Культура
ИНТОНАЦИИ СЦЕНЫ
12 октября
Из новинок ранней осени увлекают те, что вступают в живую перекличку со зрительным залом. Перекличка тогда живая, когда сцена обращается к залу доверительно, вербует зрителя в сообщники, делится с ним сокровенным и с ним заодно размышляет.
Не совсем привычным представлением открыл свой 249-й сезон Александринский театр. Шел торжественный вечер, посвященный Лермонтову и Мейерхольду, главным образом - второму, поставившему здесь "Маскарад" 90 лет назад. Для начала театр уступил игровую площадку гостям - актерам из Пензы, города, где Мейерхольд родился. Они показали монтаж отрывков из комедии Н. Эрдмана "Самоубийца", той самой, которую не дали ставить ни Мейерхольду, ни Станиславскому.
А затем развернулся и вовсе необычный для александринцев сюжет - монтажная череда документальных отрывков о перипетиях творчества Мейерхольда на этой сцене. Композицию составил Н. Шейко, постановщик спектакля.
Уходит занавес, и в центре сцены оживает... знаменитый портрет Б. Григорьева. Мастер, в цилиндре и фраке, изогнут в конвульсиях угловатых исканий. Причудливую, но на редкость живописную образность передает, точно вписавшись в натуральную раму, один из лидеров игры - В. Гвоздицкий, новая находка здешней труппы. Потом раму потихоньку уносят слуги просцениума, участники неброских перестановок на сцене, а актер в ряду коренных и ведущих мастеров включается в перекличку монтажа. Тут при намеренной статуарности чтецов (ведь звучат отрывки подлинных документов!) радуют внутренней наполненностью и чувством стиля актрисы Н. Панина, С. Смирнова, С. Шейченко, актеры Н. Буров, В. Лисецкий, Н. Мартон и тот же В. Гвоздицкий.
Результативен шаг театра к высокой эстраде - так подан монтаж. Взлет "чтецкого" искусства в пору упадка его жанров не подтолкнет ли эстраду на путь свежих поисков?..
Неподалеку от Александринки, в доме Кочневой на Фонтанке, обитает Пушкинский центр, заодно - надежное пристанище неприкаянной нашей литературной эстрады.
В сентябре Пушкинский центр показал три сказки Пушкина - снова монтаж? Без антракта сыграли "Сказку о попе и о работнике его Балде", "Сказку о золотом петушке", "Сказку о мертвой царевне". Спектакль создали добрые соседи опять же с Фонтанки, на сей раз - из БДТ: режиссер И. Стависский и актеры А. Аршинников, С. Мендельсон, А. Шварц. Выдумке тут нет конца-краю. Исполнители пляшут, поют, составляют оркестровые трио, движутся стремглав, наступая на публику в зале... Музыка звучит то бравая, то - изредка - заунывная. Молодые, одаренные, отлично тренированные актеры, выступая-наступая, словно бы намерены взять зрителей в плен не понарошку. Они извлекают предел возможного, сдвигая, переворачивая, опрокидывая легкую утварь, раскачивая ее, усаживаясь или укладываясь на ней. На месте не стоит никто и ничто. В скупости средств воздействия не упрекнешь... И все же, все же!..
Увлекшись чеканкой мастерства, здесь все больше теряют интонации пушкинской сказочности. Из отрывочного монтажа аттракционов исчезает доверительная лирика, мягкая, шутливая ироничность, - ну что тут скажешь!
Что если бы чуточку интимизировать интонацию зрелища?.. С оглядкой на задумчивые пушкинские волшебства...
Во многом успешную затею напоить лирикой чувств уличную буффонаду предприняли, рядом с умельцами из Большого драматического, и актеры Малого драматического.
Такой площадной комедией-примитивом, на грани кукольного театра, но для актеров-мастеров, разразился Федерико Гарсиа Лорка, написав свою "Любовь дона Перлимплина". Любовь эта наивна, несуразна и насквозь поэтична. Невинный старичок и до смешного вдохновенный поэт, встретив на склоне лет свою Белису, истекающую спелыми соками красотку, в первую брачную ночь мертвецки засыпает на супружеском ложе от полноты чувств, и заменить его спешат трое увивающихся тут кавалеров. Смешной и скверный анекдот дает толчок к парадоксальным последствиям...
