Культура
МАРАФОН НОНКОНФОРМИЗМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
10 сентября
Последние годы петербуржцам, интересующимся современными направлениями, хорошо известен адрес "Пушкинская, 10", где цветут все цветы странного, непонятного, заумного, бунтарского, возмутительного, но такого влекущего искусства начала XXI века. Корреспондент "НВ" беседует с Сергеем Ковальским, художником, публицистом, президентом региональной общественной организации "Товарищество "Свободная культура", одним из создателей и руководителей "Пушкинской, 10".
- Сергей Викторович, для начала немного о том, на что направлена деятельность товарищества, что оно из себя представляет?
- В постперестроечное время, в 1990 году, нам удалось организовать сначала гуманитарный фонд, а потом товарищество "Свободная культура". Зарегистрировать его официально как творческий союз. Теперь он включает в себя не только художников, но и всех представителей неофициальной или нонконформистской культуры: писателей, актеров, музыкантов. Его основные задачи: обеспечение нормальных творческих условий для труда независимых деятелей современной культуры, а также возможность представления современного искусства широкой публике как в Петербурге, в России, так и за рубежом. Кроме того, на базе арт-центра на Пушкинской, 10, который является основой товарищества и которому в этом году исполнилось 15 лет, мы организовали Музей нонконформистского искусства с довольно большой коллекцией. И тоже маленький юбилей - в этом году ему пять лет.
- Чем знаменательно лето юбилейного года?
- Сейчас мы одновременно завершаем празднование юбилея "Пушкинской" и открываем новый сезон. Сделано очень много. Самые яркие события, конечно, два огромных рок-концерта в Петербурге, во Дворце спорта "Юбилейный", с участием Гребенщикова, Бутусова, Шевчука. Аналогичный концерт прошел на стадионе в Лужниках, в Москве. Прошел Фестиваль современного искусства в залах галерей на самой Пушкинской в официальный день рождения - 26 июня. А сейчас мы готовимся к Фестивалю независимого искусства, посвященному другому юбилейному событию - 30-летию той самой выставки в ДК Газа. На него приедут 20 художников-эмигрантов, уехавших из страны 20-30 лет назад, которых мы разыскали в семи странах. Они приедут со своими новыми работами и представят их в ЦВЦ "Манеж" с 6 по 20 ноября.
- Но это в будущем, а теперь - о насущном. 4 сентября на Пушкинской открылось семь новых выставок, которые продлятся до конца месяца. Что они из себя представляют?
- Мне кажется очень интересной выставка Славомира Мрожека - известного польского драматурга и интереснейшего карикатуриста, оказавшего большое влияние на формирование русской интеллигенции в 70-е годы. Польское искусство было тогда очень сильным - и музыка, и театр, и литература. Нам приятно видеть часть этого творчества в стенах нашего музея. Также молодые художники из Англии, из Манчестера, занимающиеся исследованием проблем современного абстрактного искусства, представляют выставку "Местность". В Академии изящных искусств у нас выставка - "Неуловимое" - рисунки на стекле Ирены Куксенайте. Кроме того, выставки: "Новые поступления в "Архив и Библиотеку Независимого Искусства"; проект Энди Питерского "Пьяный ангел" - живопись и графика; проект Андрея Юрьева "Наглядные пособия" - шкафчики; "Таиланд" - цветные фотографии Татьяны Навальной. Грядет "Осенний фотомарафон", который проходит каждый год по всему городу, и в его рамках - выставка известного фотографа, хроникера всех подпольных ленинградских выставок, эмигрировавшего много лет назад в Париж, - Валентина Самарина.
- Словом, вы пропагандируете современное искусство как необходимую часть культурной политики демократического государства...
- Безусловно! И мы пытаемся воссоздать разорванную связь времен между знаменитыми годами русского авангарда 20-30 годов и второй половиной ХХ века, когда возродилось искусство нонконформизма.
- Каким образом товарищество откликается на события, происходящие в стране?
- Например, мы открыли выставку Мрожека 3 сентября, в печальный для России день, связанный с событиями в Северной Осетии. Я заметил: может быть, не стоит отменять все задуманные мероприятия, а напротив, имеет смысл подчеркнуть, как на примере международного контакта, в данном случае с поляками (а 4 сентября мы открыли еще и английскую выставку), мы показываем способ нормального человеческого сотрудничества и общения. Кстати, люди у Мрожека рисуют карикатуры на политическую тему, но не занимаются насилием и терроризмом! Думаю, главное наше дело - налаживать культурные международные контакты.
- Это некая сверхзадача товарищества?
- Это тема круглых столов, которые будут проходить на Фестивале независимого искусства в Манеже, куда мне хотелось бы пригласить представителей городских комитетов администрации города, чтобы обсудить проблемы не только непосредственно искусства, но и социальные проблемы, касающиеся деятелей современного искусства и культуры в целом. А как сверхзадачу хочется выдвинуть тезис о том, что Петербург в России - самый авангардно мыслящий город. И было бы неплохо в Устав города внести как минимум эпиграф, а лучше пункты, гласящие о приоритете культуры во всех видах деятельности городского правительства! Думаю, если бы это решилось на государственном уровне, и из этого исходили все пункты Российской Конституции, и мы бы отнеслись к этому серьезно, то, наверное, не было бы многих страшных вещей, которые происходят сейчас в нашей стране!
