Культура
ВЛАДИМИР МАШКОВ: КАКАЯ РАЗНИЦА, ГДЕ ИГРАТЬ ЗЛОДЕЕВ?
17 сентября
Приезд Машкова в Петербург был, конечно, связан с премьерой "Папы". Владимир заметно волновался, хотя виду не подавал. На вопросы отвечал охотно, ибо своей картиной гордился. Ведь "Папа" уже стал обладателем приза зрительских симпатий на последнем Московском международном кинофестивале. А на кинофестивале "Окно в Выборге" Владимир Машков был назван лучшим актером. Вопросов же было очень много...
- В "Папе" вы выступаете сразу в четырех ипостасях - продюсер, соавтор сценария, режиссер и актер. Кто кому больше всего мешал?
- Конечно, я был в очень сложной ситуации. Режиссер снимает в главной роли самого себя. Но когда мне было особенно трудно, то я вспоминал пример Сергея Бондарчука или Никиты Михалкова и успокаивался. До последнего момента надеялся пригласить на роль Абрама Шварца какого-либо актера, но уже перед самыми съемками понял, что должен сам пройти этот путь до конца. На сцене я играл эту роль пятьсот раз. И потому возник соблазн сыграть ее самому в кино. Не устоял. Больше всего мешаешь сам себе. Надо победить собственную неуверенность. Ее надо придушить в самом начале работы. Мне очень хотелось передать ту эмоциональность, которая была заложена в пьесе Галича. Ведь нас в школе-студии МХАТ учили, что главное на сцене - сопереживание. Думаю, что это справедливо и для кинематографа. У меня не было задачи поразить зрителей открытием нового киноязыка. У меня была только одна задача - рассказать историю так, как она написана у Галича. Наивно-патриотически.
- Однако пьеса Александра Галича ведь очень давняя...
- Он ее написал аж в 1945 году. Потом десять лет она пролежала у него в столе. Ею должен был открываться театр-студия "Cовременник" с Евгением Евстигнеевым в главной роли. Тема судьбы евреев в Советском Союзе была актуальна, но под запретом. Но нынче для меня важна была не эта колоритная тема, но общечеловеческие ситуации, которые встречаются у каждого человека. Я имею ввиду отношения с родителями.
- Значит, это "папино кино"?
- Если иметь в виду главного героя, то - да. Фильм я снимал, рассчитывая, что его посмотрят люди моего возраста (Машкову исполнилось 40 лет. - С.И.) и старше. Очень хочу, чтобы его посмотрели молодые зрители. Мне кажется, что рассказанная в "Папе" история чистая и добрая. Я уже показывал ее в разных городах, и меня растрогала реакция публики. Ведь люди, выходя с просмотра, начинали звонить своим папам и мамам.
- Вы уже cнимались в фильме "Мама" Дениса Евстигнеева. Свой фильм специально назвали "Папа"?
- Открою тайну: вначале в названии был еще и восклицательный знак. Со словом "мама" у каждого человека есть свои ассоциации. Это святое. А вот с папами не все понятно. Ведь есть некоторые сложности. И, снимая фильм, я старался постигнуть их. И в финале недаром происходит воображаемый разговор отца и сына. Для них счастье, что они нашли общий язык и поняли, почувствовали друг друга. Ведь это - общечеловеческая история. Все счастье и все трагедии в жизни человека связаны с его домом, с его семьей. Что бы с нами не происходило, все возвращает нас мыслью к своим родителям. Ведь старость неизбежна. И когда вы состаритесь, то вам захочется, чтобы вас окружали родные и близкие люди. Наверное, это и есть наивный патриотизм, когда человеку хочется, чтобы у него были свой дом и своя семья. Ведь на всех языках мира слово "папа" и подразумевает именно папу.
- Вы вспоминали своих родителей, когда ставили этот фильм?
- Мои родители работали в Новокузнецком театре кукол. Когда-то, очень давно, я бросил все и уехал в Москву искать лучшей доли. И мой отъезд в буквальном смысле слова разрушил семью. Буквально через полгода моих родителей не стало. Они так и не узнали, что их сын стал актером. Когда была премьера "Папы" в родном моем городе, в Новокузнецке, то ко мне подошел человек и сказал, что нашел могилу моих родителей, которую мы с братом долго искали.
- Как вам удавалось сочетать ваши голливудские проекты со съемками "Папы"?
