Культура
СЕРГЕЙ НЕКРАСОВ: СТАРЕЙШИЙ ПУШКИНСКИЙ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
15 октября
Сам по себе вопрос о пушкинском музее ставился не раз. В 1861 году, в год 50-летия лицея, там были установлены бюсты Пушкина и Горчакова, самых известных лицеистов. Потом повесили портреты первых директоров лицея. Но еще до этого, в марте 1851 года был подарен первый экспонат для будущего музея - автограф стихотворения Пушкина "19 октября 1825 года". Подарил его Яковлев, соученик Пушкина. Он считался негласным лицейским старостой и хранителем лицейской истории, собирал документы, материалы. Понимал, какую ценность дарит, поэтому заказал большой красивый футляр - публика увидит его на юбилейной выставке, которую мы откроем здесь, на Мойке, 12. Постепенно и семья Пушкина стала все больше и больше передавать вещей, связанных с поэтом. Потом и члены императорской фамилии внесли свой вклад. Например, знаменитую картину Наумова "Пушкин на дуэли с Дантесом" великий князь Николай Михайлович специально купил для экспозиции. Так что само открытие музея произошло как бы совершенно естественно - это было устремлением общества. Открытие состоялось в лицейский день, в год 80-летия Пушкина...
- Но ведь это было только началом?..
- Конечно. Собственно, нынешний Всероссийский музей Пушкина прошел три основных эпохи. Первая - лицейская. От основания до 1917 года, когда отряд революционных красноармейцев был размещен на постой в здании Императорского лицея. Они там хорошо погуляли. Были разбиты витрины, исчезли ценные музейные вещи, в том числе знаменитый перстень-талисман, который графиня Воронцова подарила Пушкину. Солдаты очень гордились, что им досталась пуля в золотой обертке, такой брелок. Та пуля, которой, по преданию, был смертельно ранен Пушкин. Тут стало ясно, что музей необходимо срочно спасать от полного разграбления. Это можно было сделать только с помощью организации, которая поддерживалась всеми властями. Такой организацией являлась Академия наук. Тем более что в 1905 году под эгидой Академии наук был создан памятник Пушкину в виде архивного научного учреждения, получившего название Пушкинского Дома. И естественно, что тогда, в 1917 году, было принято единственно правильное решение - объединить вокруг Академии наук все то, что относилось к Пушкину. Этот период до 1953 года можно назвать академическим. Он был очень плодотворным. В 1927 году открылся Музей-квартира Пушкина на Мойке, 12. Вскоре после войны в 1949 году возник Музей-лицей в Царском Селе. То есть это был такой внушительный научно-музейный комплекс.
Но позже стало ясно, что музейная составляющая этого комплекса существовала не на равных с научной, и их решили разделить. В 1953 году музейные экспозиции были выведены из состава Академии наук и превратились во Всесоюзный музей Пушкина, включавший в себя Музей-квартиру на Мойке, Лицей, Пушкинский заповедник в Михайловском, Музей-квартиру Некрасова, открытую в 1946 году. И вот в таком виде, исключая комплекс в Михайловском, который через год обрел самостоятельность, перечисленные музеи и составляют теперь уже Всероссийский музей Пушкина. Честно говоря, не знаю, как назвать этот нынешний период. Поскольку теперь мы подчинены Министерству культуры, может быть, минкультовский? Правда, не слишком благозвучно после лицейского и академического... Но как ни назови, именно этим трем этапам будет посвящена та выставка, которую мы откроем 20 октября в связи с 125-летием Музея Пушкина.
- А кроме выставки, что еще войдет в юбилейную декаду?
- Торжества начнутся 17 октября с лицейского бала. Он будет проходить в Большом зале Царскосельского лицея. Гостями на балу станут в основном дети, старшеклассники, поскольку этот бал не просто светское развлечение, а в какой-то мере еще и итог работы нашего отдела музейной педагогики. 18 октября, на следующий день, состоится вручение Царскосельской премии. Церемония пройдет вечером, а день заполнится научной конференцией. Она называется "Старейший в России". Завершится 20 октября круглым столом здесь, на Мойке, 12. В сам лицейский день 19 октября откроем выставку рисунков лицеистов, в основном пушкинского круга.
- Теперь давайте поговорим о музее, который тоже входит в орбиту пушкинских экспозиций, но открыт был совсем недавно, к 300-летию Петербурга. Я имею в виду Музей Державина и русской словесности его времени на Фонтанке... Когда он открылся, о нем много писали и говорили, а что теперь, по прошествии года, как к нему относится публика? Ведь если вдуматься, это музей не прошлого и не позапрошлого, а позапозапрошлого века. Мы летаем к Марсу, пишем на компьютере, а тут высокий одический штиль поэзии ХVIII века...
