Экономика
ТОРГОВЛЯ-XXI
14 октября
Весь октябрь любой петербуржец (а также москвич или житель Екатеринбурга), оплативший с помощью пластиковоей карты Visa/Visa Electron покупку в магазине, ресторане или автозаправочной станции, получит небольшой подарок - часы-калькулятор, брелок или магнит. Кому повезет, тот выиграет и кое-что посолидней. Для этого надо не просто расплатиться картой Visa, но еще и сохранить документ, подтверждающий платеж, а также чек. Если вы не забудете все это обменять на скретч-карту на кассе или у персонала в центре выдачи призов, то удача будет на вашей стороне. В прошлом году счастье улыбнулось Ольге Гранитовой, принявшей участие в конкурсе держателей зарплатных карт Visa и ставшей обладательницей автомобиля "Форд-фокус".
Можно смело сказать, что Visa Electron семимильными шагами идет по стране (за четыре года с их появления в наших пределах количество карт переросло 12 млн, то есть каждый одиннадцатый россиянин пользуется их услугами), но есть одно маленькое "но". Рапорт о поразительных успехах пластиковых карт верен только в отношении той его части, где идет речь о снятии наличных через банкоматы, а вот практика пользования ими в многочисленных магазинах, кафе и обслуживающих центрах - назовем это все торгово-сервисными сетями - не приживается пока в нашем государстве.
По данным Промышленно-строительного банка, рынок эквайринга в Петербурге составляет 2,5 млрд долларов, но, как не без сожаления заметил зампредседателя правления банка Сергей Бочкарев, на наличные приходится 90-94 процента, а на торговлю и сервис - остальные 6-10 процентов. Хотя ПСБ владелец крупнейшей в нашем регионе сети банкоматов - только в Питере 274 (на каждой станции метро), - его не могут не настораживать столь скромные успехи Visa Electron в торговле и сервисе. Чтобы пластиковые карты стали по-настоящему платежным документом, ими надо расплачиваться всюду, где только возможно.
Пока получается плохо, и виной тому не только инерция покупателей - проще отсчитать по старинке наличные, чем с карточкой заморачиваться, - а нередко и явное нежелание продавцов иметь дело с безналом. Как заметил Павел Филимоненок, зампредседателя правления банка "Санкт-Петербург", неплохо бы, чтобы вид карточки вызывал у кассиров улыбку, а не плохо скрываемое раздражение. Пока же, по статистике, в среднем на каждую карточку по России приходится всего по две (!) покупки в год. Вот когда это число вырастет на порядок, тогда-то и можно будет говорить, что Visa Electron стала массовым платежным документом.
Сейчас практически во всех крупных магазинах и торговых центрах обеих столиц можно рассчитаться карточкой, по крайней мере, так утверждают представители банков - эмитентов Visa Electron, а в скором будущем такая возможность появится и у многочисленной армии покупателей "Пятерочки". Правда, даже в самом безумном сне не приснится озарившееся улыбкой лицо кассирши этого магазина при виде пластиковой карточки - но, кто знает, становятся же иногда сны реальностью.
Кстати, нежелание принимать к оплате карточки - не наша национальная особенность: во всех других странах процесс вживления в каждодневную торгово-сервисную жизнь карточек проходил далеко не гладко. Лу Наумовский, гендиректор представительства Visa в России, поделился своим опытом. В Корее (конечно же, Южной) в конце прошлого тысячелетия правительству пришлось припугнуть успешных торговцев введением дополнительного налога, если те не обзаведутся терминалами. А тем, кто проводил значительную часть закупок через карточки, снизили подоходный налог.
Мария НАЗАРОВА
Можно смело сказать, что Visa Electron семимильными шагами идет по стране (за четыре года с их появления в наших пределах количество карт переросло 12 млн, то есть каждый одиннадцатый россиянин пользуется их услугами), но есть одно маленькое "но". Рапорт о поразительных успехах пластиковых карт верен только в отношении той его части, где идет речь о снятии наличных через банкоматы, а вот практика пользования ими в многочисленных магазинах, кафе и обслуживающих центрах - назовем это все торгово-сервисными сетями - не приживается пока в нашем государстве.
По данным Промышленно-строительного банка, рынок эквайринга в Петербурге составляет 2,5 млрд долларов, но, как не без сожаления заметил зампредседателя правления банка Сергей Бочкарев, на наличные приходится 90-94 процента, а на торговлю и сервис - остальные 6-10 процентов. Хотя ПСБ владелец крупнейшей в нашем регионе сети банкоматов - только в Питере 274 (на каждой станции метро), - его не могут не настораживать столь скромные успехи Visa Electron в торговле и сервисе. Чтобы пластиковые карты стали по-настоящему платежным документом, ими надо расплачиваться всюду, где только возможно.
Пока получается плохо, и виной тому не только инерция покупателей - проще отсчитать по старинке наличные, чем с карточкой заморачиваться, - а нередко и явное нежелание продавцов иметь дело с безналом. Как заметил Павел Филимоненок, зампредседателя правления банка "Санкт-Петербург", неплохо бы, чтобы вид карточки вызывал у кассиров улыбку, а не плохо скрываемое раздражение. Пока же, по статистике, в среднем на каждую карточку по России приходится всего по две (!) покупки в год. Вот когда это число вырастет на порядок, тогда-то и можно будет говорить, что Visa Electron стала массовым платежным документом.
Сейчас практически во всех крупных магазинах и торговых центрах обеих столиц можно рассчитаться карточкой, по крайней мере, так утверждают представители банков - эмитентов Visa Electron, а в скором будущем такая возможность появится и у многочисленной армии покупателей "Пятерочки". Правда, даже в самом безумном сне не приснится озарившееся улыбкой лицо кассирши этого магазина при виде пластиковой карточки - но, кто знает, становятся же иногда сны реальностью.
Кстати, нежелание принимать к оплате карточки - не наша национальная особенность: во всех других странах процесс вживления в каждодневную торгово-сервисную жизнь карточек проходил далеко не гладко. Лу Наумовский, гендиректор представительства Visa в России, поделился своим опытом. В Корее (конечно же, Южной) в конце прошлого тысячелетия правительству пришлось припугнуть успешных торговцев введением дополнительного налога, если те не обзаведутся терминалами. А тем, кто проводил значительную часть закупок через карточки, снизили подоходный налог.
Мария НАЗАРОВА