Культура
ВРЕМЯ ПОБЕЖДАТЬ
24 сентября
"Нет времени для проигравших" - эти слова известной песни почти цитирует Борис Эйфман, говоря о планах и напряженной жизни своего театра. Успех у зрителей не просто залог признания труппы - это залог существования театра. Эйфман говорит: "Я должен делать успешные спектакли", - и с завидным постоянством почти в каждом сезоне выпускает премьеры, собирая аншлаги на редких выступлениях в Петербурге. В силу разных причин первые представления новых эйфмановских творений часто проходят не в родном для театра городе. И покорять взыскательного петербургского зрителя хореограф идет, уже вооружившись ценными трофеями - положительными рецензиями зарубежных критиков. Так и на этот раз: мировая премьера "Мусагета" прошла в июне, и нам остается быть свидетелями лишь европейской премьеры. Новый спектакль уже "одобрен" критиками и публикой New York City Ballet, американского театра, детища Джорджа Баланчина, в честь которого и создан спектакль. Дело в том, что в прошлом сезоне 100-летие своего создателя New York City Ballet отмечал постановками новых балетов, и в память о том, что творческий путь Баланчин начинал в России, в Петербурге, для сочинения одного из спектаклей пригласили российского хореографа Бориса Эйфмана.
В своем творчестве Эйфман исповедует иные принципы в сравнении со сторонником чистого танца Баланчиным. Эйфмановские спектакли всегда насыщены драматизмом, и в новом балете - подношении Баланчину возникают размышления о судьбе и творчестве великого предшественника, об отношениях с окружавшими его женщинами, балеринами-музами, о смерти и бессмертии творца.
Рассказывая об идее создания спектакля, Эйфман смело проводит параллели: "Баланчин прошел школу, которая сегодня носит название Вагановской, я там работал. Баланчин учился в Консерватории, и я тоже. Я, как и он, создал свою первую труппу в Петербурге. Но главное, что нас объединяет, - это музыка". А поработав с нью-йоркскими артистами и передав свое сочинение в распоряжение американцев, Борис Яковлевич обобщает: "Баланчин своим творчеством проложил мост, соединяющий русскую и американскую культуру. Этим спектаклем я пытаюсь создать новый подобный мост на современном этапе".
В Петербурге "Мусагет" мы увидим в исполнении артистов Театра Эйфмана, и балетмейстер говорит, что несмотря на то, что хореография та же, спектакль будет иным по сравнению с прошедшим в Нью-Йорке: разные исполнители несут разный эмоциональный заряд. "Утром мои артисты приходят в зал творить, - говорит Эйфман. - А американские артисты приходят работать, честно работать и получать за это зарплату. Мне пришлось немало потрудиться, чтобы увлечь их. В конце концов искусство победило - они "заразились моими бациллами" и вдохновенно станцевали премьеру". Надеюсь, "бациллами" Эйфмана заразятся и петербургские зрители, и спектакли, как всегда, пройдут при аншлаге и на ура.
Ольга МАКАРОВА
В своем творчестве Эйфман исповедует иные принципы в сравнении со сторонником чистого танца Баланчиным. Эйфмановские спектакли всегда насыщены драматизмом, и в новом балете - подношении Баланчину возникают размышления о судьбе и творчестве великого предшественника, об отношениях с окружавшими его женщинами, балеринами-музами, о смерти и бессмертии творца.
Рассказывая об идее создания спектакля, Эйфман смело проводит параллели: "Баланчин прошел школу, которая сегодня носит название Вагановской, я там работал. Баланчин учился в Консерватории, и я тоже. Я, как и он, создал свою первую труппу в Петербурге. Но главное, что нас объединяет, - это музыка". А поработав с нью-йоркскими артистами и передав свое сочинение в распоряжение американцев, Борис Яковлевич обобщает: "Баланчин своим творчеством проложил мост, соединяющий русскую и американскую культуру. Этим спектаклем я пытаюсь создать новый подобный мост на современном этапе".
В Петербурге "Мусагет" мы увидим в исполнении артистов Театра Эйфмана, и балетмейстер говорит, что несмотря на то, что хореография та же, спектакль будет иным по сравнению с прошедшим в Нью-Йорке: разные исполнители несут разный эмоциональный заряд. "Утром мои артисты приходят в зал творить, - говорит Эйфман. - А американские артисты приходят работать, честно работать и получать за это зарплату. Мне пришлось немало потрудиться, чтобы увлечь их. В конце концов искусство победило - они "заразились моими бациллами" и вдохновенно станцевали премьеру". Надеюсь, "бациллами" Эйфмана заразятся и петербургские зрители, и спектакли, как всегда, пройдут при аншлаге и на ура.
Ольга МАКАРОВА