- Этот музей публика посещает очень охотно. В том числе и иностранцы. И самое поразительное, что все говорят о том, что нет впечатления "новодела". Хотя музей совершенно новый. Правда, есть подлинные стены ХVIII века, есть портреты Державина и другие вещи той эпохи. Совсем недавно там закончилась конференция, посвященная энциклопедизму от эпохи Просвещения до эпохи интернета. То есть время от ХVIII века и до ХХI века мы показываем как единый поток, где есть свои ярчайшие достижения, гениальные прозрения, связанные, скажем, с именем того же Пушкина. Речь идет о едином контексте русской литературы. Кроме того, Музей Державина - очень петербургский музей, ведь вся русская литература послепетровских времен интенсивней всего развивалась именно в Петербурге.
Да, конечно, вы правы - язык той поэзии архаичен. Он был архаичен даже для Пушкина, что уж говорить о нас. И проблематика стихов предшественников Пушкина от нас, вроде бы, на огромном расстоянии. Но с другой стороны, есть и удивительные точки соприкосновения. Вот взять хотя бы тот же энциклопедизм. Он был характерной чертой человека эпохи Просвещения, который подчас занимался сразу несколькими делами. Нам это крайне импонирует сегодня. Начинаешь заниматься XIII веком и открываешь для себя удивительные вещи. Ну, вот, скажем, басни Сумарокова. Разве это можно назвать архаичным? - "Танцовщик, ты богат/Профессор, ты убог/Известно, голова в почете меньше ног". Или державинское: "Осел останется ослом, хоть и осыпь его звездами/Где должно действовать умом, он только хлопает ушами". Надо просто хотеть и уметь эти жемчужины поэзии XVIII века донести до современника.
Есть еще и традиции той эпохи, которые мы можем оживить сегодня. Например, в доме Державина был большой зал, где, начиная с 1811 года, собирались члены Общества любителей русского слова. Сегодня этот зал тоже не пустует. Там собираются писатели, ученые-русисты, спорят о путях языка и литературы. Восстановили мы и театр, который существовал здесь при Державине. Уже есть интересные предложения от актеров - участники когда-то очень популярного спектакля БДТ "Бедная Лиза" по повести Карамзина предлагают его возобновить...
- На протяжении всей истории Музея-квартиры Пушкина на Мойке там была замечательная атмосфера благодаря необычайно интересным, творческим людям, которые в нем работали. А нынешние хранители пушкинского очага, расскажите немного о них...
- О них можно рассказывать часами. Вот Марина Витальевна Бокариус. Работает на Мойке, 12, более 40 лет. Благодаря ее подвижническому труду собрана потрясающая библиотека. Все прижизненные издания Пушкина, редчайшие издания ХVIII века. Она замечательно умеет работать с коллекционерами, которые дарили нам много книг из своих собраний. Мало того, что здесь всегда работали блестящие специалисты, настоящие знатоки и эрудиты, но некоторые из них еще и просто ярко талантливые люди. Вот Татьяна Александровна Калинина, которую сюда, на Мойку, совсем еще юной начинающей поэтессой привел поэт Павел Антокольский. Теперь она сама маститый, яркий поэт, на стихи которого пишут музыку Андрей Петров, Сергей Баневич и другие известные питерские композиторы. При этом она великолепный музейный экспозиционер, обладающий точным глазом, историческим чутьем и вкусом к уникальным экспонатам. Тамара Симоновна Мишина, известная еще и как поэт Тамара Быковская. Она заведует отделом "Пушкин и современность". Благодаря ей состоялись замечательные выставки питерских художников в пушкинских музеях.
- Мне приходилось слышать от пушкинистов, что следование за Пушкиным часто приводит к каким-то неожиданным, удивительным результатам, случаям, событиям. Что Пушкин каким-то образом, иногда, похоже, что мистическим, соприкасается с нашей жизнью. Вам приходилось испытывать нечто подобное?
