Культура
НАСЛЕДНИК ПО ПРЯМОЙ
27 августа
25 августа исполнилось 60 лет известному российскому режиссеру Сергею Соловьеву.
Он всегда удачлив. Практически любой его проект удается. И даже если съемки приостанавливаются (как в случае с фильмом о Тургеневе) или отменяются шумные премьеры (как в случае с "Ассой"), то общественное мнение создает вокруг этих событий мощную ауру культурного напряжения самых разных людей. Среди них оказываются даже те, кто никогда не ходил в кино из-за принципиальных эстетических соображений. Сергей Соловьев умеет объединять вокруг себя разных людей, ибо всегда находит не только адекватные темы, интересные многим, но еще и знает, как их превратить в повествование, где зрелищная занимательность гармонично уравновешивается интеллектуальным напряжением публики. Во всяком случае, той ее части, которая всегда вычитывала из экранного изображения знаковый духовный смысл.
Выходец из ленинградской коммуналки, типичный наследник традиций интеллигенции северной столицы, Сережа Соловьев в оттепельные шестидесятые отправился штурмовать ВГИК. Не меньше и не больше. И он поступил в мастерскую Михаила Ромма. Первыми картинами Соловьева стали экранизации Чехова ("Семейное счастье"), Горького ("Егор Булычов и другие") и Пушкина ("Станционный смотритель"). Обозначенный ими дискурс напряженных размышлений и наблюдений о том, что есть классика, невольно привел режиссера к молодежной теме, аранжированной в модные одежды дискуссий о духовности и бездуховности юного поколения. Сергей Александрович, будучи еще сравнительно молодым человеком - ему еще не было и тридцати, - вдруг озаботился проблемой воспитания чувств. Она практически на многие годы вперед и определила парадигму его постановочных решений в кино и экспериментов в театре.
Истинная история режиссерского восхождения Соловьева к признанию началась с картины "Сто дней после детства", официально отмеченной в стране и за ее пределами. Что принесло режиссеру Государственную премию СССР, а нашему кино - первую награду Западноберлинского кинофестиваля. Сегодня фильм смотрится как некая идеальная модель отношений взрослеющего человека и реальности. От последней герои соловьевских картин всегда защищались с помощью культуры во всем ее многообразии - от "Джоконды" до Льва Толстого. Так было в "Наследнице по прямой" и "Спасателе". Но та же самая культура уже никак не могла защитить ни послевоенных подростков ("Чужая, Белая и Рябой"), ни поколение эпохи застоя ("Асса"). Чувства юношей и девушек воспитывали совсем иные "учителя". Гармония, эстетически выверенная и выстроенная, рухнула, едва не погребя на экране под своими обломками героев последующих соловьевских лент, явно смахивающих на ироничный сюрреализм. Вы можете смотреть фильмы "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" и "Дом под звездным небом" как образный документ смутного перестроечного времени, где тоска по гармонии и идеалу не дает им превратиться в беспросветную "чернуху". Однако вас не покинет ощущение того, что все увиденное - плод буйной фантазии режиссера.
Сергей Соловьев в душе всегда оставался "дитем оттепели" и романтиком в творчестве. Он пытался примирить экран и саму жизнь с помощью эстетики. Поэтому и его чувство к юной звезде Татьяне Друбич обернулось бурным любовным романом в реальности. Так случилось и с собственным сыном режиссера Дмитрием, который стал соавтором сценария и исполнителем главной роли в фильме "Нежный возраст", посвященном нынешнему молодому поколению, уже называемому "потерянным".
Нынче Сергей Соловьев стал автором очередной экранизации русской классики. Фильм "О любви" поставлен по чеховским рассказам. Круг творческих поисков замкнулся. Нынешний юбиляр, видимо, вполне осознанно вернулся к тому автору, c которого он начинал свой путь в кино и чьи пьесы неоднократно ставил в театре. Он осознает себя неким культурным проповедником, истово веря в созидательные возможности кинематографа. В этом он - прямой наследник тех, чьи произведения экранизирует. При этом Сергей Соловьев никогда не забывает о визуальных возможностях десятой музы. И владеет он ими мастерски, потому что направляет свой взгляд туда, где интересно.
