоровичу, в начале наступившего века отметившему свое 75-летие, можно относиться как угодно - как к пережитку прошлого или как к титану Российского балетного искусства. Одного не оспоришь и не отнимешь - все его творчество очень профессионально и ответственно. Местами красиво и надрывно. Лаконичный стиль 60-х в монументальных жизнеутверждающих декорациях художника Симона Вирсаладзе, массовые шествия и легендарные, вошедшие в учебники по танцу, созданные мастером мизансцены - все как всегда.
Четыре балета в афише петербургских гастролей: "Спартак" Хачатуряна, "Щелкунчик" Чайковского, "Золотой век" Шостаковича и "Ромео и Джульетта" Прокофьева. Спектакли с классической, во всей ее красе хореографией, без интеллектуальных изысков, без малейшей примеси "модерна".
Сам Юрий Николаевич утверждает, что балет - искусство молодых. Через эту растущую молодую труппу, выпустившую с Григоровичем более десятка премьер в Краснодаре, насквозь проходит вся история отечественной хореографии ХХ века. Но нынешний приезд в Петербург, пожалуй, не открыл ничего нового, он просто реанимировал старое и зафиксировал переход Григоровича в ранг классика современности. Причем на официальном уровне. С речами, предваряющими действо, выступили представители "трех столиц" - губернаторы Валентина Матвиенко от северной и Александр Ткачев от южной, а Иосиф Кобзон от главной столицы и от лица министра культуры Александра Соколова, приславшего телеграмму из Канн. В три голоса: "благодаря зрелому мастерству и молодому энтузиазму гастрольный цикл театра "Премьер" прошел на одном дыхании".
Несмотря на период отпусков и не совсем театральный сезон, зал Мариинского театра немногим менее двух недель, с 12 по 24 августа, был полон. "Лишними билетиками" при входе, за неимением оных, не приторговывали, но спрашивать - спрашивали, что само по себе добрый знак. Хотя "обреченность на успех" подразумевалась заранее. То, что для Краснодара эти гастроли большое событие, - само собой. Приглашение от художественного руководителя Мариинки Валерия Гергиева выступать на прославленной сцене - честь для любой балетной труппы мира. Что же до культурной столицы России - она не могла негативно принять эти гастроли именно в силу своей высокой культуры. А тут еще неистребимая и великая петербургская сентиментальность и тяга к nostalgias! Вспомнилось, что пионерское детство большинства присутствовавших на этих спектаклях прошло не на Нижинском и Баланчине, не на Ноймайере и Форсайте, а на живом классике советского балета Юрии Григоровиче.
Первый спектакль Григоровича - "Легенда о любви", на котором он, как на белом коне, в 1961 г. въехал в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, стал хрестоматийным сразу же после премьеры. С тех пор многое изменилось. Менялись театры, в которых он работал, составы его спектаклей, идеология в стране и, наконец, представления о балете. Но Григорович неизменно верен себе. И именно это помогает ему жить дальше. Потому что его зритель тоже ему верен. Выросший на его танце, взрослевший вместе с маэстро, он помнит его спектакли, которые 40 лет назад казались решительно смелыми и авангардными. Для этого зрителя Григорович - царь и бог балетного искусства и по-прежнему смелый новатор!
Марина ЛИСОВЕЦ
Четыре балета в афише петербургских гастролей: "Спартак" Хачатуряна, "Щелкунчик" Чайковского, "Золотой век" Шостаковича и "Ромео и Джульетта" Прокофьева. Спектакли с классической, во всей ее красе хореографией, без интеллектуальных изысков, без малейшей примеси "модерна".
Сам Юрий Николаевич утверждает, что балет - искусство молодых. Через эту растущую молодую труппу, выпустившую с Григоровичем более десятка премьер в Краснодаре, насквозь проходит вся история отечественной хореографии ХХ века. Но нынешний приезд в Петербург, пожалуй, не открыл ничего нового, он просто реанимировал старое и зафиксировал переход Григоровича в ранг классика современности. Причем на официальном уровне. С речами, предваряющими действо, выступили представители "трех столиц" - губернаторы Валентина Матвиенко от северной и Александр Ткачев от южной, а Иосиф Кобзон от главной столицы и от лица министра культуры Александра Соколова, приславшего телеграмму из Канн. В три голоса: "благодаря зрелому мастерству и молодому энтузиазму гастрольный цикл театра "Премьер" прошел на одном дыхании".
Несмотря на период отпусков и не совсем театральный сезон, зал Мариинского театра немногим менее двух недель, с 12 по 24 августа, был полон. "Лишними билетиками" при входе, за неимением оных, не приторговывали, но спрашивать - спрашивали, что само по себе добрый знак. Хотя "обреченность на успех" подразумевалась заранее. То, что для Краснодара эти гастроли большое событие, - само собой. Приглашение от художественного руководителя Мариинки Валерия Гергиева выступать на прославленной сцене - честь для любой балетной труппы мира. Что же до культурной столицы России - она не могла негативно принять эти гастроли именно в силу своей высокой культуры. А тут еще неистребимая и великая петербургская сентиментальность и тяга к nostalgias! Вспомнилось, что пионерское детство большинства присутствовавших на этих спектаклях прошло не на Нижинском и Баланчине, не на Ноймайере и Форсайте, а на живом классике советского балета Юрии Григоровиче.
Первый спектакль Григоровича - "Легенда о любви", на котором он, как на белом коне, в 1961 г. въехал в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, стал хрестоматийным сразу же после премьеры. С тех пор многое изменилось. Менялись театры, в которых он работал, составы его спектаклей, идеология в стране и, наконец, представления о балете. Но Григорович неизменно верен себе. И именно это помогает ему жить дальше. Потому что его зритель тоже ему верен. Выросший на его танце, взрослевший вместе с маэстро, он помнит его спектакли, которые 40 лет назад казались решительно смелыми и авангардными. Для этого зрителя Григорович - царь и бог балетного искусства и по-прежнему смелый новатор!
Марина ЛИСОВЕЦ