- Конечно. Ну, начнем не с мистических, а вполне объяснимых вещей. Каждый знает, что поэзию Пушкина в разные годы жизни воспринимаешь по-разному. Господи, думаешь, как же я раньше этого не заметил, это ведь гениально... А бывают и действительно мистические вещи. Когда Горбачев ездил во Францию, ему Миттеран подарил дуэльные пистолеты Пушкина и Дантеса. Эти пистолеты привезли к нам в музей. Сразу же в "Вечернем Петербурге" появилась заметка "Только не реликвия". Заметка о том, что нельзя в доме погибшего демонстрировать оружие, из которого он был убит. Тем не менее, получив эти пистолеты, мы организовали экспозицию, в центре большого зала поставили стол, на него положили эти пистолеты под колпаком, повесили портреты участников дуэли, и в тот же день в зале рухнул потолок. Конечно, оказалось, что были протечки, потолок набух от воды, но сам факт подействовал на всех сильно, сотрудники ходили и косились на это роковое оружие.
Потомки Пушкина, когда приезжают к нам из-за рубежа, тоже стараются порадовать нас. Одна из праправнучек Пушкина вспомнила, что у нее есть дома какой-то старинный роман на немецком языке, но, кажется, из русской жизни. Вернувшись домой, она стала внимательно читать этот роман и обнаружила, что в нем очень подробно описана жизнь ее прабабки Наталии Александровны Пушкиной, младшей дочери поэта. Она сочла, что дочь Пушкина и была автором этого романа. Сегодня уже закончен перевод этого романа, и он вышел на русском языке. Нет стопроцентной уверенности, что автор романа - дочь Пушкина, но дело в том, что там описан круг русско-европейской аристократии, к которому графиня фон Меренберг, Наталья Александровна Пушкина, принадлежала. Там очень подробно описана ее жизнь, отношения с окружающими. Так что даже если это написала не сама дочь Пушкина, то кто-то из этого чрезвычайно узкого круга.
- В последнее время какие-то находки, экспонаты, связанные с Пушкиным, еще продолжают появляться?
- Ну, что считать последним временем...
- Скажем, в последнее десятилетие...
- Например, в 80-е годы мы получили часы с гербом рода Пушкиных. Они принадлежали деду Александра Сергеевича, Льву Пушкину. Умирая, тот подарил эти часы Василию Пушкину, от Василия Львовича они перешли к его ближайшим родственникам. Но только в конце ХХ века часы попали в музейные залы. Правнучка Пушкина Наталья Сергеевна Шепелева довольно давно, в 50-е годы, передала в музей знаменитый браслет, который Сергей Львович подарил Наталье Николаевне. А потом Наталья Сергеевна рассталась с еще несколькими раритетами. Это и флакончик из-под духов, которыми пользовалась Мария Александровна, старшая дочь Пушкина, и табакерка, из которой Пушкин нюхал табак, когда приходил в лавку одного московского купца. Подносили ему серебряную табакерку. А в начале XX века правнучка Пушкина Наталья Шепелева и правнучка того самого купца учились в одной гимназии. И одна другой рассказала, что у них в семье хранится такой раритет. И отдала табакерку Наталье Сергеевне.
Александр УРЕС
- Но ведь это было только началом?..
- Конечно. Собственно, нынешний Всероссийский музей Пушкина прошел три основных эпохи. Первая - лицейская. От основания до 1917 года, когда отряд революционных красноармейцев был размещен на постой в здании Императорского лицея. Они там хорошо погуляли. Были разбиты витрины, исчезли ценные музейные вещи, в том числе знаменитый перстень-талисман, который графиня Воронцова подарила Пушкину. Солдаты очень гордились, что им досталась пуля в золотой обертке, такой брелок. Та пуля, которой, по преданию, был смертельно ранен Пушкин. Тут стало ясно, что музей необходимо срочно спасать от полного разграбления. Это можно было сделать только с помощью организации, которая поддерживалась всеми властями. Такой организацией являлась Академия наук. Тем более что в 1905 году под эгидой Академии наук был создан памятник Пушкину в виде архивного научного учреждения, получившего название Пушкинского Дома. И естественно, что тогда, в 1917 году, было принято единственно правильное решение - объединить вокруг Академии наук все то, что относилось к Пушкину. Этот период до 1953 года можно назвать академическим. Он был очень плодотворным. В 1927 году открылся Музей-квартира Пушкина на Мойке, 12. Вскоре после войны в 1949 году возник Музей-лицей в Царском Селе. То есть это был такой внушительный научно-музейный комплекс.