Сегодня Сергей Александрович - самый "культурный" наш постановщик, который может и хочет выступать публично, не пряча свои взгляды в нагрудный карман. Но это вовсе не мешает ему творить.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Он всегда удачлив. Практически любой его проект удается. И даже если съемки приостанавливаются (как в случае с фильмом о Тургеневе) или отменяются шумные премьеры (как в случае с "Ассой"), то общественное мнение создает вокруг этих событий мощную ауру культурного напряжения самых разных людей. Среди них оказываются даже те, кто никогда не ходил в кино из-за принципиальных эстетических соображений. Сергей Соловьев умеет объединять вокруг себя разных людей, ибо всегда находит не только адекватные темы, интересные многим, но еще и знает, как их превратить в повествование, где зрелищная занимательность гармонично уравновешивается интеллектуальным напряжением публики. Во всяком случае, той ее части, которая всегда вычитывала из экранного изображения знаковый духовный смысл.
Выходец из ленинградской коммуналки, типичный наследник традиций интеллигенции северной столицы, Сережа Соловьев в оттепельные шестидесятые отправился штурмовать ВГИК. Не меньше и не больше. И он поступил в мастерскую Михаила Ромма. Первыми картинами Соловьева стали экранизации Чехова ("Семейное счастье"), Горького ("Егор Булычов и другие") и Пушкина ("Станционный смотритель"). Обозначенный ими дискурс напряженных размышлений и наблюдений о том, что есть классика, невольно привел режиссера к молодежной теме, аранжированной в модные одежды дискуссий о духовности и бездуховности юного поколения. Сергей Александрович, будучи еще сравнительно молодым человеком - ему еще не было и тридцати, - вдруг озаботился проблемой воспитания чувств. Она практически на многие годы вперед и определила парадигму его постановочных решений в кино и экспериментов в театре.
Истинная история режиссерского восхождения Соловьева к признанию началась с картины "Сто дней после детства", официально отмеченной в стране и за ее пределами. Что принесло режиссеру Государственную премию СССР, а нашему кино - первую награду Западноберлинского кинофестиваля. Сегодня фильм смотрится как некая идеальная модель отношений взрослеющего человека и реальности. От последней герои соловьевских картин всегда защищались с помощью культуры во всем ее многообразии - от "Джоконды" до Льва Толстого. Так было в "Наследнице по прямой" и "Спасателе". Но та же самая культура уже никак не могла защитить ни послевоенных подростков ("Чужая, Белая и Рябой"), ни поколение эпохи застоя ("Асса"). Чувства юношей и девушек воспитывали совсем иные "учителя". Гармония, эстетически выверенная и выстроенная, рухнула, едва не погребя на экране под своими обломками героев последующих соловьевских лент, явно смахивающих на ироничный сюрреализм. Вы можете смотреть фильмы "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" и "Дом под звездным небом" как образный документ смутного перестроечного времени, где тоска по гармонии и идеалу не дает им превратиться в беспросветную "чернуху". Однако вас не покинет ощущение того, что все увиденное - плод буйной фантазии режиссера.
Сергей Соловьев в душе всегда оставался "дитем оттепели" и романтиком в творчестве. Он пытался примирить экран и саму жизнь с помощью эстетики. Поэтому и его чувство к юной звезде Татьяне Друбич обернулось бурным любовным романом в реальности. Так случилось и с собственным сыном режиссера Дмитрием, который стал соавтором сценария и исполнителем главной роли в фильме "Нежный возраст", посвященном нынешнему молодому поколению, уже называемому "потерянным".
Нынче Сергей Соловьев стал автором очередной экранизации русской классики. Фильм "О любви" поставлен по чеховским рассказам. Круг творческих поисков замкнулся. Нынешний юбиляр, видимо, вполне осознанно вернулся к тому автору, c которого он начинал свой путь в кино и чьи пьесы неоднократно ставил в театре. Он осознает себя неким культурным проповедником, истово веря в созидательные возможности кинематографа. В этом он - прямой наследник тех, чьи произведения экранизирует. При этом Сергей Соловьев никогда не забывает о визуальных возможностях десятой музы. И владеет он ими мастерски, потому что направляет свой взгляд туда, где интересно.
Сегодня Сергей Александрович - самый "культурный" наш постановщик, который может и хочет выступать публично, не пряча свои взгляды в нагрудный карман. Но это вовсе не мешает ему творить.
Сергей ИЛЬЧЕНКО