Северо-Запад
САКРАЛЬНОЕ МЕСТО
17 сентября
В публикациях обязательно подчеркнут: "Находятся под охраной ЮНЕСКО".
Петроглифы (петро - камень, глифо - пишу) в каменных заборах и колючей проволоке не нуждаются. Они просто скучают без заботливой хозяйской руки, которая бы оберегала их от любителей пристраивать свои имена поближе к историческим реликвиям. Заметим, кстати, разницу в сознании поколений камнеписцев. Современные стараются выпятить свое "я", скорее всего, ничтожное. Древние же выражали общеплеменное мировоззрение. Кто из них более пещерен?
Петроглифам еще повезло: они находятся на огромных каменных плитах, которые невозможно унести. Вот деревянный маяк тридцатых годов прошлого века (не так далеко находился сталинский лагерь) обезображен донельзя, его просто разбирают на дрова. А мог бы послужить великолепной обзорной вышкой.
Впрочем, однажды на петроглифы серьезно покушались. В коммунистическую эпоху взрывом откололи-таки плиту и отвезли в ленинградский музей.
Что-то похожее на охрану в виде ставок двух сторожей когда-то было, но исчезло в дебрях чиновничьих кабинетов. Пока все держится на добровольцах из близлежащих поселков, имеющих лодки и желающих организовать хоть какой-то мало-мальски приличный сервис. Их можно сравнить со сталкерами, отвозящими в загадочную зону. Так же как Сталкер Тарковского из одноименного фильма, они трепетно относятся к тому, что за люди едут на петроглифы, чего хотят, какова их внутренняя суть.
Каменные листы тоже неравнодушны к людским словам и поступкам. Заехал как-то в заповедное место лихач, и ну кататься на мотоцикле по изображению беса. Вечером того же дня свалился в костер, едва спасли... Эта 2,5-метровая фигура дала название соответствующему мысу, которое людей суеверных и не очень приводит в замешательство. Монахи из близлежащего Муромского монастыря, пытаясь нейтрализовать его, выдолбили рядом большой православный крест.
На протяжении 20 км практически горизонтально подступающие к воде каменные полотна на нисходящей террасе водлинской низменности в зоне средней тайги, может быть, когда-то сползли сюда при происходивших в северных широтах катаклизмах земной коры. Ученые склонны считать многотысячелетней давности климат гораздо более теплым, а здешний растительный и животный мир чуть ли не похожим на тропический. Не с этим ли обстоятельством связаны встречи с загадочными существами на территории Пудожского района Карелии? Рассказывают, несколько лет назад прямо в огородах копошились существа, похожие на птеродактилей...
Далеко не все изображения, выбитые точечными ударами, различимы на первый взгляд. Зато освещенные косыми лучами восходящего или заходящего светила, они приобретают рельефность. Только у лебедушек почему-то непропорционально длинные шеи, да и вообще многие пропорции в фигурах искажены. А так называемые "лунарные" и "солярные" знаки, которые отсутствуют, скажем, среди беломорских петроглифов, сбили с толку не одно поколение исследователей. Те из них, кто считал петроглифы "картинками с натуры", определяли загадочные знаки как капканы.
Но кто-то смог подняться над пресловутым материалистическим мировоззрением и соотнести наскальные послания с символикой представлений древнего человека о мире - тот видел некий синтез подводного, наземного и небесного мира и возможность через данный синтез общаться со сверхъестественными силами.
Населявшие побережье несколько тысячелетий назад племена создали целый мир причудливых фантастических образов. Раньше-то еще верили, что в основе экстремальных проявлений природы лежат таинственные духовные силы. И для того чтобы нормально жить, надо заручаться их поддержкой. Тысячи видимых и невидимых нитей соединяли окружающий мир в единое целое.
У современного человека с целостностью пока плохо получается, но тем не менее происходит некая подвижка в установлении контакта с древней мифологемой.
Третий год существует международный проект "Национальные парки для общего блага". В августе скандинавские турфирмы и СМИ, задействованные в проекте, по приглашению главы Пудожского района Дениса Курицина осмотрели сакральное прибрежное место. По официальному статусу оно названо "Муромским природным заказником". Но пока этот статус поддерживается лишь несколькими вывесками. Пожалуй, наиболее перспективным вариантом является организация здесь национального парка по типу Водлозерского. Вопрос в том, кто возьмется за это. Район не тянет. Тот же Водлозерский парк - задумка москвичей...
В штат районной администрации предусмотрительно введена должность специалиста по развитию туризма, аналогичная - в краеведческом музее.
Назрела проблема создания турфирмы непосредственно в Пудоже. В этом вопросе администрация считает перспективным альянс с соседями по Архангельской области, у которых имеется такая "козырная фишка", как Каргополь.
Действительно, чего бы не объединиться? Это лучше, чем словесная перепалка, которая происходит между Карельским краеведческим музеем и организацией "Петроглифы Карелии" о том, кому из них достойней быть хранителем петроглифов...