- Сначала, когда я уезжал в Америку, то брал с собою материалы для сценария. И там, на своей вилле, его дорабатывал, попутно снимаясь в одном крупном фильме. Потом, когда запускались съемки, пришлось выбирать: либо "Папа", либо Голливуд. Мне предлагали роль напарника Анджелины Джоли в боевике "Лара Крофт-2". Пришлось отказаться.
- Не жалеете?
- О чем? Мои роли от меня не уйдут. Ведь контракт со студией "ХХ век Фокс" остался.
- Что же ждет вас за океаном?
- Съемки в третьей серии блокбастера "Миссия невыполнима". Съемки начнутся весной следующего года в Германии.
- Снова будете играть плохого русского парня?
- От этого никуда не деться. Задачи сыграть американца у меня никогда не было, нет и не будет. Я и здесь-то хороших русских не играл. Только вот хорошего еврея в "Папе" и сыграл. Какая разница, где играть злодеев? Они для меня, как актера, гораздо интереснее. Конечно, приятно, когда приглашают работать по специальности в другой стране. Но я как-то особенно не обольщаюсь, что, мол, покорил Голливуд. Там другие возможности для самореализации, но за это тебя ждет очень суровая плата. Естественно, что всегда там буду играть персонажей славянской национальности. Буду играть, как в хоккее. Этакий легионер. Ты должен играть именно то, что хочет от тебя режиссер. Хотя бывают и совсем одержимые люди. Вот Майкл Редфорд специально приезжал ко мне на Мальорку, чтобы предложить мне роль. После некоторого количества совместно выпитого коньяка мы с ним прекрасно поладили. Я ведь к ним никогда не напрашивался в звезды.
- Так, может быть, лучше остаться и жить там?
- Работаю я здесь. Следовательно, и живу я здесь, потому что российский актер. А в Штатах нахожусь в творческой командировке. Насколько это раздвоенное состояние долго продлится, сказать не могу. Пока у меня контракт на две картины. Скажу прямо: никогда о том, чтобы перебраться туда на ПМЖ, речи не было.
- А вы помните, как все там начиналось?
- Благодаря картине Павла Григорьевича Чухрая "Вор" для меня открылись многие двери "там", в дальнем зарубежье. Хотя поначалу подводило незнание английского языка. Первый фильм был "15 минут славы", где моим партнером стал Роберт Де Ниро. Но поскольку на тот момент я знал по-английски только шесть слов, то мне и досталась соответствующая роль. После того как из-за этого от меня "уплыла" более крупная роль, пришлось срочно учить английский язык. Хотя в Голливуде мне всегда достаются не очень болтливые роли. Теперь свою актерскую судьбу там я держу крепко в руках. Как, впрочем, и здесь.
- Однако вы все активнее в последние годы занимаетесь режиссурой...
- Хотелось бы наоборот. Вот сейчас я задумываю следующую историю и понимаю, что думаю о ней уже не как актер, а как режиссер. Те два года, которые снимал "Папу", не поступало особо интересных предложений. Пожалуй, только "Олигарх" Лунгина и "Идиот" Бортко подарили мне наслаждение настоящей работы. Хотя история с Достоевским была очень измытывающей. Полгода пришлось жить в Петербурге во время съемок у Владимира Бортко. Может быть, меня просто не видят в конкретной роли. Может быть, все считают, что мне просто недосуг сниматься в кино.
- Что-то изменилось в вас после того, как вы закончили съемки "Папы"?
- Cо стороны, думаю, виднее. Мои отношения с дочерью остались такими же, как и были. Мое отношение к ней ненавязчиво. Я всегда буду рядом и появлюсь только тогда, когда она позовет. Я не знал, что она собирается в актрисы. А когда узнал, то никак не помогал. Просто один раз посетил экзамен, посмотрел, увидел, что она нормально ощущает себя на подмостках и... успокоился. В "Папе" она у меня сыграла маленькую роль. В этом смысле я - человек открыто коррупционный, потому что работаю с теми людьми, которых люблю.
- Вы не мечтаете о наследнике?
- В каком смысле?
- Чтобы у вас был сын.
- Сейчас я человек неженатый. И к браку отношусь ответственно. Если я встречу женщину, которая решится на такой безумный поступок, то почему и не попробовать родить сына?
- Какова судьба проекта, связанного с судьбой русского человека в США?
- Он называется "Красная Америка". Сначала взялся за него Павел Чухрай. Потом - Андрей Некрасов. Предполагалось, что в этом фильме у меня будет главная роль. Но пока проект завис. Хотя замысел интересный: сюжет о человеке, который приезжает в Америку и пытается там выбиться наверх.
