Культура
ДОСТОЕВСКИЙ, ШЕКСПИР И... РЕМОНТ
17 сентября
В минувшее воскресенье торжественным вечером, посвященным двум юбилейным датам - 190-летию М.Ю. Лермонтова и 130-летию В.Э. Мейерхольда, двух гениев, во многом определивших путь развития Александринского театра, - открылся новый сезон старейшей сцены страны.
Накануне художественный руководитель Александринки народный артист России Валерий Фокин, как обычно это водится перед началом нового сезона, рассказал о грядущих планах и сообщил некоторые если и не сенсационные, то, во всяком случае, судьбоносные подробности.
Каждый сезон, полагает Фокин, специфичен. Нынешний сезон 2004-2005 годов специфичен вдвойне, поскольку является предъюбилейным. В 2006 году будет отмечаться славная дата - 250-летие русского театра. Александринка считает себя "правопреемницей" той самой первой русской профессиональной труппы Сумарокова, Волкова и Дмитревского, с которой и началась история отечественной сцены.
Первой премьерой сезона станет "Двойник" Достоевского в постановке самого Валерия Фокина. В главной роли бывший петербуржец, ныне звезда московской сцены Виктор Гвоздицкий, решивший снова стать петербуржцем. С этого сезона он артист Александринского театра. Оформлять "Двойника" намерен Александр Боровский.
Следующей премьерой станет "Кукольный дом" Ибсена. 120 лет назад первая постановка этой пьесы имела значительный успех у петербуржцев. Постановщик новой версии, главный режиссер Александринки Александр Галибин, обещает дать свежий взгляд на классическую пьесу.
27 мая, в День города, в Михайловском замке совместными усилиями Александринского театра и Русского музея будет показана "Петербургская мистерия", в основе которой знаменитый роман Андрея Белого "Петербург". Эту постановку осуществит мастер сценических мистерий Андрей Могучий, тоже с нынешнего сезона штатный режиссер Александринки.
Сезон будет коротким. Он закончится 15 мая. И белоколонное детище Росси встанет на капитальную реконструкцию, которой это здание практически не знало все 170 с лишним лет существования. Ремонтировать, по мнению Валерия Фокина, надо практически все. И сцену, и зрительный зал, менять оборудование. Все это надо успеть сделать за год. Параллельно будут вестись работы по строительству Малой сцены с залом на 300-400 мест, которая расположится неподалеку, на набережной Фонтанки.
В отличие от грандиозных планов Александринки намерения Малого драматического театра - театра Европы, тоже открывшего новый сезон в конце прошлой недели, по словам его художественного руководителя Льва Додина, значительно скромнее. Но эта скромность, как известно, обманчива, поскольку содержательная и художественная сторона спектаклей этого театра давно признаны и в России, и в мире. Не говоря уже о том, что нынешний сезон для Малого тоже юбилейный - 60 лет назад был организован этот маленький передвижной театр с целью обслужить "культурой" районы Ленинградской области.
В конце прошлого 59-го сезона плодотворными были и гастроли в Москве, где театр показал почти весь свой репертуар от "Братьев и сестер" до "Дяди Вани". В разное время эти спектакли уже побывали в столице, но сегодня по прошествии времени они воспринимаются публикой иначе, постигаются глубже и серьезней. Вообще же, по мнению Додина, разговоры о гибели русского репертуарного театра - полная нелепость. Он был, есть и будет, потому что театр, не бегущий за временем, а живущий по своим законам, нужен зрителю и он, зритель, по такому театру тоскует.
В конце года Малый драматический надеется показать премьеру - малоизвестную пьесу Островского "Блажь", написанную классиком совместно с молодым драматургом Невежиным. Главную роль исполнит одна из ведущих актрис МДТ Наталья Акимова. Продолжится работа над шекспировским "Королем Лиром". Но созреет ли премьера в горячке сезона, пока неизвестно.
2 года назад Лев Додин набрал очередной студенческий курс в Театральной академии. И начал со своими учениками работать над романом Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Это, как считает Додин, великий русский роман и его постановка может стать событием не только в связи с юбилейной датой - 60-летием Победы, но и потому, что побежденной оказалась только фашистская Германия, а фашизм продолжает существовать. Так что, возможно, страницы романа станут студенческим спектаклем на Малой сцене.
