Культура
СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ
02 сентября
Очень завидую тем, кто плохо или совсем не знаком с творчеством Эмира Кустурицы - без дураков, великого югославского режиссера. Этих счастливчиков, начинающих знакомство с выходящего в петербургский прокат фильма "Жизнь как чудо", ждет откровение. Остальные, наверное, испытают легкое разочарование. Хотя недовольных, скорее всего, не будет.
Эмир Кустурица - человек, в котором намешаны крови, кажется, всех народов бывшей Югославии, обвиняемый в политической ангажированности, получивший все призы главных европейских кинофестивалей, снял фильм, который, впервые в его карьере, не удивляет. Потому что, по большому счету, все это мы уже видели. И цыган, и свадьбы, и толстых дядек с дудками, и зверей, которые играют наравне с людьми, и несчастную любовь на фоне нелепой войны.
Инженер Люка, из боснийских сербов, вместе с эксцентричной женой и взрослым сыном, влюбленным в футбол, едет на границу строить железную дорогу. Но начинается война, жена сбегает с музыкантом-венгром, а сын, ушедший на фронт, попадает в плен к мусульманам. В доме же самого Люки случайно оказывается пленная боснийская девушка, которую он собирается обменять на своего сына. А дальше - любовь, ведущая к трагедии, безответно влюбленная ослица, которая хочет свести счеты с жизнью на манер Анны Карениной, драка на футбольном поле, много музыки, милых нелепостей и душераздирающей романтики - все то, за что мы так любим небритого югославского дядьку Эмира Кустурицу, который играет фолк-панк в группе No Smoking Orchestra, живет между Парижем и Белградом и снимает волшебное кино.
Беда в том, что "Жизнь как чудо" предсказуема до безобразия. Это - адская смесь "Подполья" и "Черной кошки, белого кота", традиционная для Кустурицы трагикомедия, в которой уморительно смешной абсурд жизни соседствует с трагедией смерти. Кустурица, раз и навсегда застолбив за собой место в кинематографе, выработав собственный стиль, уже не хочет (или не может) от него отказаться. Но то, что было откровением в гениальном "Времени цыган", теперь уже кажется вторичным. Кустурица, заигравшись, начал цитировать самого себя, что обидно.
Но, если не задумываться о высоких материях, "Жизнь как чудо" - прекрасный фильм, который, кажется, попросту не может не понравиться. Потому что жизнь действительно чудесна. И потому, что война действительно нелепа. А любовь действительно прекрасна. И как об этом еще снимать, если не так, как это делает Эмир Кустурица, великий югославский режиссер?
Евгений КОГАН
Эмир Кустурица - человек, в котором намешаны крови, кажется, всех народов бывшей Югославии, обвиняемый в политической ангажированности, получивший все призы главных европейских кинофестивалей, снял фильм, который, впервые в его карьере, не удивляет. Потому что, по большому счету, все это мы уже видели. И цыган, и свадьбы, и толстых дядек с дудками, и зверей, которые играют наравне с людьми, и несчастную любовь на фоне нелепой войны.
Инженер Люка, из боснийских сербов, вместе с эксцентричной женой и взрослым сыном, влюбленным в футбол, едет на границу строить железную дорогу. Но начинается война, жена сбегает с музыкантом-венгром, а сын, ушедший на фронт, попадает в плен к мусульманам. В доме же самого Люки случайно оказывается пленная боснийская девушка, которую он собирается обменять на своего сына. А дальше - любовь, ведущая к трагедии, безответно влюбленная ослица, которая хочет свести счеты с жизнью на манер Анны Карениной, драка на футбольном поле, много музыки, милых нелепостей и душераздирающей романтики - все то, за что мы так любим небритого югославского дядьку Эмира Кустурицу, который играет фолк-панк в группе No Smoking Orchestra, живет между Парижем и Белградом и снимает волшебное кино.
Беда в том, что "Жизнь как чудо" предсказуема до безобразия. Это - адская смесь "Подполья" и "Черной кошки, белого кота", традиционная для Кустурицы трагикомедия, в которой уморительно смешной абсурд жизни соседствует с трагедией смерти. Кустурица, раз и навсегда застолбив за собой место в кинематографе, выработав собственный стиль, уже не хочет (или не может) от него отказаться. Но то, что было откровением в гениальном "Времени цыган", теперь уже кажется вторичным. Кустурица, заигравшись, начал цитировать самого себя, что обидно.
Но, если не задумываться о высоких материях, "Жизнь как чудо" - прекрасный фильм, который, кажется, попросту не может не понравиться. Потому что жизнь действительно чудесна. И потому, что война действительно нелепа. А любовь действительно прекрасна. И как об этом еще снимать, если не так, как это делает Эмир Кустурица, великий югославский режиссер?
Евгений КОГАН