Культура
КАК МУР "ДОСТАЛ" БУША
21 октября
"911 по Фаренгейту" - так называется документальная картина Майкла Мура, которую мы отныне cможем увидеть и в России. Хотя она и посвящена такой абсолютно нероссийской политической фигуре, как ныне действующий президент США Джордж Буш-младший. Название фильма требует объяснения. 911 - это ныне принятое во всем мире обозначение событий 11 сентября 2001 года в США. Второй смысл цифрового кода - номер "телефона спасения". Фамилия физика Фаренгейта в сочетании с цифрами должна наталкивать, по версии режиссера, на ассоциации с известным романом Рэя Бредбери "451 градус по Фаренгейту", впервые вышедшим в свет около сорока лет назад и живописующим ужасы интеллектуальной диктатуры в недалеком будущем. Таким образом, уже на уровне названия Мур заложил многозначность смысловых трактовок собственного экранного творения. И когда начинаешь смотреть фильм, то поневоле ожидаешь продолжения игры ума и визуальной изобретательности. Но, будучи американцем, Майкл Мур был счастливо избавлен от многозначности, создав антибушевский памфлет, в котором камня на камне не оставил от имиджа нынешнего главы Белого дома.
Слава скандалиста шествует по пятам за режиссером с оскаровской церемонии 2003 года, когда Мур, получая золотую статуэтку, энергично, не стесняясь в выражениях, протестовал против начавшейся интервенции в Ирак, публично обвиняя Буша в подтасовке итогов президентских выборов 2000 года (к чему, следует признать, у него были веские основания). Кстати, "Оскара" Майкл Мур получил за пафосный документальный фильм "Боулинг для Колумбайна", исследующий проблемы жестокости и насилия в современной американской жизни. Острый критический взгляд, характерный для этой картины Мура, срезонировал с очевидными просчетами и ошибками администрации Буша на протяжении всего срока его правления. Порою кажется, что Буш-младший будто специально "подставляется" под критику оппонентов тем, как ведет себя и как и что говорит публично. Мур не преминул воспользоваться увиденным и услышанным. Так появился его фильм "911 по Фаренгейту", ставший одной из самых громких сенсаций в мире десятой музы в нынешнем году.
Политический контекст выхода фильма нынче более чем благоприятен, так как 2004 год - год выборов президента США. Художественный контекст для картины Мура также оказался удачным, когда ее включили в главный конкурс самого престижного международного кинофестиваля - Каннского. А вот дальше случилось то, чего никто, даже сам Мур, видимо, не ожидал. Жюри под предводительством экс-радикала кино Квентина Тарантино присудило "Фаренгейту" "Золотую пальмовую ветвь". Скандал грянул такой силы, что жюри пришлось на специально созванной пресс-конференции объяснять на весь мир мотивы собственного вердикта.
После Канн удачная прокатная судьба картины Мура стала практически решенной. Десятки стран закупили картину. Масла в огонь подлил отказ компании-производителя демонстрировать ее в штате Флорида, где правит родной брат президента и где случился казус с подсчетом голосов во время выборов 2000 года. Закон о запретном плоде сработал на все сто процентов: только в США "Фаренгейт" собрал 145 миллионов долларов в прокате. Как мог, помогал продвижению собственного детища и Мур, выпустив книжку публицистических размышлений по мотивам картины. Назвал он ее безо всяких изысков, просто и ясно - "Где моя страна, чувак?". Нет нужды объяснять, что главным адресатом литературных инвектив разошедшегося либерала-публициста стал все тот же бедняга Буш-младший.
Сарказм и едкость интонации - отличительные черты стиля как фильма, так и книги. Только вот ожидаемого выброса режиссерской фантазии на экране увидеть не удалось. Многие критики справедливо считали и считают "Фаренгейта" шедевром пропаганды, но никак не киноискусства. Спора не получится. Так оно и есть. Подбор визуального документального материала, монтаж интервью экспертов и свидетелей, высказывания самого Буша и членов его команды, кадры хроники и закадровый текст - все это сведено вместе настолько тесно, что для размышлений при просмотре не остается времени. И в этом обстоятельстве и заложен успех воздействия картины Мура, когда сознание капитулирует под напором очевидных и демонстрируемых фактов и эмоции отрицания падают на уже разрыхленную Муром почву ненависти к Бушу, носящей, как мне кажется, излишне маниакальный характер. Впрочем, Муру не откажешь в умении находить уникальные кадры и уникальные свидетельства, фиксируя их на пленку.
История кинематографа знает немало примеров тенденциозного визуального решения многих документальных материалов в кадре. Помнится, был в моем детстве такой документальный фильм из ФРГ "Воспоминания о будущем", элементарным подбором фактов и кадров доказывающий, что на нашей планете когда-то побывали пришельцы. Майкл Мур сработал свой фильм по аналогичному принципу. Разница лишь в эмоциональной заразительности внешне логических доводов. У Мура эта система отработана до мелочей. Его Джордж Буш - не реальный политик, но всего лишь главный персонаж кинопамфлета, которому предъявляют слишком суровые претензии, чтобы можно было оставлять их безответными. Например, о связях семейства Буша с семейством Усамы бен Ладена. Логическая цепь очевидна: от событий 11 сентября к войне в Ираке. И здесь сарказм сменяется вполне оправданным антивоенным пафосом, против которого уже никак не возразишь!
Кстати, Буш таки встречается в фильме в одной из заснятых сцен с самим Майклом Муром. Президент США предлагает режиссеру искать другую работу. Видимо, нервы сдали и у Буша в отношении бойкого на язык режиссера. Как говорят у нас, в России, Мур "достал" Буша. Режиссер и после символической встречи, проигнорировав предложение главы государства, остался на тропе киноагитации против Буша. Честь ему и хвала. Ведь он доказал то, в чем так часто сомневаются высоколобые интеллектуалы от искусства: пропаганда, если она подпитывается истинными и искренними убеждениями и чувствами, может стать фактом не только политики, но и культуры.