Молодой актер Малого драматического О. Дмитриев взялся за сложную постановочную задачу, дебютируя здесь как режиссер. И - приблизился вплотную к полнозвучному решению.
Коварные пороги-ловушки действия актеры одолевают не без блеска, потому что едва ли возможное подано здесь с интонациями естественности - иначе-де и быть не могло... Это - итог напряженных поисков режиссера, выстроившего свободный монтаж лирических и уморительных эпизодов (режиссерский монтаж - владыка сегодняшней сцены!). Исполнители - активные соучастники поисков. Выделяются здесь В. Селезнев в заглавной роли, а с ним Н. Калинина - Белиса, Г. Филимонова - ее мать, Н. Акимова - Маркольфа. Много значило, как видно, и наставничество Л. Додина - под руководством шефа О. Дмитриев приобщался к режиссуре и у себя в театре, и в Театральной академии на Моховой, где на днях защитил диплом режиссера.
Среди привлекательных новинок сезона - "Два сердца" А. Образцова в театре "Остров", что на Каменноостровском проспекте. Театр продолжает линию встреч с драматургами Петербурга, начатую еще А. Володиным, продолженную В. Поповым и теперь - А. Образцовым...
Как сообщает афиша, спектакль создан "по пьесе" Образцова. То есть нам предлагают собственную версию пьесы, что стало таким нормальным у нас. Театр пьесу не исказил, просто освободил от иных, на его взгляд, излишеств. Скажем, убавил узнаваемость героини, популярной народной артистки, смягчил ее экстравагантность в интересах большей типизации образа и даже переименовал. Поставил спектакль А. Эдель, актрису играет премьерша труппы Т. Исаева, Лилю - К. Данилова, приглашенная из театра "Балтийский дом". Обе покоряют зал обаянием естественности. Биение двух сердец, легкие перебои и под конец остановка одного из них захватывают зал. Авторская интонация схвачена театром и тонко углублена.
...Словом, для начала сезона сделано уже немало. Да ведь и не все спектакли попали в зону нашего обзора...
Д. ЗОЛОТНИЦКИЙ
Не совсем привычным представлением открыл свой 249-й сезон Александринский театр. Шел торжественный вечер, посвященный Лермонтову и Мейерхольду, главным образом - второму, поставившему здесь "Маскарад" 90 лет назад. Для начала театр уступил игровую площадку гостям - актерам из Пензы, города, где Мейерхольд родился. Они показали монтаж отрывков из комедии Н. Эрдмана "Самоубийца", той самой, которую не дали ставить ни Мейерхольду, ни Станиславскому.
А затем развернулся и вовсе необычный для александринцев сюжет - монтажная череда документальных отрывков о перипетиях творчества Мейерхольда на этой сцене. Композицию составил Н. Шейко, постановщик спектакля.
Уходит занавес, и в центре сцены оживает... знаменитый портрет Б. Григорьева. Мастер, в цилиндре и фраке, изогнут в конвульсиях угловатых исканий. Причудливую, но на редкость живописную образность передает, точно вписавшись в натуральную раму, один из лидеров игры - В. Гвоздицкий, новая находка здешней труппы. Потом раму потихоньку уносят слуги просцениума, участники неброских перестановок на сцене, а актер в ряду коренных и ведущих мастеров включается в перекличку монтажа. Тут при намеренной статуарности чтецов (ведь звучат отрывки подлинных документов!) радуют внутренней наполненностью и чувством стиля актрисы Н. Панина, С. Смирнова, С. Шейченко, актеры Н. Буров, В. Лисецкий, Н. Мартон и тот же В. Гвоздицкий.
Результативен шаг театра к высокой эстраде - так подан монтаж. Взлет "чтецкого" искусства в пору упадка его жанров не подтолкнет ли эстраду на путь свежих поисков?..
Неподалеку от Александринки, в доме Кочневой на Фонтанке, обитает Пушкинский центр, заодно - надежное пристанище неприкаянной нашей литературной эстрады.
