Северо-Запад

"КРАСИН" ПОПАЛ В НАДЕЖНЫЕ РУКИ

27 августа
Когда в Петербурге появилась информация о том, что знаменитый ледокол "Красин", судьба которого волновала общественность, будет передан Музею Мирового океана, звучали разные мнения. С одной стороны, музей общероссийский, Министерства культуры РФ, и тут огорчились отдельные "самостийники". А с другой стороны, музей находится даже не в Москве, а в Калининграде. Зазвучали голоса: "Петербург лишится "Красина", "Какие-то провинциалы отбирают ледокол-музей". Потом выяснилось, что никуда "Красин" из Петербурга не уплывает, хотя и становится филиалом калининградского музея (см. "НВ" от 27.07.04). И все равно - каким-то филиалом... Поэтому, естественно, как только подвернулась возможность увидеть воочию, что собой представляют новые "хозяева" ледокола, мы эту возможность реализовали. И убедились - у ледокола прекрасная перспектива. Хотя и работы край непочатый.

Приглашение к чудесам

Мимо летних кафе мы проходим на музейную территорию. Она занимает огромное пространство вдоль реки Преголя. От памятника с народным названием "Галочка" до бывшего железнодорожного моста, от которого остались две "башни" (как потом мы узнали, музей хотел там тоже что-то устроить, например кафе, но разрушенный мост принадлежит какой-то федеральной структуре, то ли МПС, то ли Мингосимуществу, и его в упор не хотят отдавать. Хотя и железной дороги там уже нет и быть не может).
На вечной стоянке - "Витязь", "Космонавт Виктор Пацаев". И тут же - большое новое современное музейное здание. Таблички и указатели, написанные четко и крупно, информируют о часах работы музея, о стоимости билетов, о выставках и мероприятиях. Здесь же - дорожки, скамейки, газоны и здесь же под открытым небом - корабельные якоря. Тут оживленно: спешат группы иностранных туристов, входят и выходят семьи с детьми. Люди не спешат - перед посещением экспозиций или после них можно просто погулять, съесть мороженое, сфотографироваться на фоне якорей и кораблей. Все как будто дышит морем, хотя до него достаточно далеко.
В вестибюле выставочного центра (оказывается, он совсем новенький, только что сдан) сразу замираешь от предвкушения чудес. Об этих чудесах информирует и монитор установленного для посетителей компьютера. Нас приглашают в подводное царство, нас заманивают тайнами всех океанов планеты - от Арктики до Антарктиды, от экватора до северных проливов. Сразу вспоминаешь, что как тело человека, так и "тело" планеты состоит большей частью из воды. И эта вода планеты большею частью - морская, терпкая, соленая.

Природа, люди и стихия

Рыбы, цветные рыбы в аквариуме. Их нельзя снимать со вспышкой - рыбы пугаются. С ними, этими светящимися молчаливыми созданиями, нужно обходиться бережно. Не мешать. Ведь и мы нуждаемся в уединении, и в природе любая рыбка, моллюск, подводное существо находят себе укрытие. Поэтому трудно им быть на виду среди толп экскурсантов. Поэтому музейщики предупреждают, учат правилам поведения.
Кораллы. Причудливые образования разного цвета и формы. Вспоминаешь дешевенькие свои коралловые бусы и понимаешь, что отныне будешь относиться к ним с неким пиететом. Природа тысячелетиями создавала рифы, у них такая история, по сравнению с которой падение Древнего Египта или Рима, крушение цивилизации ацтеков или катаклизмы двадцатого века - да что там, вся история человечества кажется пылинкой вечности... И очень красиво.
Зачарованные глаза детей. В музее очень много интерактивных форм работы. Здесь делаются образовательные программы, все очень серьезно. И серьезен подход к материалам и иллюстрациям. Например, в зале, где хранится реставрированный скелет огромного кашалота, представлена вся история китобойного промысла, в том числе и советского. Как известно, охота на китов запрещена - слишком мало осталось этих морских исполинов. Но это история жизни, промышленности, науки. На стенах огромные фотографии, показывающие процесс добычи и разделки китов. В отличие от других иллюстраций, цветных, они черно-белые, и понятно почему - детям не стоило бы видеть промысел в цвете, слишком много крови...
И любопытная витринка - подлинные предметы, найденные в китовых желудках: детские лупоглазые куклы, инструменты, металлические коробки.
А еще - небольшое развлечение: электронные весы. Взвешиваешься - и высвечиваются цифры: сколько тебя поместится в одном кашалоте, каков сравнительный вес тебя и дельфина, сколько в тебе креветок... Ненавязчивое знакомство с разнообразием природы.
Познакомиться с выставкой скульптора-анималиста, создававшего красивые и оригинальные фантазии-образы рыб. Узнать все о морском Кенигсберге и о нашей общей Балтике, истории мореплавания... Осуществить детскую мечту - побывать на кораблях. Да многое, многое еще, не описать всего.
Подвиг и любопытство, восторг первооткрывателей и трагизм соприкосновений со стихией. Мирные созидательные цели и ужас войн... Выставка "Триумф и трагедия", посвященная гибели "Густлофа", - блистательная военная операция и крупнейшая морская катастрофа, по масштабу превзошедшая гибель "Титаника"...
На самом деле одного даже дня недостаточно, чтобы ознакомиться со всем, что предлагает музей. Потом, когда мы вернулись в Калининград из поездки в Гданьск, сотрудники нас ревниво спрашивали: "А честно скажите, там Музей истории моря - как вам, у нас хуже? Лучше?" Мы честно ответили: "Просто совсем по-другому, хотя есть сходство - берег-то балтийский один..." На самом деле оба этих музея в какой-то момент для нас как-то частично наложились впечатлениями. Но действительно все разное. Польский музей с его "Журавом" существует давно (как и многие европейские музеи моря и кораблей), там много увлекательного средневековья, духа портового, торгового города. А калининградский Музей Мирового океана родился в очень тяжелые для страны 90-е годы. И начат был почти с нуля.