Но позже стало ясно, что музейная составляющая этого комплекса существовала не на равных с научной, и их решили разделить. В 1953 году музейные экспозиции были выведены из состава Академии наук и превратились во Всесоюзный музей Пушкина, включавший в себя Музей-квартиру на Мойке, Лицей, Пушкинский заповедник в Михайловском, Музей-квартиру Некрасова, открытую в 1946 году. И вот в таком виде, исключая комплекс в Михайловском, который через год обрел самостоятельность, перечисленные музеи и составляют теперь уже Всероссийский музей Пушкина. Честно говоря, не знаю, как назвать этот нынешний период. Поскольку теперь мы подчинены Министерству культуры, может быть, минкультовский? Правда, не слишком благозвучно после лицейского и академического... Но как ни назови, именно этим трем этапам будет посвящена та выставка, которую мы откроем 20 октября в связи с 125-летием Музея Пушкина.
- А кроме выставки, что еще войдет в юбилейную декаду?
- Торжества начнутся 17 октября с лицейского бала. Он будет проходить в Большом зале Царскосельского лицея. Гостями на балу станут в основном дети, старшеклассники, поскольку этот бал не просто светское развлечение, а в какой-то мере еще и итог работы нашего отдела музейной педагогики. 18 октября, на следующий день, состоится вручение Царскосельской премии. Церемония пройдет вечером, а день заполнится научной конференцией. Она называется "Старейший в России". Завершится 20 октября круглым столом здесь, на Мойке, 12. В сам лицейский день 19 октября откроем выставку рисунков лицеистов, в основном пушкинского круга.
- Теперь давайте поговорим о музее, который тоже входит в орбиту пушкинских экспозиций, но открыт был совсем недавно, к 300-летию Петербурга. Я имею в виду Музей Державина и русской словесности его времени на Фонтанке... Когда он открылся, о нем много писали и говорили, а что теперь, по прошествии года, как к нему относится публика? Ведь если вдуматься, это музей не прошлого и не позапрошлого, а позапозапрошлого века. Мы летаем к Марсу, пишем на компьютере, а тут высокий одический штиль поэзии ХVIII века...
- Этот музей публика посещает очень охотно. В том числе и иностранцы. И самое поразительное, что все говорят о том, что нет впечатления "новодела". Хотя музей совершенно новый. Правда, есть подлинные стены ХVIII века, есть портреты Державина и другие вещи той эпохи. Совсем недавно там закончилась конференция, посвященная энциклопедизму от эпохи Просвещения до эпохи интернета. То есть время от ХVIII века и до ХХI века мы показываем как единый поток, где есть свои ярчайшие достижения, гениальные прозрения, связанные, скажем, с именем того же Пушкина. Речь идет о едином контексте русской литературы. Кроме того, Музей Державина - очень петербургский музей, ведь вся русская литература послепетровских времен интенсивней всего развивалась именно в Петербурге.
Да, конечно, вы правы - язык той поэзии архаичен. Он был архаичен даже для Пушкина, что уж говорить о нас. И проблематика стихов предшественников Пушкина от нас, вроде бы, на огромном расстоянии. Но с другой стороны, есть и удивительные точки соприкосновения. Вот взять хотя бы тот же энциклопедизм. Он был характерной чертой человека эпохи Просвещения, который подчас занимался сразу несколькими делами. Нам это крайне импонирует сегодня. Начинаешь заниматься XIII веком и открываешь для себя удивительные вещи. Ну, вот, скажем, басни Сумарокова. Разве это можно назвать архаичным? - "Танцовщик, ты богат/Профессор, ты убог/Известно, голова в почете меньше ног". Или державинское: "Осел останется ослом, хоть и осыпь его звездами/Где должно действовать умом, он только хлопает ушами". Надо просто хотеть и уметь эти жемчужины поэзии XVIII века донести до современника.
Есть еще и традиции той эпохи, которые мы можем оживить сегодня. Например, в доме Державина был большой зал, где, начиная с 1811 года, собирались члены Общества любителей русского слова. Сегодня этот зал тоже не пустует. Там собираются писатели, ученые-русисты, спорят о путях языка и литературы. Восстановили мы и театр, который существовал здесь при Державине. Уже есть интересные предложения от актеров - участники когда-то очень популярного спектакля БДТ "Бедная Лиза" по повести Карамзина предлагают его возобновить...
- На протяжении всей истории Музея-квартиры Пушкина на Мойке там была замечательная атмосфера благодаря необычайно интересным, творческим людям, которые в нем работали. А нынешние хранители пушкинского очага, расскажите немного о них...