Александр УРЕС
Накануне художественный руководитель Александринки народный артист России Валерий Фокин, как обычно это водится перед началом нового сезона, рассказал о грядущих планах и сообщил некоторые если и не сенсационные, то, во всяком случае, судьбоносные подробности.
Каждый сезон, полагает Фокин, специфичен. Нынешний сезон 2004-2005 годов специфичен вдвойне, поскольку является предъюбилейным. В 2006 году будет отмечаться славная дата - 250-летие русского театра. Александринка считает себя "правопреемницей" той самой первой русской профессиональной труппы Сумарокова, Волкова и Дмитревского, с которой и началась история отечественной сцены.
Первой премьерой сезона станет "Двойник" Достоевского в постановке самого Валерия Фокина. В главной роли бывший петербуржец, ныне звезда московской сцены Виктор Гвоздицкий, решивший снова стать петербуржцем. С этого сезона он артист Александринского театра. Оформлять "Двойника" намерен Александр Боровский.
Следующей премьерой станет "Кукольный дом" Ибсена. 120 лет назад первая постановка этой пьесы имела значительный успех у петербуржцев. Постановщик новой версии, главный режиссер Александринки Александр Галибин, обещает дать свежий взгляд на классическую пьесу.
27 мая, в День города, в Михайловском замке совместными усилиями Александринского театра и Русского музея будет показана "Петербургская мистерия", в основе которой знаменитый роман Андрея Белого "Петербург". Эту постановку осуществит мастер сценических мистерий Андрей Могучий, тоже с нынешнего сезона штатный режиссер Александринки.
Сезон будет коротким. Он закончится 15 мая. И белоколонное детище Росси встанет на капитальную реконструкцию, которой это здание практически не знало все 170 с лишним лет существования. Ремонтировать, по мнению Валерия Фокина, надо практически все. И сцену, и зрительный зал, менять оборудование. Все это надо успеть сделать за год. Параллельно будут вестись работы по строительству Малой сцены с залом на 300-400 мест, которая расположится неподалеку, на набережной Фонтанки.
В отличие от грандиозных планов Александринки намерения Малого драматического театра - театра Европы, тоже открывшего новый сезон в конце прошлой недели, по словам его художественного руководителя Льва Додина, значительно скромнее. Но эта скромность, как известно, обманчива, поскольку содержательная и художественная сторона спектаклей этого театра давно признаны и в России, и в мире. Не говоря уже о том, что нынешний сезон для Малого тоже юбилейный - 60 лет назад был организован этот маленький передвижной театр с целью обслужить "культурой" районы Ленинградской области.
В конце прошлого 59-го сезона плодотворными были и гастроли в Москве, где театр показал почти весь свой репертуар от "Братьев и сестер" до "Дяди Вани". В разное время эти спектакли уже побывали в столице, но сегодня по прошествии времени они воспринимаются публикой иначе, постигаются глубже и серьезней. Вообще же, по мнению Додина, разговоры о гибели русского репертуарного театра - полная нелепость. Он был, есть и будет, потому что театр, не бегущий за временем, а живущий по своим законам, нужен зрителю и он, зритель, по такому театру тоскует.
В конце года Малый драматический надеется показать премьеру - малоизвестную пьесу Островского "Блажь", написанную классиком совместно с молодым драматургом Невежиным. Главную роль исполнит одна из ведущих актрис МДТ Наталья Акимова. Продолжится работа над шекспировским "Королем Лиром". Но созреет ли премьера в горячке сезона, пока неизвестно.
2 года назад Лев Додин набрал очередной студенческий курс в Театральной академии. И начал со своими учениками работать над романом Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Это, как считает Додин, великий русский роман и его постановка может стать событием не только в связи с юбилейной датой - 60-летием Победы, но и потому, что побежденной оказалась только фашистская Германия, а фашизм продолжает существовать. Так что, возможно, страницы романа станут студенческим спектаклем на Малой сцене.
Александр УРЕС