В сентябре Пушкинский центр показал три сказки Пушкина - снова монтаж? Без антракта сыграли "Сказку о попе и о работнике его Балде", "Сказку о золотом петушке", "Сказку о мертвой царевне". Спектакль создали добрые соседи опять же с Фонтанки, на сей раз - из БДТ: режиссер И. Стависский и актеры А. Аршинников, С. Мендельсон, А. Шварц. Выдумке тут нет конца-краю. Исполнители пляшут, поют, составляют оркестровые трио, движутся стремглав, наступая на публику в зале... Музыка звучит то бравая, то - изредка - заунывная. Молодые, одаренные, отлично тренированные актеры, выступая-наступая, словно бы намерены взять зрителей в плен не понарошку. Они извлекают предел возможного, сдвигая, переворачивая, опрокидывая легкую утварь, раскачивая ее, усаживаясь или укладываясь на ней. На месте не стоит никто и ничто. В скупости средств воздействия не упрекнешь... И все же, все же!..
Увлекшись чеканкой мастерства, здесь все больше теряют интонации пушкинской сказочности. Из отрывочного монтажа аттракционов исчезает доверительная лирика, мягкая, шутливая ироничность, - ну что тут скажешь!
Что если бы чуточку интимизировать интонацию зрелища?.. С оглядкой на задумчивые пушкинские волшебства...
Во многом успешную затею напоить лирикой чувств уличную буффонаду предприняли, рядом с умельцами из Большого драматического, и актеры Малого драматического.
Такой площадной комедией-примитивом, на грани кукольного театра, но для актеров-мастеров, разразился Федерико Гарсиа Лорка, написав свою "Любовь дона Перлимплина". Любовь эта наивна, несуразна и насквозь поэтична. Невинный старичок и до смешного вдохновенный поэт, встретив на склоне лет свою Белису, истекающую спелыми соками красотку, в первую брачную ночь мертвецки засыпает на супружеском ложе от полноты чувств, и заменить его спешат трое увивающихся тут кавалеров. Смешной и скверный анекдот дает толчок к парадоксальным последствиям...
Молодой актер Малого драматического О. Дмитриев взялся за сложную постановочную задачу, дебютируя здесь как режиссер. И - приблизился вплотную к полнозвучному решению.
Коварные пороги-ловушки действия актеры одолевают не без блеска, потому что едва ли возможное подано здесь с интонациями естественности - иначе-де и быть не могло... Это - итог напряженных поисков режиссера, выстроившего свободный монтаж лирических и уморительных эпизодов (режиссерский монтаж - владыка сегодняшней сцены!). Исполнители - активные соучастники поисков. Выделяются здесь В. Селезнев в заглавной роли, а с ним Н. Калинина - Белиса, Г. Филимонова - ее мать, Н. Акимова - Маркольфа. Много значило, как видно, и наставничество Л. Додина - под руководством шефа О. Дмитриев приобщался к режиссуре и у себя в театре, и в Театральной академии на Моховой, где на днях защитил диплом режиссера.
Среди привлекательных новинок сезона - "Два сердца" А. Образцова в театре "Остров", что на Каменноостровском проспекте. Театр продолжает линию встреч с драматургами Петербурга, начатую еще А. Володиным, продолженную В. Поповым и теперь - А. Образцовым...
Как сообщает афиша, спектакль создан "по пьесе" Образцова. То есть нам предлагают собственную версию пьесы, что стало таким нормальным у нас. Театр пьесу не исказил, просто освободил от иных, на его взгляд, излишеств. Скажем, убавил узнаваемость героини, популярной народной артистки, смягчил ее экстравагантность в интересах большей типизации образа и даже переименовал. Поставил спектакль А. Эдель, актрису играет премьерша труппы Т. Исаева, Лилю - К. Данилова, приглашенная из театра "Балтийский дом". Обе покоряют зал обаянием естественности. Биение двух сердец, легкие перебои и под конец остановка одного из них захватывают зал. Авторская интонация схвачена театром и тонко углублена.
...Словом, для начала сезона сделано уже немало. Да ведь и не все спектакли попали в зону нашего обзора...
Д. ЗОЛОТНИЦКИЙ