Культура
ОН НАВСЕГДА ОСТАЛСЯ СОЛДАТОМ
01 сентября
Он не дожил даже до среднестатистической цифры продолжительности жизни мужчины в нашей стране. Финал его судьбы был характерен для тех артистов, чья звезда взошла во времена расцвета советского кино, когда новые фильмы собирали миллионы зрителей в кинозалах и когда телевидение еще не имело такой власти над умами и свободным временем людей. А начиналось все в жизни девятнадцатилетнего студента ВГИКа Володи Ивашова как в сказке.
Знаменитый советский кинорежиссер Григорий Чухрай приглашает юношу на роль Алеши Скворцова в фильме о Великой Отечественной войне. Ивашов должен был сыграть простого паренька-пехотинца, которого за то, что подбил два немецких танка, отпускают домой на десять дней в отпуск. Название этой картины теперь известно всему кинематографическому миру - "Баллада о солдате". Нынче даже представить себе трудно, каков был бы окончательный результат, если бы главную роль в фильме сыграл уже утвержденный романтический герой Олег Стриженов. Однако у Чухрая хватило творческого мужества отказать набравшему тогда популярность артисту и пуститься в поиски молодых, но неизвестных исполнителей. Так в "Балладе о солдате" появился Ивашов, а вслед за ним и - Жанна Прохоренко. Их дуэт принес в картину то, что так долго искали: обаятельность молодости и искренность добрых чувств.
Успех фильма Чухрая был велик. Тридцать миллионов зрителей посмотрели его в Советском Союзе. В 1960 году "Баллада о солдате" участвовала в престижном Каннском международном кинофестивале, где и получила приз как лучший фильм о молодежи. Далее настал черед присуждения Ленинской премии. И во всех этих наградах была очевидная заслуга Владимира Ивашова.
Ему не было суждено потом превзойти сыгранное и пережитое в своем дебюте. Хотя, конечно, режиссеры пытались использовать его отменные внешние данные и шлейф искренности и обаяния, тянущийся со времени первой роли. Даже в роли белогвардейского офицера в "Новых приключениях неуловимых" Эдмона Кеосаяна Ивашов вызывал симпатии. Особенно когда он пел под гитару специально написанный для фильма романс "Русское поле". Играл он даже молодого полковника Исаева (будущего Штирлица) в экранизации романа Юлиана Семенова "Бриллианты для диктатуры пролетариата". Побывал он на экране и Печориным в экранизации "Героя нашего времени".
Семейная жизнь популярного артиста складывалась нелегко, но счастливо. Он всю жизнь любил только одну женщину, и эта женщина была его женой. Ее имя знали все: Светлана Светличная. Однако со временем кинематографическая слава жены превзошла славу мужа, но Ивашов проявлял мудрость и не устраивал сцен творческой ревности, а наоборот, трудился в своей профессии, играя роли, которые явно не были достойны его артистического дара. В родной для него Студии киноактера ему довелось даже играть Ставрогина в инсценировке "Бесов". А в кино он появился последний раз в 1991 году в малоизвестной ныне картине Александра Муратова "Рукопись".
Все кончилось для него, как в плохой мелодраме. Новое руководство cтудии уволило однажды 180 актеров, чьи имена были на слуху в советском кино. Ивашов и Светличная в знак солидарности ушли из коллектива добровольно. И Владимир пошел работать на стройку, где делал то, чему его учили в детстве. Там его настиг смертельный недуг. Приезд "скорой" мало помог. В ночь на 23 марта 1996 года сердце Владимира Ивашова не выдержало.
И когда вновь видишь на экране в очередной День Победы фильм Чухрая о щуплом пареньке, получившем отпуск с фронта и помогающем всем без исключения людям, которые встречаются на его пути, то вырывается вздох горечи и сожаления. О том, что нет нынче таких героев в кино. Нет и таких артистов, которые могли бы сыграть столь ценимые всеми людьми искреннюю доброту и то, что мы определяем высоким стилем как нравственную силу и стойкость духа непобежденного народа. Владимир Ивашов смог. И потому для нас навсегда остался Алешей Скворцовым.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Знаменитый советский кинорежиссер Григорий Чухрай приглашает юношу на роль Алеши Скворцова в фильме о Великой Отечественной войне. Ивашов должен был сыграть простого паренька-пехотинца, которого за то, что подбил два немецких танка, отпускают домой на десять дней в отпуск. Название этой картины теперь известно всему кинематографическому миру - "Баллада о солдате". Нынче даже представить себе трудно, каков был бы окончательный результат, если бы главную роль в фильме сыграл уже утвержденный романтический герой Олег Стриженов. Однако у Чухрая хватило творческого мужества отказать набравшему тогда популярность артисту и пуститься в поиски молодых, но неизвестных исполнителей. Так в "Балладе о солдате" появился Ивашов, а вслед за ним и - Жанна Прохоренко. Их дуэт принес в картину то, что так долго искали: обаятельность молодости и искренность добрых чувств.
Успех фильма Чухрая был велик. Тридцать миллионов зрителей посмотрели его в Советском Союзе. В 1960 году "Баллада о солдате" участвовала в престижном Каннском международном кинофестивале, где и получила приз как лучший фильм о молодежи. Далее настал черед присуждения Ленинской премии. И во всех этих наградах была очевидная заслуга Владимира Ивашова.
Ему не было суждено потом превзойти сыгранное и пережитое в своем дебюте. Хотя, конечно, режиссеры пытались использовать его отменные внешние данные и шлейф искренности и обаяния, тянущийся со времени первой роли. Даже в роли белогвардейского офицера в "Новых приключениях неуловимых" Эдмона Кеосаяна Ивашов вызывал симпатии. Особенно когда он пел под гитару специально написанный для фильма романс "Русское поле". Играл он даже молодого полковника Исаева (будущего Штирлица) в экранизации романа Юлиана Семенова "Бриллианты для диктатуры пролетариата". Побывал он на экране и Печориным в экранизации "Героя нашего времени".
Семейная жизнь популярного артиста складывалась нелегко, но счастливо. Он всю жизнь любил только одну женщину, и эта женщина была его женой. Ее имя знали все: Светлана Светличная. Однако со временем кинематографическая слава жены превзошла славу мужа, но Ивашов проявлял мудрость и не устраивал сцен творческой ревности, а наоборот, трудился в своей профессии, играя роли, которые явно не были достойны его артистического дара. В родной для него Студии киноактера ему довелось даже играть Ставрогина в инсценировке "Бесов". А в кино он появился последний раз в 1991 году в малоизвестной ныне картине Александра Муратова "Рукопись".
Все кончилось для него, как в плохой мелодраме. Новое руководство cтудии уволило однажды 180 актеров, чьи имена были на слуху в советском кино. Ивашов и Светличная в знак солидарности ушли из коллектива добровольно. И Владимир пошел работать на стройку, где делал то, чему его учили в детстве. Там его настиг смертельный недуг. Приезд "скорой" мало помог. В ночь на 23 марта 1996 года сердце Владимира Ивашова не выдержало.
И когда вновь видишь на экране в очередной День Победы фильм Чухрая о щуплом пареньке, получившем отпуск с фронта и помогающем всем без исключения людям, которые встречаются на его пути, то вырывается вздох горечи и сожаления. О том, что нет нынче таких героев в кино. Нет и таких артистов, которые могли бы сыграть столь ценимые всеми людьми искреннюю доброту и то, что мы определяем высоким стилем как нравственную силу и стойкость духа непобежденного народа. Владимир Ивашов смог. И потому для нас навсегда остался Алешей Скворцовым.
Сергей ИЛЬЧЕНКО