- Автобиографические мотивы?
- В любом из сыгранных мною героев вы можете найти какие-то черты моего характера или совпадения в жизни. Но не это главное. Главное, чтобы то, что сыграю я, волновало других людей.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
- В "Папе" вы выступаете сразу в четырех ипостасях - продюсер, соавтор сценария, режиссер и актер. Кто кому больше всего мешал?
- Конечно, я был в очень сложной ситуации. Режиссер снимает в главной роли самого себя. Но когда мне было особенно трудно, то я вспоминал пример Сергея Бондарчука или Никиты Михалкова и успокаивался. До последнего момента надеялся пригласить на роль Абрама Шварца какого-либо актера, но уже перед самыми съемками понял, что должен сам пройти этот путь до конца. На сцене я играл эту роль пятьсот раз. И потому возник соблазн сыграть ее самому в кино. Не устоял. Больше всего мешаешь сам себе. Надо победить собственную неуверенность. Ее надо придушить в самом начале работы. Мне очень хотелось передать ту эмоциональность, которая была заложена в пьесе Галича. Ведь нас в школе-студии МХАТ учили, что главное на сцене - сопереживание. Думаю, что это справедливо и для кинематографа. У меня не было задачи поразить зрителей открытием нового киноязыка. У меня была только одна задача - рассказать историю так, как она написана у Галича. Наивно-патриотически.
- Однако пьеса Александра Галича ведь очень давняя...
- Он ее написал аж в 1945 году. Потом десять лет она пролежала у него в столе. Ею должен был открываться театр-студия "Cовременник" с Евгением Евстигнеевым в главной роли. Тема судьбы евреев в Советском Союзе была актуальна, но под запретом. Но нынче для меня важна была не эта колоритная тема, но общечеловеческие ситуации, которые встречаются у каждого человека. Я имею ввиду отношения с родителями.
- Значит, это "папино кино"?
- Если иметь в виду главного героя, то - да. Фильм я снимал, рассчитывая, что его посмотрят люди моего возраста (Машкову исполнилось 40 лет. - С.И.) и старше. Очень хочу, чтобы его посмотрели молодые зрители. Мне кажется, что рассказанная в "Папе" история чистая и добрая. Я уже показывал ее в разных городах, и меня растрогала реакция публики. Ведь люди, выходя с просмотра, начинали звонить своим папам и мамам.
- Вы уже cнимались в фильме "Мама" Дениса Евстигнеева. Свой фильм специально назвали "Папа"?
- Открою тайну: вначале в названии был еще и восклицательный знак. Со словом "мама" у каждого человека есть свои ассоциации. Это святое. А вот с папами не все понятно. Ведь есть некоторые сложности. И, снимая фильм, я старался постигнуть их. И в финале недаром происходит воображаемый разговор отца и сына. Для них счастье, что они нашли общий язык и поняли, почувствовали друг друга. Ведь это - общечеловеческая история. Все счастье и все трагедии в жизни человека связаны с его домом, с его семьей. Что бы с нами не происходило, все возвращает нас мыслью к своим родителям. Ведь старость неизбежна. И когда вы состаритесь, то вам захочется, чтобы вас окружали родные и близкие люди. Наверное, это и есть наивный патриотизм, когда человеку хочется, чтобы у него были свой дом и своя семья. Ведь на всех языках мира слово "папа" и подразумевает именно папу.
- Вы вспоминали своих родителей, когда ставили этот фильм?
- Мои родители работали в Новокузнецком театре кукол. Когда-то, очень давно, я бросил все и уехал в Москву искать лучшей доли. И мой отъезд в буквальном смысле слова разрушил семью. Буквально через полгода моих родителей не стало. Они так и не узнали, что их сын стал актером. Когда была премьера "Папы" в родном моем городе, в Новокузнецке, то ко мне подошел человек и сказал, что нашел могилу моих родителей, которую мы с братом долго искали.
- Как вам удавалось сочетать ваши голливудские проекты со съемками "Папы"?
- Сначала, когда я уезжал в Америку, то брал с собою материалы для сценария. И там, на своей вилле, его дорабатывал, попутно снимаясь в одном крупном фильме. Потом, когда запускались съемки, пришлось выбирать: либо "Папа", либо Голливуд. Мне предлагали роль напарника Анджелины Джоли в боевике "Лара Крофт-2". Пришлось отказаться.
- Не жалеете?
