Северо-Запад
ГОТОВИТЬ САНИ ЛУЧШЕ ЛЕТОМ
17 сентября
Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период - это один из наиболее существенных и актуальных вопросов, который затрагивает интересы миллионов людей. Разумеется, вопрос такой большой социальной значимости не может остаться без пристального внимания всех ветвей и органов власти.
В соответствии с поручением руководителя контрольного управления администрации президента Российской Федерации представительство президента в Северо-Западном федеральном округе во взаимодействии с исполнительными органами власти субъектов Федерации, контрольными, надзорными и правоохранительными органами контролирует ход подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства округа к зиме.
- Во всех ли субъектах Федерации Северо-Западного округа завершены контрольные проверки и какие основные результаты они принесли?
- На 1 сентября 2004 года проведены проверки в Карелии, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской областях и ведутся в Республике Коми, Архангельской и Псковской областях. Утвержденные в субъектах планы подготовки, в частности, предусматривают серьезную работу по повышению рациональности и эффективности использования ресурсов в системе жилищно-коммунального хозяйства. Так, в Республике Коми по программе модернизации и реконструкции котельных были закрыты 30 нерентабельных котельных, а 3 котельные коммунального назначения переведены в разряд производственных. В Архангельской области выявленные в ходе проведенной инвентаризации бесхозные водопроводные сети передаются на баланс предприятий ЖКХ и муниципальных образований.
В целом по округу (по состоянию на 1 сентября) подготовлено к зиме более 70 процентов жилищного фонда, 73 процента котельных, практически 80 процентов тепловых и водопроводных сетей, более 75 процентов центральных тепловых пунктов, что практически соответствует показателям прошлого года. В Петербурге готовность как жилищного фонда, так и центральных тепловых пунктов уже сейчас превышает 90 процентов и тревоги не вызывает.
- Не обманывает ли вас лукавая статистика? Получается, что еще середина сентября, а округ практически готов к зиме?
- Не совсем так. Хотя статистика и не обманывает. Не везде научились работать организованно, без штурмовщины. В ряде регионов сохраняют традицию выполнять основной объем работ на завершающем этапе подготовки, а это создает угрозу срыва начала отопительного сезона, несвоевременного и некачественного обеспечения населения коммунальными услугами. Так, например, на 1 сентября в Калининградской области подготовка жилищного фонда выполнена только на 63 процента, в Республике Карелия - на 53, а в Мурманской области - и того меньше, всего на 39 процентов. Аналогичным образом ведется подготовка тепловых сетей в Архангельской, Калининградской, Ленинградской, Псковской областях, где готовность составляет от 67 до 73 процентов. При этом в Калининградской и Ленинградской областях темпы выполнения этих работ даже снизились по сравнению с показателями прошлого года.
- Вероятно, определились некоторые основные проблемы?..
- Как и по всей России, в округе трудно идет работа по замене изношенных тепловых и водопроводных сетей - показатели выполнения планового задания составили в среднем соответственно 60 и 62 процента. Хуже всего замена сетей производится в Калининградской и Мурманской областях, в Ненецком автономном округе. Причем необходимо отметить, что во всех регионах задания по замене ветхих сетей в этом году были сокращены по сравнению с заданиями подготовительного периода прошлого года. Наиболее значительно был снижен план замены ветхих теплосетей в Архангельской области (со 101 км в прошлом году до 36 км в текущем), ветхих водопроводов в Вологодской области (с 83 км до 40 км).
Порой именно сниженным плановым заданием объясняются "благополучные" высокие проценты выполнения работ по отдельным показателям, в то время как реальную картину дает сравнительный анализ абсолютных значений показателей текущего и прошлого года. Например, в целом по округу показатель по замене ветхих теплосетей на 1 сентября составляет 60 процентов, что соответствует процентам прошлого года. Но если сравнить абсолютные цифры, то окажется, что в этом году заменено на 204 км коммуникаций меньше.
