Культура
МУЗДОМ НА ИТАЛЬЯНСКОЙ
17 сентября
Третье столетие стоит на площади Искусств под адресом Итальянская, 13, дом - самый старый в своем окружении, похожий на небольшой дворец. Он и был дворцом. Впрочем, чем он только не был! Доходным домом, рестораном, кабаре и, наконец, театром. История его может быть предметом особого исследования, но сегодня важнее его настоящее. В нем работает Театр музыкальной комедии (так в 20-30-е годы прошлого века предпочитали называть оперетту, считая ее мелкобуржуазным и чуждым пролетариату жанром).
17 сентября 1929 года поднялся занавес нового театра, возникшего в результате слияния ленинградской опереточной труппы с коллективом Харьковского театра музыкальной комедии, гастролировавшим в то лето в Ленинграде. В день открытия шла оперетта Николая Стрельникова "Холопка", ставшая своего рода эмблемой нашей Музкомедии.
Первые девять лет театр работал в здании Госнардома в Александровском парке (тогда парке им. Ленина), а в 1938 году получил чудесный дом на Итальянской.
Жизнь театра, как и всей страны, пересек кроваво-ледяной рубеж Великой Отечественной войны и ленинградской блокады. В ноябре 1941 года дом на Итальянской сильно пострадал от бомбы, попавшей в соседнее здание. Музкомедия перебралась в пустующий после эвакуации Александринский театр. И в декабре 1941 года, в самое темное, голодное и тяжкое время блокады, на академических подмостках прозвучала комическая опера французского композитора Обера "Черное домино" (крайне сложная в вокальном отношении).
Работу Музкомедии в блокаду можно без преувеличения назвать коллективным подвигом. В лютые морозы актерские бригады выезжали на фронт. Находили силы даже для подготовки новых спектаклей. Летом 1942 года показали первую оперетту о войне, о партизанах "Лесная быль", поставленную тогдашним художественным руководителем Николаем Янетом. Но более значительной работой стало "Раскинулось море широко" (премьера состоялась 7 ноября 1942 года) - оперетта о балтийских моряках-разведчиках, о быте осажденного города, созданная бригадой драматургов во главе со Всеволодом Вишневским и бригадой композиторов, возглавляемой Николаем Минхом. Инициатором создания и постановщиком был тот же Янет.
Всего за годы войны было выпущено 15 премьер и три возобновления - классические и современные произведения. В октябре 1944 года театр вернулся в свой дом.
Прошло больше шестидесяти лет. Сколько новых спектаклей создано, сколько талантливых актеров и режиссеров получили здесь сценическое крещение! В послевоенные годы пришли Зоя Виноградова, Виталий Копылов, Вячеслав Тимошин, Людмила Федотова, дирижер Игорь Писарев. Запомнились яркие индивидуальности художественных руководителей - Юлий Хмельницкий, среди работ которого "Поцелуй Чаниты" Ю. Милютина и "Сердце Балтийца" К. Листова получили особенно широкий резонанс; Владимир Воробьев, принесший в театр дыхание мюзикла. Спектакль "Свадьба Кречинского" с музыкой А. Колкера (музыкальное руководство В. Рылова) прогремел по всей стране.
В 70-е годы пришли в труппу Вера Васильева, Валерий Матвеев, Евгений Тиличеев, Елена Полосина, Алла Семак, Виктор Кривонос, Валентина Свиридова, Вадим Фесенко. Позже, в 80-90 годы, - Алина Алексеева, Владимир Самсонов, Александр Байрон - вокалисты консерваторской выучки, Елена Крицкая, а также группа способной, профессионально обученной молодежи.
Был в театре ремонт длиною в 10 лет - еще один тур скитаний...
Сегодня Дом оперетты блистает заново отделанными фойе и парадной лестницей, красотой каминов и люстр.
Последняя премьера - "Венские встречи", поставленная новым художественным руководителем Александром Исаковым. Он известен работами в драматических театрах, но явно тяготеет к музыкальному жанру. Обновлено и музыкальное руководство: пришли главный дирижер Андрей Алексеев и хормейстер Алексей Нефедов.
