Северо-Запад
НА ОБЛОМКАХ ДВУХ ИМПЕРИЙ
10 сентября
Даже жители Калининграда уверяли меня, что попасть сюда можно только по специальному разрешению коменданта Балтийска - расположенные здесь поселки Коса и Рыбачий административно входят в состав города, хоть и отделены от него нешироким, но судоходным проливом. Однако уже на автовокзале мне объяснили, что достаточно будет показать на КПП российский паспорт. На деле оказалось еще проще: у шлагбаума в маршрутку заглянула нестрашная тетенька и спросила: "Ну что, у всех паспорта есть?" Народ помахал документами с двуглавыми орлами, на чем процедура и закончилась.
КУРОРТ БЕЗ КУРОРТА
Бесплатный пассажирский паром отваливает от причала каждый час. Правда, бывает, что по выходным и не каждый час. Тогда народ сидит на пристани - и в Балтийске, и на косе тут предприимчивыми людьми открыты бары - естественно, тут разливают "Балтику". Само название пива на балтийском взморье более чем органично, чем и выигрывает у местных пивоваров. Обычно тут время от времени ходит и паром для автомобилей. Но он в ремонте, что доставляет обитателям косы дополнительные неудобства.
Впрочем, многие проблемы, о которых распространялись в свое время центральные (московские) СМИ, или надуманы, или уже решены. Тут действительно всегда была проблема с телефонами. Но зато теперь все население щеголяет с мобильными - от продавщицы до дворника. Все основные российские сети плюс основные польские. Польша тут рядом, граница проходит прямо по Балтийской косе (к сожалению, погранперехода нет - чтобы попасть к соседям, надо ехать через Калининград с пересадкой). А ведь коса - это официально самая западная точка Российской Федерации.
Проблем с магазинами также не наблюдается. Три магазина на 900 человек населения плюс не очень многочисленных отдыхающих. Ассортимент такой же, как в Балтийске, то есть как везде. Замечательная столовая с более чем дружественными ценами. Проблемы с размещением - одна гостиница, которая в комплексе со столовой может рассматриваться как пансионат.
Здание старое, немецкой постройки (впрочем, тут все такие). Что рождает массу легенд. Один ее юный обитатель, восхищенный увиденным, утверждал, что это "бывшая казарма летчиков люфтваффе". И что он жил в номере самого Геринга. Очень напоминает байки про "дачу Маннергейма", распространенные на Карельском перешейке. Еще есть возможность снять угол и даже отдельную квартиру у местного населения - теперь все больше народу именно так и зарабатывает. Люди приветливые и доброжелательные. Природа - более чем.
Замечательный пляж тянется вдоль всей косы. Песочек как-то особенно хрустит под ногами (ну да, тут же янтарная крошка). На горизонте - корабли и суда, ожидающие на рейде разрешения на вход в Балтийск. Настоящее море, не то что Маркизова лужа в Питере. Вода соленая и даже медузы свои есть. На берегу - сосны, заросли шиповника и облепихи. Есть ежевика, одичавшая малина и красная смородина. Когда хорошая погода, тут рай. Причем, в отличие от Куршской косы, тут нет нашествия туристов. Что придает отдыху особенную прелесть.
ЛЮФТВАФФЕ И ВВС
В годы Третьего рейха здесь действительно была создана база люфтваффе. Коса, всю свою историю кормившая людей рыбой (здесь еще со времени пруссов жили рыбаки), стала базой для гидросамолетов. Укрепления, бетонные доты, береговая линия обороны, казематы - сейчас все это заброшено или используется лишь отдельными любителями экстрима. А ведь могло бы быть туристическими объектами.
21 апреля 1945 года здесь был высажен советский десант. Вернее, даже два десанта. Первый - со стороны Пиллау (Балтийска), второй - со стороны Калининградского залива. На Балтийской косе тогда укрепилась сводная группировка вермахта из гарнизонов Бальге и Пиллау. Укрепления не зря до сих пор выглядят неприступными: практически весь морской десант, действовавший со стороны залива, был уничтожен. Теперь здесь установлен небольшой обелиск. Выглядит он ухоженным, кто-то высаживает цветы.
В советское время тут, естественным образом, располагалась база Военно-воздушных сил. Узкая коса, которую в зимние шторма волны запросто перехлестывают до самого залива, изрезана бетонными взлетно-посадочными полосами. Теперь их используют в качестве дорог - покрытию, как говорится, сносу нет. Тут можно встретить и коров, которые пасутся вдоль посадочных полос, но в поселок предпочитают возвращаться по бетонке.
Военные ушли отсюда в середине 90-х. Наваждение страшного ХХ века с двумя мировыми войнами ушло в прошлое вместе с ними - и хочется верить, что навсегда. На обломках двух империй - Третьего рейха и Третьего Рима - постепенно налаживается нормальная жизнь. Дети играют даже и не в войну, а в сталкеров. Рядом с заброшенными укреплениями гуляют молодые мамы с колясками. Ближе к морскому каналу гнездятся лебеди и черные бакланы. В лесу можно встретить косуль и других животных из Красной книги.