Есть проблемы и с топливными запасами. В округе сформировано 78 процентов необходимых нормативных запасов угля и 86 процентов жидкого топлива, а в Вологодской области нормативы даже превышены (117 и 298 процентов соответственно). Высокими темпами создаются запасы угля в Мурманской области (123 процента), Петербурге (138 процентов), запасов жидкого топлива в Карелии (105 процентов), в Мурманской области (99 процентов) и в Петербурге (97 процентов). В то же время серьезное беспокойство вызывает положение дел с созданием нормативных запасов топлива в целом ряде субъектов Федерации округа и отдельных муниципальных образований.
Например, в Псковской области запасы угля составляют лишь 23 процента от норматива, причем там мало запасено и жидкого топлива (только 15,4 процента). В Калининградской области запасы угля составляют 46 процентов. А в Архангельской области при общем запасе угля более 60 процентов норматива котельные некоторых районов (Вельского, Каргопольского, Коношского, Пинежского, Приморского) практически совсем не обеспечены топливом. Основной причиной такого положения дел продолжают оставаться долги за ранее поставленные энергоресурсы.
Вследствие ежегодного недофинансирования и недоремонта продолжается рост доли изношенных объектов инженерной инфраструктуры, что отрицательно влияет на устойчивость и надежность работы ЖКХ. Так, сегодня в Архангельской области средний износ внутридомовых сетей водо- и теплоснабжения превышает 70 процентов, в Новгородской области он составляет 60-65 процентов. В Мурманской области износ котлоагрегатов превышает 65 процентов, а инженерных сетей - 85 процентов. Котельные Калининградской области из-за износа оборудования перерасходуют более 20 процентов топлива, при этом их КПД не превышает 40 процентов.
Усугубляется печальная статистика состояния объектов ЖКХ и переводом в муниципальную собственность ведомственных объектов, которые находятся в технически неудовлетворительном состоянии (особенно это относится к Министерству обороны). К тому же часто такая передача осуществляется без одновременной передачи финансовых средств, необходимых для ремонта и содержания объектов.
В отдельных случаях очень сложное положение складывается в результате банкротства градообразующих промышленных предприятий. Эти предприятия служили источником всех видов энергии, в том числе и для муниципальных предприятий ЖКХ. И теперь там происходит разбалансирование системы тепло-, электро- и водообеспечения как населения, так и объектов социальной сферы всей округи. Долги по платежам и отсутствие финансовых средств приводят к сокращению объемов и снижению качества ремонта и обслуживания энергообъектов предприятий. А в результате, например, уже в течение 2 лет не решается проблема обеспечения коммунальными услугами около 12 тыс. человек - жителей поселка им. Морозова Всеволожского района Ленинградской области...
Подготовка к осенне-зимнему периоду ведется в условиях дефицита бюджетов муниципальных образований. Так, в муниципальном образовании "Кольский район" Мурманской области на подготовку к отопительному сезону предусмотрено лишь 22 процента необходимых финансовых средств. И это происходит на фоне откровенно неудовлетворительного финансового положения большинства предприятий ЖКХ. Разумеется, это не может не влиять на качество подготовительных работ. Например, по итогам I полугодия 2004 года задолженность предприятий ЖКХ Карелии (45 процентов которых находится в состоянии банкротства) только по платежам в бюджет и внебюджетные фонды составила 786 млн рублей.
Сложно идет и создание аварийного материально-технического запаса. Так, в Архангельской, Калининградской и Мурманской областях на эти цели выделено менее 30 процентов финансовых средств от установленного задания, а в Новгородской области - всего 9 процентов. В целом же по округу формирование аварийных запасов обеспечено финансированием на 52 процента.
Еще одна проблема - кадровая. Многие предприятия теплоэнергетики округа не обеспечены подготовленным персоналом. Так, в Архангельской области подготовлено только 911 из более чем 2500 требующихся машинистов котельных, а в таких ее муниципальных образованиях, как "Вельский район" (где требуется 405 машинистов) или "Виноградовский район" (136 вакансий), они не подготавливаются абсолютно. Такое положение в значительной степени объясняется сохраняющейся задолженностью по заработной плате работникам ЖКХ.