Сейчас трудно сказать, кто займет Белый дом на следующие четыре года. Свое отношение американский избиратель Майкл Мур высказал со всей возможной в рамках документального кино страстью. Теперь наступил черед высказываться тех, кто смотрел его картину. У них такая возможность появится в ближайшем ноябре. В первый вторник после первого понедельника.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Слава скандалиста шествует по пятам за режиссером с оскаровской церемонии 2003 года, когда Мур, получая золотую статуэтку, энергично, не стесняясь в выражениях, протестовал против начавшейся интервенции в Ирак, публично обвиняя Буша в подтасовке итогов президентских выборов 2000 года (к чему, следует признать, у него были веские основания). Кстати, "Оскара" Майкл Мур получил за пафосный документальный фильм "Боулинг для Колумбайна", исследующий проблемы жестокости и насилия в современной американской жизни. Острый критический взгляд, характерный для этой картины Мура, срезонировал с очевидными просчетами и ошибками администрации Буша на протяжении всего срока его правления. Порою кажется, что Буш-младший будто специально "подставляется" под критику оппонентов тем, как ведет себя и как и что говорит публично. Мур не преминул воспользоваться увиденным и услышанным. Так появился его фильм "911 по Фаренгейту", ставший одной из самых громких сенсаций в мире десятой музы в нынешнем году.
Политический контекст выхода фильма нынче более чем благоприятен, так как 2004 год - год выборов президента США. Художественный контекст для картины Мура также оказался удачным, когда ее включили в главный конкурс самого престижного международного кинофестиваля - Каннского. А вот дальше случилось то, чего никто, даже сам Мур, видимо, не ожидал. Жюри под предводительством экс-радикала кино Квентина Тарантино присудило "Фаренгейту" "Золотую пальмовую ветвь". Скандал грянул такой силы, что жюри пришлось на специально созванной пресс-конференции объяснять на весь мир мотивы собственного вердикта.
После Канн удачная прокатная судьба картины Мура стала практически решенной. Десятки стран закупили картину. Масла в огонь подлил отказ компании-производителя демонстрировать ее в штате Флорида, где правит родной брат президента и где случился казус с подсчетом голосов во время выборов 2000 года. Закон о запретном плоде сработал на все сто процентов: только в США "Фаренгейт" собрал 145 миллионов долларов в прокате. Как мог, помогал продвижению собственного детища и Мур, выпустив книжку публицистических размышлений по мотивам картины. Назвал он ее безо всяких изысков, просто и ясно - "Где моя страна, чувак?". Нет нужды объяснять, что главным адресатом литературных инвектив разошедшегося либерала-публициста стал все тот же бедняга Буш-младший.
Сарказм и едкость интонации - отличительные черты стиля как фильма, так и книги. Только вот ожидаемого выброса режиссерской фантазии на экране увидеть не удалось. Многие критики справедливо считали и считают "Фаренгейта" шедевром пропаганды, но никак не киноискусства. Спора не получится. Так оно и есть. Подбор визуального документального материала, монтаж интервью экспертов и свидетелей, высказывания самого Буша и членов его команды, кадры хроники и закадровый текст - все это сведено вместе настолько тесно, что для размышлений при просмотре не остается времени. И в этом обстоятельстве и заложен успех воздействия картины Мура, когда сознание капитулирует под напором очевидных и демонстрируемых фактов и эмоции отрицания падают на уже разрыхленную Муром почву ненависти к Бушу, носящей, как мне кажется, излишне маниакальный характер. Впрочем, Муру не откажешь в умении находить уникальные кадры и уникальные свидетельства, фиксируя их на пленку.
История кинематографа знает немало примеров тенденциозного визуального решения многих документальных материалов в кадре. Помнится, был в моем детстве такой документальный фильм из ФРГ "Воспоминания о будущем", элементарным подбором фактов и кадров доказывающий, что на нашей планете когда-то побывали пришельцы. Майкл Мур сработал свой фильм по аналогичному принципу. Разница лишь в эмоциональной заразительности внешне логических доводов. У Мура эта система отработана до мелочей. Его Джордж Буш - не реальный политик, но всего лишь главный персонаж кинопамфлета, которому предъявляют слишком суровые претензии, чтобы можно было оставлять их безответными. Например, о связях семейства Буша с семейством Усамы бен Ладена. Логическая цепь очевидна: от событий 11 сентября к войне в Ираке. И здесь сарказм сменяется вполне оправданным антивоенным пафосом, против которого уже никак не возразишь!
Кстати, Буш таки встречается в фильме в одной из заснятых сцен с самим Майклом Муром. Президент США предлагает режиссеру искать другую работу. Видимо, нервы сдали и у Буша в отношении бойкого на язык режиссера. Как говорят у нас, в России, Мур "достал" Буша. Режиссер и после символической встречи, проигнорировав предложение главы государства, остался на тропе киноагитации против Буша. Честь ему и хвала. Ведь он доказал то, в чем так часто сомневаются высоколобые интеллектуалы от искусства: пропаганда, если она подпитывается истинными и искренними убеждениями и чувствами, может стать фактом не только политики, но и культуры.
Сейчас трудно сказать, кто займет Белый дом на следующие четыре года. Свое отношение американский избиратель Майкл Мур высказал со всей возможной в рамках документального кино страстью. Теперь наступил черед высказываться тех, кто смотрел его картину. У них такая возможность появится в ближайшем ноябре. В первый вторник после первого понедельника.
Сергей ИЛЬЧЕНКО