У Балтийской косы есть все предпосылки для быстрого развития экономики, индустрии туризма. Главное, только не сломать те хрупкие ростки, которые пробиваются сквозь бетон заброшенных укреплений.
ПОД ЗАЩИТОЙ РФ
Первая попытка освоения Балтийской косы в коммерческих целях оказалась неудачной. Впрочем, она с первых шагов была обречена - в противном случае обречена была бы Балтийская коса. Впрочем, все по порядку.
Как, наверное, уже догадались читатели "НВ", проект родился в умах деятелей из Москвы. Некое некоммерческое партнерство "Российская лига защиты животных" (президент - широко известная в узких кругах Первопрестольной Роксана Бабаян) намеревалось на заповедной Балтийской косе к 2010 году возвести так называемый "экотехнополис". Иначе говоря - аэродромный комплекс, авиагидрогавани, бизнес-центры, шикарные гостиницы, театрально-концертный зал, аквапарки и т. д.
Местное население, разумеется, планировалось выселить. Для чего в центральных СМИ и была организована вышеупомянутая кампания - дескать, магазинов на косе нет, телефонной связи нет, а в шторм через пролив не перебраться. Но планов громадье привлекло внимание депутатов Балтийского городского округа, которые и выступили в защиту заказника на Балтийской косе. Они обратились к губернатору, и вообще во все инстанции. Кстати, деятельностью некоммерческого партнерства любителей животных заинтересовалась и Генеральная прокуратура. Дело в том, что 95 процентов земель, расположенных на косе, - это федеральная собственность, принадлежащая Гослесфонду и Минобороны РФ. По заданию Генпрокуратуры РФ дело расследовала прокуратура Калининградской области, которая и вскрыла массу злоупотреблений. В результате московские планы (ограничивавшиеся на первом этапе перекачиванием средств из федерального и областного бюджетов), как говорится, рассосались сами собой.
Балтийская коса в настоящее время по-прежнему лежит нетронутой - под охраной федералов, а может - неких высших сил. Когда автор этих строк бродил по берегу, по лесу - выходя время от времени на утопающие в зелени взлетные полосы и рулежные дорожки, - его не покидало чувство радости, что эта земля все-таки не станет подобием "закрытой дачи" для VIP-персон.
Тут можно и нужно организовать экологический туризм, стоянки для палаток (в том числе и вывоз мусора), демократичные гостиницы и мотели. То есть в общем и целом продолжать тот вектор развития, по которому развивается туризм на Балтийской косе в последние годы. Ведь общеизвестно, что самый большой доход приносит не VIP-туризм, а туризм для среднего класса и даже студентов. Весь мир берет массовостью. И в первую очередь стоило бы поучиться у ближайших соседей - поляков. Впрочем, эту тему стоит продолжить в одном из ближайших выпусков "Планеты".
Виктор НИКОЛАЕВ
КУРОРТ БЕЗ КУРОРТА
Бесплатный пассажирский паром отваливает от причала каждый час. Правда, бывает, что по выходным и не каждый час. Тогда народ сидит на пристани - и в Балтийске, и на косе тут предприимчивыми людьми открыты бары - естественно, тут разливают "Балтику". Само название пива на балтийском взморье более чем органично, чем и выигрывает у местных пивоваров. Обычно тут время от времени ходит и паром для автомобилей. Но он в ремонте, что доставляет обитателям косы дополнительные неудобства.
Впрочем, многие проблемы, о которых распространялись в свое время центральные (московские) СМИ, или надуманы, или уже решены. Тут действительно всегда была проблема с телефонами. Но зато теперь все население щеголяет с мобильными - от продавщицы до дворника. Все основные российские сети плюс основные польские. Польша тут рядом, граница проходит прямо по Балтийской косе (к сожалению, погранперехода нет - чтобы попасть к соседям, надо ехать через Калининград с пересадкой). А ведь коса - это официально самая западная точка Российской Федерации.
Проблем с магазинами также не наблюдается. Три магазина на 900 человек населения плюс не очень многочисленных отдыхающих. Ассортимент такой же, как в Балтийске, то есть как везде. Замечательная столовая с более чем дружественными ценами. Проблемы с размещением - одна гостиница, которая в комплексе со столовой может рассматриваться как пансионат.
Здание старое, немецкой постройки (впрочем, тут все такие). Что рождает массу легенд. Один ее юный обитатель, восхищенный увиденным, утверждал, что это "бывшая казарма летчиков люфтваффе". И что он жил в номере самого Геринга. Очень напоминает байки про "дачу Маннергейма", распространенные на Карельском перешейке. Еще есть возможность снять угол и даже отдельную квартиру у местного населения - теперь все больше народу именно так и зарабатывает. Люди приветливые и доброжелательные. Природа - более чем.