- О них можно рассказывать часами. Вот Марина Витальевна Бокариус. Работает на Мойке, 12, более 40 лет. Благодаря ее подвижническому труду собрана потрясающая библиотека. Все прижизненные издания Пушкина, редчайшие издания ХVIII века. Она замечательно умеет работать с коллекционерами, которые дарили нам много книг из своих собраний. Мало того, что здесь всегда работали блестящие специалисты, настоящие знатоки и эрудиты, но некоторые из них еще и просто ярко талантливые люди. Вот Татьяна Александровна Калинина, которую сюда, на Мойку, совсем еще юной начинающей поэтессой привел поэт Павел Антокольский. Теперь она сама маститый, яркий поэт, на стихи которого пишут музыку Андрей Петров, Сергей Баневич и другие известные питерские композиторы. При этом она великолепный музейный экспозиционер, обладающий точным глазом, историческим чутьем и вкусом к уникальным экспонатам. Тамара Симоновна Мишина, известная еще и как поэт Тамара Быковская. Она заведует отделом "Пушкин и современность". Благодаря ей состоялись замечательные выставки питерских художников в пушкинских музеях.
- Мне приходилось слышать от пушкинистов, что следование за Пушкиным часто приводит к каким-то неожиданным, удивительным результатам, случаям, событиям. Что Пушкин каким-то образом, иногда, похоже, что мистическим, соприкасается с нашей жизнью. Вам приходилось испытывать нечто подобное?
- Конечно. Ну, начнем не с мистических, а вполне объяснимых вещей. Каждый знает, что поэзию Пушкина в разные годы жизни воспринимаешь по-разному. Господи, думаешь, как же я раньше этого не заметил, это ведь гениально... А бывают и действительно мистические вещи. Когда Горбачев ездил во Францию, ему Миттеран подарил дуэльные пистолеты Пушкина и Дантеса. Эти пистолеты привезли к нам в музей. Сразу же в "Вечернем Петербурге" появилась заметка "Только не реликвия". Заметка о том, что нельзя в доме погибшего демонстрировать оружие, из которого он был убит. Тем не менее, получив эти пистолеты, мы организовали экспозицию, в центре большого зала поставили стол, на него положили эти пистолеты под колпаком, повесили портреты участников дуэли, и в тот же день в зале рухнул потолок. Конечно, оказалось, что были протечки, потолок набух от воды, но сам факт подействовал на всех сильно, сотрудники ходили и косились на это роковое оружие.
Потомки Пушкина, когда приезжают к нам из-за рубежа, тоже стараются порадовать нас. Одна из праправнучек Пушкина вспомнила, что у нее есть дома какой-то старинный роман на немецком языке, но, кажется, из русской жизни. Вернувшись домой, она стала внимательно читать этот роман и обнаружила, что в нем очень подробно описана жизнь ее прабабки Наталии Александровны Пушкиной, младшей дочери поэта. Она сочла, что дочь Пушкина и была автором этого романа. Сегодня уже закончен перевод этого романа, и он вышел на русском языке. Нет стопроцентной уверенности, что автор романа - дочь Пушкина, но дело в том, что там описан круг русско-европейской аристократии, к которому графиня фон Меренберг, Наталья Александровна Пушкина, принадлежала. Там очень подробно описана ее жизнь, отношения с окружающими. Так что даже если это написала не сама дочь Пушкина, то кто-то из этого чрезвычайно узкого круга.
- В последнее время какие-то находки, экспонаты, связанные с Пушкиным, еще продолжают появляться?
- Ну, что считать последним временем...
- Скажем, в последнее десятилетие...
- Например, в 80-е годы мы получили часы с гербом рода Пушкиных. Они принадлежали деду Александра Сергеевича, Льву Пушкину. Умирая, тот подарил эти часы Василию Пушкину, от Василия Львовича они перешли к его ближайшим родственникам. Но только в конце ХХ века часы попали в музейные залы. Правнучка Пушкина Наталья Сергеевна Шепелева довольно давно, в 50-е годы, передала в музей знаменитый браслет, который Сергей Львович подарил Наталье Николаевне. А потом Наталья Сергеевна рассталась с еще несколькими раритетами. Это и флакончик из-под духов, которыми пользовалась Мария Александровна, старшая дочь Пушкина, и табакерка, из которой Пушкин нюхал табак, когда приходил в лавку одного московского купца. Подносили ему серебряную табакерку. А в начале XX века правнучка Пушкина Наталья Шепелева и правнучка того самого купца учились в одной гимназии. И одна другой рассказала, что у них в семье хранится такой раритет. И отдала табакерку Наталье Сергеевне.
Александр УРЕС