Культура
ТАЙНЫ МАДРИДСКОГО ДВОРА В ЭРМИТАЖЕ
22 октября
С момента ее первого исполнения при малом императорском дворе в Павловске прошло 217 лет, однако в Петербурге она так и не звучала. И теперь всего на два вечера опера была возрождена американским дирижером и исследователем музыки XVIII века Стивеном Фоксом и режиссером Максом Шарье. Больше в таком составе она исполняться не будет, правда, на прощание запишут компакт-диск. Дело в том, что это - аутентичное исполнение на подлинных инструментах того времени, собранных по всему миру музыкантами оркестра Musica Antiqua St. Petersburg, а вокальные партии исполнены солистами Академии молодых певцов Мариинского театра и ведущих оперных театров России и Молодежного камерного хора Санкт-Петербурга. Согласитесь, вряд ли еще когда удастся собрать такой состав.
По настроению и сюжету это комическая опера, которая слегка напоминает моцартовскую "Свадьбу Фигаро". Та же веселая путаница неузнаваний, счастливая любовь, преодолевающая всякие козни, и утонченная бисерная музыка эпохи классицизма. В качестве либретто Лафермьер избрал нечто среднее между испанской семейной историей XVI века, легшей в основу поэмы Шиллера "Дон Карлос", и древнегреческим сюжетом о девушке Стратонике. Действие происходит в Испании XVIII века. Дон Карлос влюбляется в невесту отца и от этого заболевает, но девушка тоже тайно в него влюблена. Параллельно этому сестра невесты влюбляется в друга Дона Карлоса, а ее служанка - в слугу отца Дона Карлоса. Ночью в саду все принимают одних за других, но в итоге все счастливо разрешается.
Опера увлекательна, легко слушается и, что отрадно, приятно смотрится: певцы молоды и талантливы, выразительно играют свои роли, а легкость их комплекции добавляет действию правдоподобности. Ведь не случайно еще
П.И. Чайковский для премьеры своего "Евгения Онегина" поручил партии студентам Консерватории, что обеспечило искренность исполнения. У нас же любимицей публики по праву стала Оксана Шилова, которой с особой игривостью и притягательным кокетством удалась роль служанки. Большое наслаждение доставило и выразительное исполнение Владимиром Тюльпановым роли Доктора.
Несмотря на свою аутентичность, постановка выглядела очень современной и модной. И это при минимуме декораций (три лавки - колонна - две створки калитки) из-за недостатка средств. Конечно, во времена Марии Федоровны (супруги Павла I) оформление спектаклей было более пышным. Но сегодня для этой оперы даже костюмы пришлось заимствовать в Александринском театре по ходатайству Николая Бурова.
В качестве бонуса перед третьим действием была исполнена симфония до-мажор
М.С. Березовского, друга Бортнянского еще по Придворной певческой капелле, с которым они потом вместе под руководством Галуппи ездили на обучение в Италию.
Кстати, дата этой премьеры (14 октября - день рождения Марии Федоровны) продолжает императорскую традицию проведения опер и балетов в "великоторжественные" дни.
Алина ЦИОПА
По настроению и сюжету это комическая опера, которая слегка напоминает моцартовскую "Свадьбу Фигаро". Та же веселая путаница неузнаваний, счастливая любовь, преодолевающая всякие козни, и утонченная бисерная музыка эпохи классицизма. В качестве либретто Лафермьер избрал нечто среднее между испанской семейной историей XVI века, легшей в основу поэмы Шиллера "Дон Карлос", и древнегреческим сюжетом о девушке Стратонике. Действие происходит в Испании XVIII века. Дон Карлос влюбляется в невесту отца и от этого заболевает, но девушка тоже тайно в него влюблена. Параллельно этому сестра невесты влюбляется в друга Дона Карлоса, а ее служанка - в слугу отца Дона Карлоса. Ночью в саду все принимают одних за других, но в итоге все счастливо разрешается.
Опера увлекательна, легко слушается и, что отрадно, приятно смотрится: певцы молоды и талантливы, выразительно играют свои роли, а легкость их комплекции добавляет действию правдоподобности. Ведь не случайно еще
П.И. Чайковский для премьеры своего "Евгения Онегина" поручил партии студентам Консерватории, что обеспечило искренность исполнения. У нас же любимицей публики по праву стала Оксана Шилова, которой с особой игривостью и притягательным кокетством удалась роль служанки. Большое наслаждение доставило и выразительное исполнение Владимиром Тюльпановым роли Доктора.
Несмотря на свою аутентичность, постановка выглядела очень современной и модной. И это при минимуме декораций (три лавки - колонна - две створки калитки) из-за недостатка средств. Конечно, во времена Марии Федоровны (супруги Павла I) оформление спектаклей было более пышным. Но сегодня для этой оперы даже костюмы пришлось заимствовать в Александринском театре по ходатайству Николая Бурова.
В качестве бонуса перед третьим действием была исполнена симфония до-мажор
М.С. Березовского, друга Бортнянского еще по Придворной певческой капелле, с которым они потом вместе под руководством Галуппи ездили на обучение в Италию.
Кстати, дата этой премьеры (14 октября - день рождения Марии Федоровны) продолжает императорскую традицию проведения опер и балетов в "великоторжественные" дни.
Алина ЦИОПА