Адре ГАЛИЧАНИН
Петроглифы (петро - камень, глифо - пишу) в каменных заборах и колючей проволоке не нуждаются. Они просто скучают без заботливой хозяйской руки, которая бы оберегала их от любителей пристраивать свои имена поближе к историческим реликвиям. Заметим, кстати, разницу в сознании поколений камнеписцев. Современные стараются выпятить свое "я", скорее всего, ничтожное. Древние же выражали общеплеменное мировоззрение. Кто из них более пещерен?
Петроглифам еще повезло: они находятся на огромных каменных плитах, которые невозможно унести. Вот деревянный маяк тридцатых годов прошлого века (не так далеко находился сталинский лагерь) обезображен донельзя, его просто разбирают на дрова. А мог бы послужить великолепной обзорной вышкой.
Впрочем, однажды на петроглифы серьезно покушались. В коммунистическую эпоху взрывом откололи-таки плиту и отвезли в ленинградский музей.
Что-то похожее на охрану в виде ставок двух сторожей когда-то было, но исчезло в дебрях чиновничьих кабинетов. Пока все держится на добровольцах из близлежащих поселков, имеющих лодки и желающих организовать хоть какой-то мало-мальски приличный сервис. Их можно сравнить со сталкерами, отвозящими в загадочную зону. Так же как Сталкер Тарковского из одноименного фильма, они трепетно относятся к тому, что за люди едут на петроглифы, чего хотят, какова их внутренняя суть.
Каменные листы тоже неравнодушны к людским словам и поступкам. Заехал как-то в заповедное место лихач, и ну кататься на мотоцикле по изображению беса. Вечером того же дня свалился в костер, едва спасли... Эта 2,5-метровая фигура дала название соответствующему мысу, которое людей суеверных и не очень приводит в замешательство. Монахи из близлежащего Муромского монастыря, пытаясь нейтрализовать его, выдолбили рядом большой православный крест.
На протяжении 20 км практически горизонтально подступающие к воде каменные полотна на нисходящей террасе водлинской низменности в зоне средней тайги, может быть, когда-то сползли сюда при происходивших в северных широтах катаклизмах земной коры. Ученые склонны считать многотысячелетней давности климат гораздо более теплым, а здешний растительный и животный мир чуть ли не похожим на тропический. Не с этим ли обстоятельством связаны встречи с загадочными существами на территории Пудожского района Карелии? Рассказывают, несколько лет назад прямо в огородах копошились существа, похожие на птеродактилей...
Далеко не все изображения, выбитые точечными ударами, различимы на первый взгляд. Зато освещенные косыми лучами восходящего или заходящего светила, они приобретают рельефность. Только у лебедушек почему-то непропорционально длинные шеи, да и вообще многие пропорции в фигурах искажены. А так называемые "лунарные" и "солярные" знаки, которые отсутствуют, скажем, среди беломорских петроглифов, сбили с толку не одно поколение исследователей. Те из них, кто считал петроглифы "картинками с натуры", определяли загадочные знаки как капканы.
Но кто-то смог подняться над пресловутым материалистическим мировоззрением и соотнести наскальные послания с символикой представлений древнего человека о мире - тот видел некий синтез подводного, наземного и небесного мира и возможность через данный синтез общаться со сверхъестественными силами.
Населявшие побережье несколько тысячелетий назад племена создали целый мир причудливых фантастических образов. Раньше-то еще верили, что в основе экстремальных проявлений природы лежат таинственные духовные силы. И для того чтобы нормально жить, надо заручаться их поддержкой. Тысячи видимых и невидимых нитей соединяли окружающий мир в единое целое.
У современного человека с целостностью пока плохо получается, но тем не менее происходит некая подвижка в установлении контакта с древней мифологемой.
Третий год существует международный проект "Национальные парки для общего блага". В августе скандинавские турфирмы и СМИ, задействованные в проекте, по приглашению главы Пудожского района Дениса Курицина осмотрели сакральное прибрежное место. По официальному статусу оно названо "Муромским природным заказником". Но пока этот статус поддерживается лишь несколькими вывесками. Пожалуй, наиболее перспективным вариантом является организация здесь национального парка по типу Водлозерского. Вопрос в том, кто возьмется за это. Район не тянет. Тот же Водлозерский парк - задумка москвичей...
В штат районной администрации предусмотрительно введена должность специалиста по развитию туризма, аналогичная - в краеведческом музее.
Назрела проблема создания турфирмы непосредственно в Пудоже. В этом вопросе администрация считает перспективным альянс с соседями по Архангельской области, у которых имеется такая "козырная фишка", как Каргополь.
Действительно, чего бы не объединиться? Это лучше, чем словесная перепалка, которая происходит между Карельским краеведческим музеем и организацией "Петроглифы Карелии" о том, кому из них достойней быть хранителем петроглифов...
Адре ГАЛИЧАНИН