Культура
"ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ", "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА" И "НОС"
06 октября
На протяжении почти столетия в Мариинском театре существовала традиция открывать сезон оперой М. Глинки "Жизнь за царя" (на советской сцене - "Иван Сусанин"). В 1981 году она была прервана. В начале XXI века опера с первоначальным текстом барона Розена вернулась в Мариинский театр. 7 октября Мариинский театр откроет свой 222-й сезон последней и самой громкой своей премьерой прошлогоднего сезона оперой М.И. Глинки "Жизнь за царя".
"Жизнь без царя", "Жизнь за царя?", "Не за царя" - такими заголовками пестрели рецензии на спектакль. Ни одна из премьер сезона не вызвала таких споров и дискуссий - кто-то не принял спектакль Д. Чернякова, а кто-то назвал его лучшей российской оперной постановкой последнего десятилетия, но все сошлись в одном - Мариинка превратила "Жизнь за царя" в вещь глубоко личную и способную взять за живое.
Страсти вокруг спектакля объяснимы - еще бы, опера Глинки, в основе сюжета которой подвиг простого русского мужика Сусанина, спасшего царя и Россию, стала символом сначала русской, а потом и советской государственности. Финальный хор "Славься" в XIX веке вызывал слезы патриотического умиления, в XX после переделок С. Городецкого ему внимали участники партийных съездов. На протяжении почти столетия оперой открывался сезон Императорских Санкт-Петербургских театров, а потом и Кировского театра.
На первый план в спектакле выдвинуты ценности семьи, любви к ближнему, доброты и человечности. Что может быть актуальней сегодня?
В первом идиллическом действии поселяне медленно трудятся среди нежнейших пастельных тонов, на первом плане фрагмент комнаты Сусанина - стол, шкаф, дверь и даже люстра советского образца. В глубине сцены - снеговик, дерево, огромные белые птицы, колодец-журавль. Патриархальный быт семьи Сусанина и их окружения в первом акте противопоставлен акту второму, решенному в пафосной манере правительственных интерьеров. Здесь на сцене - люди в мехах и с мобильными телефонами, пляшущие курсанты и ученицы балетного училища, лебеди в кокошниках.
На открытии сезона будет петь премьерный состав - Сергей Алексашкин, Ольга Трифонова, Злата Булычева, Леонид Захожаев, за дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев, который вдохновенно и бережно ведет спектакль, подтверждая то, что составляет основу новой постановки, - человечность.
Балетный сезон Мариинки откроет 8 октября в балете "Лебединое озеро" Ульяна Лопаткина - балерина, которую критика и зрители единодушно провозгласили главным русским лебедем эпохи. В октябрьском балетном репертуаре выступят лучшие солисты балетной труппы - Юлия Махалина, Дарья Павленко, Майя Думченко, Наталья Сологуб, Игорь Зеленский и Фарух Рузиматов.
В октябре театр покажет все премьеры прошлого сезона. Сразу за "Жизнью" 12 октября прозвучит "Нос" Д. Шостаковича. Инфернальный свет, взвихренные музыкой мизансцены, заполошенные танцы и подтанцовки, клубящиеся тени, извивающиеся на экране, сумасшедший город и целый сонм чудаковатых, странных персонажей, увлеченных поисками носа некоего майора Ковалева, - таков этот спектакль режиссера Юрия Александрова. "Черная" комедия на гениальную музыку Шостаковича, в которой драйва и остроумных находок с лихвой хватит не на один музыкальный шедевр. Оркестр без устали устраивает фейерверки самых немыслимых тембров и звукосочетаний. Вокалисты (их почти 70, включая дворников, приживалок, полицейских) согласно замыслу композитора чихают, кашляют, визжат, кричат, говорят речитативы и регулярно выходят далеко за пределы своих "нормальных" вокалистских регистров.
Блестящие декорации Зиновия Марголина - опрокинутый петербургский двор-колодец, экран с разнообразным видеорядом, трубоподобная металлическая конструкция, съезжающие крыши домов, которые являют взорам то гигантскую шинель, то разношерстную публику. Важно и то, что Мариинка сейчас единственный театр в России, где идет эта опера Шостаковича.