Проблем очень много. Но пока еще есть время. Подготовка жилищно-коммунального хозяйства Северо-Западного федерального округа к осенне-зимнему периоду будет продолжена. Разумеется, не останется в стороне от нее и полпредство.
Михаил ЖУРАВЛЕВ
В соответствии с поручением руководителя контрольного управления администрации президента Российской Федерации представительство президента в Северо-Западном федеральном округе во взаимодействии с исполнительными органами власти субъектов Федерации, контрольными, надзорными и правоохранительными органами контролирует ход подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства округа к зиме.
- Во всех ли субъектах Федерации Северо-Западного округа завершены контрольные проверки и какие основные результаты они принесли?
- На 1 сентября 2004 года проведены проверки в Карелии, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской областях и ведутся в Республике Коми, Архангельской и Псковской областях. Утвержденные в субъектах планы подготовки, в частности, предусматривают серьезную работу по повышению рациональности и эффективности использования ресурсов в системе жилищно-коммунального хозяйства. Так, в Республике Коми по программе модернизации и реконструкции котельных были закрыты 30 нерентабельных котельных, а 3 котельные коммунального назначения переведены в разряд производственных. В Архангельской области выявленные в ходе проведенной инвентаризации бесхозные водопроводные сети передаются на баланс предприятий ЖКХ и муниципальных образований.
В целом по округу (по состоянию на 1 сентября) подготовлено к зиме более 70 процентов жилищного фонда, 73 процента котельных, практически 80 процентов тепловых и водопроводных сетей, более 75 процентов центральных тепловых пунктов, что практически соответствует показателям прошлого года. В Петербурге готовность как жилищного фонда, так и центральных тепловых пунктов уже сейчас превышает 90 процентов и тревоги не вызывает.
- Не обманывает ли вас лукавая статистика? Получается, что еще середина сентября, а округ практически готов к зиме?
- Не совсем так. Хотя статистика и не обманывает. Не везде научились работать организованно, без штурмовщины. В ряде регионов сохраняют традицию выполнять основной объем работ на завершающем этапе подготовки, а это создает угрозу срыва начала отопительного сезона, несвоевременного и некачественного обеспечения населения коммунальными услугами. Так, например, на 1 сентября в Калининградской области подготовка жилищного фонда выполнена только на 63 процента, в Республике Карелия - на 53, а в Мурманской области - и того меньше, всего на 39 процентов. Аналогичным образом ведется подготовка тепловых сетей в Архангельской, Калининградской, Ленинградской, Псковской областях, где готовность составляет от 67 до 73 процентов. При этом в Калининградской и Ленинградской областях темпы выполнения этих работ даже снизились по сравнению с показателями прошлого года.
- Вероятно, определились некоторые основные проблемы?..
- Как и по всей России, в округе трудно идет работа по замене изношенных тепловых и водопроводных сетей - показатели выполнения планового задания составили в среднем соответственно 60 и 62 процента. Хуже всего замена сетей производится в Калининградской и Мурманской областях, в Ненецком автономном округе. Причем необходимо отметить, что во всех регионах задания по замене ветхих сетей в этом году были сокращены по сравнению с заданиями подготовительного периода прошлого года. Наиболее значительно был снижен план замены ветхих теплосетей в Архангельской области (со 101 км в прошлом году до 36 км в текущем), ветхих водопроводов в Вологодской области (с 83 км до 40 км).
Порой именно сниженным плановым заданием объясняются "благополучные" высокие проценты выполнения работ по отдельным показателям, в то время как реальную картину дает сравнительный анализ абсолютных значений показателей текущего и прошлого года. Например, в целом по округу показатель по замене ветхих теплосетей на 1 сентября составляет 60 процентов, что соответствует процентам прошлого года. Но если сравнить абсолютные цифры, то окажется, что в этом году заменено на 204 км коммуникаций меньше.
Есть проблемы и с топливными запасами. В округе сформировано 78 процентов необходимых нормативных запасов угля и 86 процентов жидкого топлива, а в Вологодской области нормативы даже превышены (117 и 298 процентов соответственно). Высокими темпами создаются запасы угля в Мурманской области (123 процента), Петербурге (138 процентов), запасов жидкого топлива в Карелии (105 процентов), в Мурманской области (99 процентов) и в Петербурге (97 процентов). В то же время серьезное беспокойство вызывает положение дел с созданием нормативных запасов топлива в целом ряде субъектов Федерации округа и отдельных муниципальных образований.