- О чем? Мои роли от меня не уйдут. Ведь контракт со студией "ХХ век Фокс" остался.
- Что же ждет вас за океаном?
- Съемки в третьей серии блокбастера "Миссия невыполнима". Съемки начнутся весной следующего года в Германии.
- Снова будете играть плохого русского парня?
- От этого никуда не деться. Задачи сыграть американца у меня никогда не было, нет и не будет. Я и здесь-то хороших русских не играл. Только вот хорошего еврея в "Папе" и сыграл. Какая разница, где играть злодеев? Они для меня, как актера, гораздо интереснее. Конечно, приятно, когда приглашают работать по специальности в другой стране. Но я как-то особенно не обольщаюсь, что, мол, покорил Голливуд. Там другие возможности для самореализации, но за это тебя ждет очень суровая плата. Естественно, что всегда там буду играть персонажей славянской национальности. Буду играть, как в хоккее. Этакий легионер. Ты должен играть именно то, что хочет от тебя режиссер. Хотя бывают и совсем одержимые люди. Вот Майкл Редфорд специально приезжал ко мне на Мальорку, чтобы предложить мне роль. После некоторого количества совместно выпитого коньяка мы с ним прекрасно поладили. Я ведь к ним никогда не напрашивался в звезды.
- Так, может быть, лучше остаться и жить там?
- Работаю я здесь. Следовательно, и живу я здесь, потому что российский актер. А в Штатах нахожусь в творческой командировке. Насколько это раздвоенное состояние долго продлится, сказать не могу. Пока у меня контракт на две картины. Скажу прямо: никогда о том, чтобы перебраться туда на ПМЖ, речи не было.
- А вы помните, как все там начиналось?
- Благодаря картине Павла Григорьевича Чухрая "Вор" для меня открылись многие двери "там", в дальнем зарубежье. Хотя поначалу подводило незнание английского языка. Первый фильм был "15 минут славы", где моим партнером стал Роберт Де Ниро. Но поскольку на тот момент я знал по-английски только шесть слов, то мне и досталась соответствующая роль. После того как из-за этого от меня "уплыла" более крупная роль, пришлось срочно учить английский язык. Хотя в Голливуде мне всегда достаются не очень болтливые роли. Теперь свою актерскую судьбу там я держу крепко в руках. Как, впрочем, и здесь.
- Однако вы все активнее в последние годы занимаетесь режиссурой...
- Хотелось бы наоборот. Вот сейчас я задумываю следующую историю и понимаю, что думаю о ней уже не как актер, а как режиссер. Те два года, которые снимал "Папу", не поступало особо интересных предложений. Пожалуй, только "Олигарх" Лунгина и "Идиот" Бортко подарили мне наслаждение настоящей работы. Хотя история с Достоевским была очень измытывающей. Полгода пришлось жить в Петербурге во время съемок у Владимира Бортко. Может быть, меня просто не видят в конкретной роли. Может быть, все считают, что мне просто недосуг сниматься в кино.
- Что-то изменилось в вас после того, как вы закончили съемки "Папы"?
- Cо стороны, думаю, виднее. Мои отношения с дочерью остались такими же, как и были. Мое отношение к ней ненавязчиво. Я всегда буду рядом и появлюсь только тогда, когда она позовет. Я не знал, что она собирается в актрисы. А когда узнал, то никак не помогал. Просто один раз посетил экзамен, посмотрел, увидел, что она нормально ощущает себя на подмостках и... успокоился. В "Папе" она у меня сыграла маленькую роль. В этом смысле я - человек открыто коррупционный, потому что работаю с теми людьми, которых люблю.
- Вы не мечтаете о наследнике?
- В каком смысле?
- Чтобы у вас был сын.
- Сейчас я человек неженатый. И к браку отношусь ответственно. Если я встречу женщину, которая решится на такой безумный поступок, то почему и не попробовать родить сына?
- Какова судьба проекта, связанного с судьбой русского человека в США?
- Он называется "Красная Америка". Сначала взялся за него Павел Чухрай. Потом - Андрей Некрасов. Предполагалось, что в этом фильме у меня будет главная роль. Но пока проект завис. Хотя замысел интересный: сюжет о человеке, который приезжает в Америку и пытается там выбиться наверх.
- Автобиографические мотивы?
- В любом из сыгранных мною героев вы можете найти какие-то черты моего характера или совпадения в жизни. Но не это главное. Главное, чтобы то, что сыграю я, волновало других людей.
Сергей ИЛЬЧЕНКО