Поздравляя юбиляра, не будем желать ему легкой жизни - в искусстве это рискованно. Пусть будут поиски, трудные репетиции, тогда аплодисменты и счастье творческих побед приложатся.
Алла ВЛАДИМИРСКАЯ
17 сентября 1929 года поднялся занавес нового театра, возникшего в результате слияния ленинградской опереточной труппы с коллективом Харьковского театра музыкальной комедии, гастролировавшим в то лето в Ленинграде. В день открытия шла оперетта Николая Стрельникова "Холопка", ставшая своего рода эмблемой нашей Музкомедии.
Первые девять лет театр работал в здании Госнардома в Александровском парке (тогда парке им. Ленина), а в 1938 году получил чудесный дом на Итальянской.
Жизнь театра, как и всей страны, пересек кроваво-ледяной рубеж Великой Отечественной войны и ленинградской блокады. В ноябре 1941 года дом на Итальянской сильно пострадал от бомбы, попавшей в соседнее здание. Музкомедия перебралась в пустующий после эвакуации Александринский театр. И в декабре 1941 года, в самое темное, голодное и тяжкое время блокады, на академических подмостках прозвучала комическая опера французского композитора Обера "Черное домино" (крайне сложная в вокальном отношении).
Работу Музкомедии в блокаду можно без преувеличения назвать коллективным подвигом. В лютые морозы актерские бригады выезжали на фронт. Находили силы даже для подготовки новых спектаклей. Летом 1942 года показали первую оперетту о войне, о партизанах "Лесная быль", поставленную тогдашним художественным руководителем Николаем Янетом. Но более значительной работой стало "Раскинулось море широко" (премьера состоялась 7 ноября 1942 года) - оперетта о балтийских моряках-разведчиках, о быте осажденного города, созданная бригадой драматургов во главе со Всеволодом Вишневским и бригадой композиторов, возглавляемой Николаем Минхом. Инициатором создания и постановщиком был тот же Янет.
Всего за годы войны было выпущено 15 премьер и три возобновления - классические и современные произведения. В октябре 1944 года театр вернулся в свой дом.
Прошло больше шестидесяти лет. Сколько новых спектаклей создано, сколько талантливых актеров и режиссеров получили здесь сценическое крещение! В послевоенные годы пришли Зоя Виноградова, Виталий Копылов, Вячеслав Тимошин, Людмила Федотова, дирижер Игорь Писарев. Запомнились яркие индивидуальности художественных руководителей - Юлий Хмельницкий, среди работ которого "Поцелуй Чаниты" Ю. Милютина и "Сердце Балтийца" К. Листова получили особенно широкий резонанс; Владимир Воробьев, принесший в театр дыхание мюзикла. Спектакль "Свадьба Кречинского" с музыкой А. Колкера (музыкальное руководство В. Рылова) прогремел по всей стране.
В 70-е годы пришли в труппу Вера Васильева, Валерий Матвеев, Евгений Тиличеев, Елена Полосина, Алла Семак, Виктор Кривонос, Валентина Свиридова, Вадим Фесенко. Позже, в 80-90 годы, - Алина Алексеева, Владимир Самсонов, Александр Байрон - вокалисты консерваторской выучки, Елена Крицкая, а также группа способной, профессионально обученной молодежи.
Был в театре ремонт длиною в 10 лет - еще один тур скитаний...
Сегодня Дом оперетты блистает заново отделанными фойе и парадной лестницей, красотой каминов и люстр.
Последняя премьера - "Венские встречи", поставленная новым художественным руководителем Александром Исаковым. Он известен работами в драматических театрах, но явно тяготеет к музыкальному жанру. Обновлено и музыкальное руководство: пришли главный дирижер Андрей Алексеев и хормейстер Алексей Нефедов.
Поздравляя юбиляра, не будем желать ему легкой жизни - в искусстве это рискованно. Пусть будут поиски, трудные репетиции, тогда аплодисменты и счастье творческих побед приложатся.
Алла ВЛАДИМИРСКАЯ