Марина ЛИСОВЕЦ
- Сергей Викторович, для начала немного о том, на что направлена деятельность товарищества, что оно из себя представляет?
- В постперестроечное время, в 1990 году, нам удалось организовать сначала гуманитарный фонд, а потом товарищество "Свободная культура". Зарегистрировать его официально как творческий союз. Теперь он включает в себя не только художников, но и всех представителей неофициальной или нонконформистской культуры: писателей, актеров, музыкантов. Его основные задачи: обеспечение нормальных творческих условий для труда независимых деятелей современной культуры, а также возможность представления современного искусства широкой публике как в Петербурге, в России, так и за рубежом. Кроме того, на базе арт-центра на Пушкинской, 10, который является основой товарищества и которому в этом году исполнилось 15 лет, мы организовали Музей нонконформистского искусства с довольно большой коллекцией. И тоже маленький юбилей - в этом году ему пять лет.
- Чем знаменательно лето юбилейного года?
- Сейчас мы одновременно завершаем празднование юбилея "Пушкинской" и открываем новый сезон. Сделано очень много. Самые яркие события, конечно, два огромных рок-концерта в Петербурге, во Дворце спорта "Юбилейный", с участием Гребенщикова, Бутусова, Шевчука. Аналогичный концерт прошел на стадионе в Лужниках, в Москве. Прошел Фестиваль современного искусства в залах галерей на самой Пушкинской в официальный день рождения - 26 июня. А сейчас мы готовимся к Фестивалю независимого искусства, посвященному другому юбилейному событию - 30-летию той самой выставки в ДК Газа. На него приедут 20 художников-эмигрантов, уехавших из страны 20-30 лет назад, которых мы разыскали в семи странах. Они приедут со своими новыми работами и представят их в ЦВЦ "Манеж" с 6 по 20 ноября.
- Но это в будущем, а теперь - о насущном. 4 сентября на Пушкинской открылось семь новых выставок, которые продлятся до конца месяца. Что они из себя представляют?
- Мне кажется очень интересной выставка Славомира Мрожека - известного польского драматурга и интереснейшего карикатуриста, оказавшего большое влияние на формирование русской интеллигенции в 70-е годы. Польское искусство было тогда очень сильным - и музыка, и театр, и литература. Нам приятно видеть часть этого творчества в стенах нашего музея. Также молодые художники из Англии, из Манчестера, занимающиеся исследованием проблем современного абстрактного искусства, представляют выставку "Местность". В Академии изящных искусств у нас выставка - "Неуловимое" - рисунки на стекле Ирены Куксенайте. Кроме того, выставки: "Новые поступления в "Архив и Библиотеку Независимого Искусства"; проект Энди Питерского "Пьяный ангел" - живопись и графика; проект Андрея Юрьева "Наглядные пособия" - шкафчики; "Таиланд" - цветные фотографии Татьяны Навальной. Грядет "Осенний фотомарафон", который проходит каждый год по всему городу, и в его рамках - выставка известного фотографа, хроникера всех подпольных ленинградских выставок, эмигрировавшего много лет назад в Париж, - Валентина Самарина.
- Словом, вы пропагандируете современное искусство как необходимую часть культурной политики демократического государства...
- Безусловно! И мы пытаемся воссоздать разорванную связь времен между знаменитыми годами русского авангарда 20-30 годов и второй половиной ХХ века, когда возродилось искусство нонконформизма.
- Каким образом товарищество откликается на события, происходящие в стране?
- Например, мы открыли выставку Мрожека 3 сентября, в печальный для России день, связанный с событиями в Северной Осетии. Я заметил: может быть, не стоит отменять все задуманные мероприятия, а напротив, имеет смысл подчеркнуть, как на примере международного контакта, в данном случае с поляками (а 4 сентября мы открыли еще и английскую выставку), мы показываем способ нормального человеческого сотрудничества и общения. Кстати, люди у Мрожека рисуют карикатуры на политическую тему, но не занимаются насилием и терроризмом! Думаю, главное наше дело - налаживать культурные международные контакты.
- Это некая сверхзадача товарищества?
- Это тема круглых столов, которые будут проходить на Фестивале независимого искусства в Манеже, куда мне хотелось бы пригласить представителей городских комитетов администрации города, чтобы обсудить проблемы не только непосредственно искусства, но и социальные проблемы, касающиеся деятелей современного искусства и культуры в целом. А как сверхзадачу хочется выдвинуть тезис о том, что Петербург в России - самый авангардно мыслящий город. И было бы неплохо в Устав города внести как минимум эпиграф, а лучше пункты, гласящие о приоритете культуры во всех видах деятельности городского правительства! Думаю, если бы это решилось на государственном уровне, и из этого исходили все пункты Российской Конституции, и мы бы отнеслись к этому серьезно, то, наверное, не было бы многих страшных вещей, которые происходят сейчас в нашей стране!
Марина ЛИСОВЕЦ