Например, в Псковской области запасы угля составляют лишь 23 процента от норматива, причем там мало запасено и жидкого топлива (только 15,4 процента). В Калининградской области запасы угля составляют 46 процентов. А в Архангельской области при общем запасе угля более 60 процентов норматива котельные некоторых районов (Вельского, Каргопольского, Коношского, Пинежского, Приморского) практически совсем не обеспечены топливом. Основной причиной такого положения дел продолжают оставаться долги за ранее поставленные энергоресурсы.
Вследствие ежегодного недофинансирования и недоремонта продолжается рост доли изношенных объектов инженерной инфраструктуры, что отрицательно влияет на устойчивость и надежность работы ЖКХ. Так, сегодня в Архангельской области средний износ внутридомовых сетей водо- и теплоснабжения превышает 70 процентов, в Новгородской области он составляет 60-65 процентов. В Мурманской области износ котлоагрегатов превышает 65 процентов, а инженерных сетей - 85 процентов. Котельные Калининградской области из-за износа оборудования перерасходуют более 20 процентов топлива, при этом их КПД не превышает 40 процентов.
Усугубляется печальная статистика состояния объектов ЖКХ и переводом в муниципальную собственность ведомственных объектов, которые находятся в технически неудовлетворительном состоянии (особенно это относится к Министерству обороны). К тому же часто такая передача осуществляется без одновременной передачи финансовых средств, необходимых для ремонта и содержания объектов.
В отдельных случаях очень сложное положение складывается в результате банкротства градообразующих промышленных предприятий. Эти предприятия служили источником всех видов энергии, в том числе и для муниципальных предприятий ЖКХ. И теперь там происходит разбалансирование системы тепло-, электро- и водообеспечения как населения, так и объектов социальной сферы всей округи. Долги по платежам и отсутствие финансовых средств приводят к сокращению объемов и снижению качества ремонта и обслуживания энергообъектов предприятий. А в результате, например, уже в течение 2 лет не решается проблема обеспечения коммунальными услугами около 12 тыс. человек - жителей поселка им. Морозова Всеволожского района Ленинградской области...
Подготовка к осенне-зимнему периоду ведется в условиях дефицита бюджетов муниципальных образований. Так, в муниципальном образовании "Кольский район" Мурманской области на подготовку к отопительному сезону предусмотрено лишь 22 процента необходимых финансовых средств. И это происходит на фоне откровенно неудовлетворительного финансового положения большинства предприятий ЖКХ. Разумеется, это не может не влиять на качество подготовительных работ. Например, по итогам I полугодия 2004 года задолженность предприятий ЖКХ Карелии (45 процентов которых находится в состоянии банкротства) только по платежам в бюджет и внебюджетные фонды составила 786 млн рублей.
Сложно идет и создание аварийного материально-технического запаса. Так, в Архангельской, Калининградской и Мурманской областях на эти цели выделено менее 30 процентов финансовых средств от установленного задания, а в Новгородской области - всего 9 процентов. В целом же по округу формирование аварийных запасов обеспечено финансированием на 52 процента.
Еще одна проблема - кадровая. Многие предприятия теплоэнергетики округа не обеспечены подготовленным персоналом. Так, в Архангельской области подготовлено только 911 из более чем 2500 требующихся машинистов котельных, а в таких ее муниципальных образованиях, как "Вельский район" (где требуется 405 машинистов) или "Виноградовский район" (136 вакансий), они не подготавливаются абсолютно. Такое положение в значительной степени объясняется сохраняющейся задолженностью по заработной плате работникам ЖКХ.
Проблем очень много. Но пока еще есть время. Подготовка жилищно-коммунального хозяйства Северо-Западного федерального округа к осенне-зимнему периоду будет продолжена. Разумеется, не останется в стороне от нее и полпредство.
Михаил ЖУРАВЛЕВ