Женщина и море

Эту женщину хорошо знают не только в Калининграде. Она уверенно входит в кабинеты самых высоких культурных начальников столицы. Она молода, энергична, обаятельна и подтянута. Рассказывают, что как-то в Москве Евгений Примаков проговорил с ней полчаса, приняв ее... за Валентину Матвиенко. Но это Светлана Сивкова, океанограф по профессии, директор музея со дня основания.
Когда мы вошли к ней в кабинет, она без излишних предисловий заговорила о том, что ее сейчас волнует:
- "Красин"... Когда "Витязь" был куском металлолома, был 90-й год и мы начинали это дело, если бы кто мне тогда сказал: я скажу, как надо сделать, я научу, я умею... Я приняла бы помощь из любого Урюпинска. Сейчас уже я могу научить и продемонстрировать, что мы умеем и делаем. Но у вас в Петербурге часто говорят: мы, мол, морская столица, мы все знаем. Меня попросили взять "Красин", потому что решили, что справиться с восстановлением, с нормальной музеефикацией может только Музей Мирового океана. У нас стоит, вы видите, белый "Витязь". С 2000 года - подводная лодка, с 2001-го - "Пацаев". У нас долгосрочные планы: когда-нибудь мы мечтаем получить "Крузенштерн". У нас проходят конгрессы океанологов - именно наша "площадка" признана самой достойной для таких международных мероприятий.
Судно "Красин" в печальном сейчас состоянии. И я считаю, не нужно стремиться к тому, чтобы вывести его в плавание. Это не главная цель и очень дорогостоящая. Идею я не отвергаю, но сначала нужно создать настоящее судно-музей, по мировым стандартам.
Никто никогда не собирался увозить "Красина" - у нас здесь просто нет места на набережной. (Хотя, когда нам предлагали один корабль в Петербурге, оказалось, что аренда метра набережной стоит огромные деньги, а здесь у нас большая территория, город ее выделил - и наш музей сейчас одна из привлекательных достопримечательностей Калининграда.) Вот еще и рыболовный траулер теперь у нас...
Сейчас у нас 80 тысяч экспонатов - от уникальных морских раковин до предметов, наглядно показывающих этапы истории судовождения, подводных исследований...
- Что самое трудное в вашем деле? Финансы? Бюрократические проблемы?
- Самое трудное - это кадры. В том числе и у вас в Петербурге. Нужны профессиональные, заинтересованные, по-современному широко мыслящие люди. Я думаю, что все проблемы решаются.
Что Светлана Геннадьевна умеет решать эти проблемы, мы поняли, когда познакомились с ее сотрудниками - методистами, экскурсоводами, людьми, отвечающими за связь с прессой. С ними было интересно не только обсуждать музейные темы, но просто вести беседы обо всем на свете. Такого неутомимого любопытства, любви к своему музею, пропагандистского (в широком смысле слова) энтузиазма мы давно не встречали.
Хотя в адрес Светланы Сивковой в Калининграде от совершенно посторонних людей довелось услышать образный эпитет: "Сивкова - о, это такая волчица! Если что-то захочет сделать, то сделает". Я думаю, что это стоит скорее считать комплиментом.
Когда ей предложили в свое время музей, то исходили и из того, что справиться со всем ворохом наваливаемой работы не сможет ни один мужчина. Все же примета - "женщина на корабле" - в наше время, похоже, перестала быть плохой...