Замечательный пляж тянется вдоль всей косы. Песочек как-то особенно хрустит под ногами (ну да, тут же янтарная крошка). На горизонте - корабли и суда, ожидающие на рейде разрешения на вход в Балтийск. Настоящее море, не то что Маркизова лужа в Питере. Вода соленая и даже медузы свои есть. На берегу - сосны, заросли шиповника и облепихи. Есть ежевика, одичавшая малина и красная смородина. Когда хорошая погода, тут рай. Причем, в отличие от Куршской косы, тут нет нашествия туристов. Что придает отдыху особенную прелесть.
ЛЮФТВАФФЕ И ВВС
В годы Третьего рейха здесь действительно была создана база люфтваффе. Коса, всю свою историю кормившая людей рыбой (здесь еще со времени пруссов жили рыбаки), стала базой для гидросамолетов. Укрепления, бетонные доты, береговая линия обороны, казематы - сейчас все это заброшено или используется лишь отдельными любителями экстрима. А ведь могло бы быть туристическими объектами.
21 апреля 1945 года здесь был высажен советский десант. Вернее, даже два десанта. Первый - со стороны Пиллау (Балтийска), второй - со стороны Калининградского залива. На Балтийской косе тогда укрепилась сводная группировка вермахта из гарнизонов Бальге и Пиллау. Укрепления не зря до сих пор выглядят неприступными: практически весь морской десант, действовавший со стороны залива, был уничтожен. Теперь здесь установлен небольшой обелиск. Выглядит он ухоженным, кто-то высаживает цветы.
В советское время тут, естественным образом, располагалась база Военно-воздушных сил. Узкая коса, которую в зимние шторма волны запросто перехлестывают до самого залива, изрезана бетонными взлетно-посадочными полосами. Теперь их используют в качестве дорог - покрытию, как говорится, сносу нет. Тут можно встретить и коров, которые пасутся вдоль посадочных полос, но в поселок предпочитают возвращаться по бетонке.
Военные ушли отсюда в середине 90-х. Наваждение страшного ХХ века с двумя мировыми войнами ушло в прошлое вместе с ними - и хочется верить, что навсегда. На обломках двух империй - Третьего рейха и Третьего Рима - постепенно налаживается нормальная жизнь. Дети играют даже и не в войну, а в сталкеров. Рядом с заброшенными укреплениями гуляют молодые мамы с колясками. Ближе к морскому каналу гнездятся лебеди и черные бакланы. В лесу можно встретить косуль и других животных из Красной книги.
У Балтийской косы есть все предпосылки для быстрого развития экономики, индустрии туризма. Главное, только не сломать те хрупкие ростки, которые пробиваются сквозь бетон заброшенных укреплений.
ПОД ЗАЩИТОЙ РФ
Первая попытка освоения Балтийской косы в коммерческих целях оказалась неудачной. Впрочем, она с первых шагов была обречена - в противном случае обречена была бы Балтийская коса. Впрочем, все по порядку.
Как, наверное, уже догадались читатели "НВ", проект родился в умах деятелей из Москвы. Некое некоммерческое партнерство "Российская лига защиты животных" (президент - широко известная в узких кругах Первопрестольной Роксана Бабаян) намеревалось на заповедной Балтийской косе к 2010 году возвести так называемый "экотехнополис". Иначе говоря - аэродромный комплекс, авиагидрогавани, бизнес-центры, шикарные гостиницы, театрально-концертный зал, аквапарки и т. д.
Местное население, разумеется, планировалось выселить. Для чего в центральных СМИ и была организована вышеупомянутая кампания - дескать, магазинов на косе нет, телефонной связи нет, а в шторм через пролив не перебраться. Но планов громадье привлекло внимание депутатов Балтийского городского округа, которые и выступили в защиту заказника на Балтийской косе. Они обратились к губернатору, и вообще во все инстанции. Кстати, деятельностью некоммерческого партнерства любителей животных заинтересовалась и Генеральная прокуратура. Дело в том, что 95 процентов земель, расположенных на косе, - это федеральная собственность, принадлежащая Гослесфонду и Минобороны РФ. По заданию Генпрокуратуры РФ дело расследовала прокуратура Калининградской области, которая и вскрыла массу злоупотреблений. В результате московские планы (ограничивавшиеся на первом этапе перекачиванием средств из федерального и областного бюджетов), как говорится, рассосались сами собой.
Балтийская коса в настоящее время по-прежнему лежит нетронутой - под охраной федералов, а может - неких высших сил. Когда автор этих строк бродил по берегу, по лесу - выходя время от времени на утопающие в зелени взлетные полосы и рулежные дорожки, - его не покидало чувство радости, что эта земля все-таки не станет подобием "закрытой дачи" для VIP-персон.
Тут можно и нужно организовать экологический туризм, стоянки для палаток (в том числе и вывоз мусора), демократичные гостиницы и мотели. То есть в общем и целом продолжать тот вектор развития, по которому развивается туризм на Балтийской косе в последние годы. Ведь общеизвестно, что самый большой доход приносит не VIP-туризм, а туризм для среднего класса и даже студентов. Весь мир берет массовостью. И в первую очередь стоило бы поучиться у ближайших соседей - поляков. Впрочем, эту тему стоит продолжить в одном из ближайших выпусков "Планеты".
Виктор НИКОЛАЕВ