А первая премьера нового сезона случится в конце декабря. Под новый год Мариинка предъявит "Царскую невесту" Н. Римского-Корсакова с блистательными Ольгой Бородиной и Анной Нетребко в заглавных партиях.
Борис ГРИГОРЬЕВ
"Жизнь без царя", "Жизнь за царя?", "Не за царя" - такими заголовками пестрели рецензии на спектакль. Ни одна из премьер сезона не вызвала таких споров и дискуссий - кто-то не принял спектакль Д. Чернякова, а кто-то назвал его лучшей российской оперной постановкой последнего десятилетия, но все сошлись в одном - Мариинка превратила "Жизнь за царя" в вещь глубоко личную и способную взять за живое.
Страсти вокруг спектакля объяснимы - еще бы, опера Глинки, в основе сюжета которой подвиг простого русского мужика Сусанина, спасшего царя и Россию, стала символом сначала русской, а потом и советской государственности. Финальный хор "Славься" в XIX веке вызывал слезы патриотического умиления, в XX после переделок С. Городецкого ему внимали участники партийных съездов. На протяжении почти столетия оперой открывался сезон Императорских Санкт-Петербургских театров, а потом и Кировского театра.
На первый план в спектакле выдвинуты ценности семьи, любви к ближнему, доброты и человечности. Что может быть актуальней сегодня?
В первом идиллическом действии поселяне медленно трудятся среди нежнейших пастельных тонов, на первом плане фрагмент комнаты Сусанина - стол, шкаф, дверь и даже люстра советского образца. В глубине сцены - снеговик, дерево, огромные белые птицы, колодец-журавль. Патриархальный быт семьи Сусанина и их окружения в первом акте противопоставлен акту второму, решенному в пафосной манере правительственных интерьеров. Здесь на сцене - люди в мехах и с мобильными телефонами, пляшущие курсанты и ученицы балетного училища, лебеди в кокошниках.
На открытии сезона будет петь премьерный состав - Сергей Алексашкин, Ольга Трифонова, Злата Булычева, Леонид Захожаев, за дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев, который вдохновенно и бережно ведет спектакль, подтверждая то, что составляет основу новой постановки, - человечность.
Балетный сезон Мариинки откроет 8 октября в балете "Лебединое озеро" Ульяна Лопаткина - балерина, которую критика и зрители единодушно провозгласили главным русским лебедем эпохи. В октябрьском балетном репертуаре выступят лучшие солисты балетной труппы - Юлия Махалина, Дарья Павленко, Майя Думченко, Наталья Сологуб, Игорь Зеленский и Фарух Рузиматов.
В октябре театр покажет все премьеры прошлого сезона. Сразу за "Жизнью" 12 октября прозвучит "Нос" Д. Шостаковича. Инфернальный свет, взвихренные музыкой мизансцены, заполошенные танцы и подтанцовки, клубящиеся тени, извивающиеся на экране, сумасшедший город и целый сонм чудаковатых, странных персонажей, увлеченных поисками носа некоего майора Ковалева, - таков этот спектакль режиссера Юрия Александрова. "Черная" комедия на гениальную музыку Шостаковича, в которой драйва и остроумных находок с лихвой хватит не на один музыкальный шедевр. Оркестр без устали устраивает фейерверки самых немыслимых тембров и звукосочетаний. Вокалисты (их почти 70, включая дворников, приживалок, полицейских) согласно замыслу композитора чихают, кашляют, визжат, кричат, говорят речитативы и регулярно выходят далеко за пределы своих "нормальных" вокалистских регистров.
Блестящие декорации Зиновия Марголина - опрокинутый петербургский двор-колодец, экран с разнообразным видеорядом, трубоподобная металлическая конструкция, съезжающие крыши домов, которые являют взорам то гигантскую шинель, то разношерстную публику. Важно и то, что Мариинка сейчас единственный театр в России, где идет эта опера Шостаковича.
А первая премьера нового сезона случится в конце декабря. Под новый год Мариинка предъявит "Царскую невесту" Н. Римского-Корсакова с блистательными Ольгой Бородиной и Анной Нетребко в заглавных партиях.
Борис ГРИГОРЬЕВ