Войти два раза в Прегель

Главный экспонат и выставочный зал музея - знаменитое научно-исследовательское судно "Витязь". Он первый встал у причальной стенки на набережной Петра Великого, замкнув кольцо своего времени, будем надеяться, что навсегда.
Грузопассажирский теплоход "Марс" был построен в 1939 году на верфях города Бремена (Германия) для судоходной компании "Нептун". Он был предназначен для перевозки фруктов из южных стран в Германию. Вот что писал ходивший на нем в те годы инженер Генрих Тамм: "Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту... Обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам. Не верилось, что находишься на борту судна". Сегодня внутреннее убранство в основном утрачено. Но и то, что осталось, поражает своим великолепием.
Во время Второй мировой "Марс" возит из Скандинавии в Германию целлюлозу. Затем становится плавучим госпиталем на 600 мест. Потом, благополучно избежав встречи с Маринеско и другими советскими подводниками, вывозит беженцев из Кёнигсберга и Пиллау (ныне Балтийск). Последний рейс - 13 апреля 1945 года. После войны судно под названием "Вперед, Империя" было приписано к порту Ливерпуль. Через год передано СССР - и носило имена "Экватор", "Адмирал Макаров" и, наконец, "Витязь".
В 1946 году был образован Институт океанологии АН СССР. Ему необходимо было научное океанское судно, и выбор пал именно на бывший "Марс". Период с 1949 по 1979 годы был для "Витязя" самым светлым: 65 экспедиций, пройдены все океаны и 800 тыс. морских миль, 100 портов 49 стран. Научные открытия и ученые со всего мира. Жак Ив Кусто и Тур Хейердал. Губернаторы и премьер-министры. Послы и космонавты.
К концу 70-х годов звезда "Витязя", казалось, закатилась. Правда, было решено сделать его музеем - и обсуждались кандидатуры Ленинграда и Владивостока. Была и задумка поставить его на вечную стоянку в Москве - к Олимпиаде 1980 года. Но оказалось, что океанскому судну в "порт пяти морей" не войти (такой вот "порт"). И 22 апреля 1979 года, завершив свой последний, 61-й рейс, "Витязь" второй раз вошел в одну ту же реку - только теперь она называлась уже Прегля, а не Прегель.
Но судно чуть не утонуло в волнах бумажной волокиты. И пока облисполком, Академия наук, министерства судостроения, культуры, финансов, рыбного хозяйства, Госплан решали его судьбу, "Витязь" ржавел, а портовики и прочие лихие люди тащили с него все, что плохо лежало. И только в 1992 году "Витязь" был наконец передан Министерству культуры РФ - для этого, видимо, должен был рухнуть СССР. В 1994 году были открыты для посещения палубы.

Четыре юбилея

В 1999 году "Витязь" отметил сразу 4 юбилея: 60 лет со дня постройки, 50 лет со дня выхода в первый научный рейс, 20 лет возвращения в Калининград и 5 лет постановки у музейного причала. Количество экспозиций, развернутых в каютах, залах и трюмах судна, столь велико, что их не обойти за один день (не говоря уже о том, чтобы познакомиться с ними детально).
Помимо знакомства с судном (салон команды и кают-компания, гидрологическая лаборатория, каюта начальника экспедиции, буфетная, фонарная, гирокомпасная, лазарет, каюта старшего механика и капитана, штурманская и ходовая рубки), это экскурсия "Маршрутами морских экспедиций", включающая великолепную "Янтарную каюту", которую долго можно осматривать, несмотря на ее небольшие размеры. Янтарь со всего мира - из Японии, из Южной Америки, самых разных цветов. Янтарная карта мира. Каюты Миклухо-Маклая и адмирала Макарова - с персонами хозяев.
"Удивительный мир океана" и "Витязь" - флагман науки" - экскурсии по научным биологическим и геологическим лабораториям. "Сердце корабля" - машинное отделение, двигатели, рабочее место механика, главный распределительный щит, шахта гребного вала. В общем, специалисту (и не только) есть на что посмотреть. В трюме (а где же еще!) расположена экспозиция "Путешествие по морскому дну". Глубоководные аппараты. Смятые глубинным давлением предметы. Персона Жака-Ива Кусто в гидрокостюме. История первых глубоководных погружений. Всего и не расскажешь.

Из лесовозов - в космонавты

В кильватере у "Витязя" пришвартован "Космонавт Виктор Пацаев" - научно-исследовательское судно Российского авиакосмического агентства. Построенный в 1968 году как лесовоз "Семен Косинов" на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова, в 1977 - 1978 годах он стал научно-исследовательским судном и "космонавтом".
В те годы космической гонки с Соединенными Штатами Советскому Союзу пришлось строить суда для космической связи - в отличие от капиталистических конкурентов, которые могли для этого использовать разбросанные по всему миру военные базы.
И вот с 1979 по 1994 год "Космонавт Виктор Пацаев" совершил 14 научно-исследовательских рейсов. Он работал с "Салютом-6" и "Салютом-7", с "Союзами" от "простого" (без номера) и далее - "Союз-34", "Союз-Т5", "Союз-Т8", "Союз-Т9", "Союз-Т10", "Союз-Т11". А также с "Прогрессами", "Молниями", другими.
Сегодня помимо экспозиции "Космическая одиссея" здесь есть самый настоящий планетарий - потому что именно здесь ощущается неразрывная связь Человечества и Науки с Космосом. Точно так же как в трюме "Витязя" можно "погрузиться" на морское дно, здесь можно воспарить в Космос. Здесь необходимо бывать почаще - хотя бы для того, чтобы восстановить веру в человечество, пошатнувшуюся в бизнесе, предвыборной "борьбе в грязи" и борьбе за хлеб насущный.
Светлана ГАВРИЛИНА, Виктор НИКОЛАЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь