Культура
ПРЕМИЯ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
20 октября
Понедельник, как известно, - день тяжелый, особенно если надо сделать выбор: в Петербурге в этот день вручали две премии - Царскосельскую и "Софит". Обе награды художественные, выдаются за творческий вклад в развитие нашей культуры, за талант, мастерство, за народную любовь. Сомнения вмиг развеялись. Конечно, туда, в парк, где осень обронила золотую шаль. В Царское Село! К тому же и цифра, указанная в информационном листе, очень привлекательна - премии исполняется 13 лет. Многие творческие личности к этому числу относятся с большой опаской.
То ли сыграло суеверие, то ли подвела спешка на театральную премию "Софит" или просто руки заняты конвертами, подарками да цветами, но только трудно оказалось удержать Кириллу Лаврову еще и статуэтку, символизирующую Царскосельскую премию. Ничего страшного, успокоили организаторы, в зале авторы скульптуры, они все починят.
На этом случае закончилась игра темных сил, и дальше торжественная церемония шла своей обычной чередой: лауреаты прежних лет, следуя традиции, представляли лауреатов нынешних. И те, и другие - люди знаменитые, их имена известны, а талант давно признан. Но среди мастеров были и дебютанты. Один из них - Станислав Ландграф. Впервые за свои шестьдесят пять лет он получил премию не за актерское мастерство, а за книгу "Что дальше, лорды? Дальше?.." Автор в этих литературных опытах сохранил для нас воспоминания о спектаклях, которые ушли из театрального репертуара, которых, увы, зритель больше не увидит. "Мастер не своего дела" - теперь так иронично называет себя народный артист России.
Тихий голос благодарности за награду был услышан из уст молодого поэта Екатерины Файн.
"Приятно быть поэтом местного, Царскосельского значения" - так сказал, но уже о себе, Александр Кушнер, которому премиальную статуэтку вручил Яков Гордин. Редактор петербургского журнала "Звезда" напомнил, что в начале 1960-х годов, когда формировался новый пласт литературы, в Петербурге было четыре видных поэта: Глеб Горбовский - с постесенинской лихостью, Виктор Соснора - с древнерусской воинственностью, Иосиф Бродский - с романтическим надрывом и Александр Кушнер - со спокойной "железной поступью". А для спокойствия требуется немалое мужество, поэтическое и человеческое.
Еще один актер, награжденный за литературный труд, Иван Краско представлял публике нового лауреата - Наталью Иванову за книгу, посвященную Борису Пастернаку. Московский критик считает, что в Петербурге необыкновенно тесное переплетение литературных и человеческих судеб. А премия для нее - стимул разобраться в этом напряжении и диалоге, в высокой драматургии, которая никогда не кончается. Новый виток этой драматургии - диалог Петербург - Москва.
Блистательная, феерическая Лия Ахеджакова призналась, что всю долгую жизнь в театре ее сопровождала изумительная литература драматурга Николая Коляды: "Спасибо, Коля, ты кормил всю театральную провинцию, всю Россию, русских актеров, которые нищенствовали в трудное и трагическое время перехода от социализма к капитализму". Вручить премию - дело не трудное, но актриса призвала все силы меценатские и скульпторские для воздвижения памятника полосатой сумке челнока, которая спасла, видимо, как и драматургия Коляды, многих нищих интеллигентов России. Зал рукоплескал.
После такого пылкого выступления окунуть публику в лирические воспоминания помог другой лауреат - Геннадий Бойко, исполнив романс "Я помню чудное мгновенье".
Дивное и торжественное мгновенье, открыто признаваясь, испытал Кшиштоф Занусси, который нашел сердечные слова благодарности русской культуре. Польский кинорежиссер сейчас особенно внимательно, с большим интересом присматривается к жизни в России - скоро здесь он будет снимать фильм "Время умирать".
Какое бы название для следующей номинации ни придумывали учредители, всем ясно, что Инна Чурикова получила премию за любовь! Любовь - самая большая награда и самый великий труд. Другая женщина, Анна Ахматова, внесла трагические мотивы в лирику любви, и в память о ней актриса читала любимые строки стихов. И вдруг - пауза... молчание... Чурикова, как фигурку мадонны, сжимает статуэтку Ахматовой, вспоминая знакомые слова. Эта напряженная тишина, рожденная трепетом и волнением, стала наградой всем, кто ее слышал, всем, кто дышал когда-то волшебным воздухом Царского Села, воспоминанием о том поэте, что вприпрыжку сбегал по ступеням лицея в дворцовый парк.
Людмила ВОЛКОВА
То ли сыграло суеверие, то ли подвела спешка на театральную премию "Софит" или просто руки заняты конвертами, подарками да цветами, но только трудно оказалось удержать Кириллу Лаврову еще и статуэтку, символизирующую Царскосельскую премию. Ничего страшного, успокоили организаторы, в зале авторы скульптуры, они все починят.
На этом случае закончилась игра темных сил, и дальше торжественная церемония шла своей обычной чередой: лауреаты прежних лет, следуя традиции, представляли лауреатов нынешних. И те, и другие - люди знаменитые, их имена известны, а талант давно признан. Но среди мастеров были и дебютанты. Один из них - Станислав Ландграф. Впервые за свои шестьдесят пять лет он получил премию не за актерское мастерство, а за книгу "Что дальше, лорды? Дальше?.." Автор в этих литературных опытах сохранил для нас воспоминания о спектаклях, которые ушли из театрального репертуара, которых, увы, зритель больше не увидит. "Мастер не своего дела" - теперь так иронично называет себя народный артист России.
Тихий голос благодарности за награду был услышан из уст молодого поэта Екатерины Файн.
"Приятно быть поэтом местного, Царскосельского значения" - так сказал, но уже о себе, Александр Кушнер, которому премиальную статуэтку вручил Яков Гордин. Редактор петербургского журнала "Звезда" напомнил, что в начале 1960-х годов, когда формировался новый пласт литературы, в Петербурге было четыре видных поэта: Глеб Горбовский - с постесенинской лихостью, Виктор Соснора - с древнерусской воинственностью, Иосиф Бродский - с романтическим надрывом и Александр Кушнер - со спокойной "железной поступью". А для спокойствия требуется немалое мужество, поэтическое и человеческое.
Еще один актер, награжденный за литературный труд, Иван Краско представлял публике нового лауреата - Наталью Иванову за книгу, посвященную Борису Пастернаку. Московский критик считает, что в Петербурге необыкновенно тесное переплетение литературных и человеческих судеб. А премия для нее - стимул разобраться в этом напряжении и диалоге, в высокой драматургии, которая никогда не кончается. Новый виток этой драматургии - диалог Петербург - Москва.
Блистательная, феерическая Лия Ахеджакова призналась, что всю долгую жизнь в театре ее сопровождала изумительная литература драматурга Николая Коляды: "Спасибо, Коля, ты кормил всю театральную провинцию, всю Россию, русских актеров, которые нищенствовали в трудное и трагическое время перехода от социализма к капитализму". Вручить премию - дело не трудное, но актриса призвала все силы меценатские и скульпторские для воздвижения памятника полосатой сумке челнока, которая спасла, видимо, как и драматургия Коляды, многих нищих интеллигентов России. Зал рукоплескал.
После такого пылкого выступления окунуть публику в лирические воспоминания помог другой лауреат - Геннадий Бойко, исполнив романс "Я помню чудное мгновенье".
Дивное и торжественное мгновенье, открыто признаваясь, испытал Кшиштоф Занусси, который нашел сердечные слова благодарности русской культуре. Польский кинорежиссер сейчас особенно внимательно, с большим интересом присматривается к жизни в России - скоро здесь он будет снимать фильм "Время умирать".
Какое бы название для следующей номинации ни придумывали учредители, всем ясно, что Инна Чурикова получила премию за любовь! Любовь - самая большая награда и самый великий труд. Другая женщина, Анна Ахматова, внесла трагические мотивы в лирику любви, и в память о ней актриса читала любимые строки стихов. И вдруг - пауза... молчание... Чурикова, как фигурку мадонны, сжимает статуэтку Ахматовой, вспоминая знакомые слова. Эта напряженная тишина, рожденная трепетом и волнением, стала наградой всем, кто ее слышал, всем, кто дышал когда-то волшебным воздухом Царского Села, воспоминанием о том поэте, что вприпрыжку сбегал по ступеням лицея в дворцовый парк.
Людмила ВОЛКОВА