Культура
ОН ВСЕГДА ПОЕТ
26 октября
Вот и достиг Николай Петрович возраста, когда он может отправляться на пенсию. Но я не завидую тому человеку, кто скажет ему об этом. Тем более что на спортивную форму он никогда не жалуется. То в футбол играет, то в теннис режется до умопомрачения. Вы спросите, какое отношение спорт имеет к актерскому искусству? Самое прямое. Вряд бы Николай Петрович мог сыграть свыше восьмисот раз подряд роль своего двойного тезки Николая Петровича Резанова в легендарной постановке московского Ленкома "Юнона и Авось". Вот уже более двух десятилетий артист выходит в образе графа на сцену.
Когда Ленком отправлялся на гастроли в Америку, то согласно профсоюзным правилам у каждого исполнителя должен был быть дублер. Для "Юноны и Авось" Караченцову дублера подготовили, но сменщик так и не вышел на сцену, потому что Николай Петрович всегда все делает сам. И когда в театре отмечалось восьмисотое представление легендарного спектакля, то (уникальный случай!) президент России поздравил артиста с этим памятным событием. Голливуд отдыхает вместе с Бродвеем при сравнении "ихних" звезд с нашими. Ибо никто там так не тратится и так не играет "на разрыв аорты", как это делают у нас в России. И в этом смысле Караченцов абсолютно русский актер.
Его актерский взлет тоже начался с поющей роли - фламандского шутника и балагура Тиля Уленшпигеля в первом пробном мюзикле Захарова в Ленкоме "Тиль". Но то было рождение артиста театра. Как артист кино Караченцов родился на "Ленфильме". Здесь 30 лет назад он сыграл Бусыгина в картине Виталия Мельникова "Старший сын", а потом многие годы спустя блеснул в роли мятущегося кинорежиссера в исповедальной драме Владимира Бортко "Цирк сгорел, клоуны разбежались". Конечно, Караченцову приходилось петь и на "Ленфильме". Вспомните его графа, завывающего серенады под окном в "Собаке на сене". Но он не сделал из пения, как некие другие артисты театра, особую профессию. Просто все режиссеры нашего кино, а также Марк Захаров, знают, что если надо спеть, сплясать и сыграть, да еще исполнить пару трюков, то нет лучшей кандидатуры на роль, чем Николай Караченцов.
Наверное, с возрастом Николаю Петровичу хочется иных ролей. Но пока он на волне, в фаворе у театральной и кинематографической фортуны, а его популярность вполне объяснима и заслуженна. Он себя не щадит, и публика это чувствует. Однажды мне самому довелось стать свидетелем беззаветной преданности Караченцова своей профессии. Посредине представления "Юнона и Авось" он разодрал себе до крови руку. Практически "на зубах" он доиграл до антракта и после перевязки продолжил представление. В этом поступке - весь характер артиста.
Его трудно представить в роли умудренного жизнью и убеленного сединами патриарха, хотя кажется, что он это сыграет легко, лишь бы были предложения. Но пока такие предложения не поступают, и мы в который раз во время гастролей Ленкома в Петербурге наслаждаемся его пением в бессмертной песне-прощании всех времен и народов "Я тебя никогда не забуду". Пока он поет, он с нами. Но пусть когда-нибудь мы увидим его совсем другим, и при этом мы будем обожать его точно так же.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Когда Ленком отправлялся на гастроли в Америку, то согласно профсоюзным правилам у каждого исполнителя должен был быть дублер. Для "Юноны и Авось" Караченцову дублера подготовили, но сменщик так и не вышел на сцену, потому что Николай Петрович всегда все делает сам. И когда в театре отмечалось восьмисотое представление легендарного спектакля, то (уникальный случай!) президент России поздравил артиста с этим памятным событием. Голливуд отдыхает вместе с Бродвеем при сравнении "ихних" звезд с нашими. Ибо никто там так не тратится и так не играет "на разрыв аорты", как это делают у нас в России. И в этом смысле Караченцов абсолютно русский актер.
Его актерский взлет тоже начался с поющей роли - фламандского шутника и балагура Тиля Уленшпигеля в первом пробном мюзикле Захарова в Ленкоме "Тиль". Но то было рождение артиста театра. Как артист кино Караченцов родился на "Ленфильме". Здесь 30 лет назад он сыграл Бусыгина в картине Виталия Мельникова "Старший сын", а потом многие годы спустя блеснул в роли мятущегося кинорежиссера в исповедальной драме Владимира Бортко "Цирк сгорел, клоуны разбежались". Конечно, Караченцову приходилось петь и на "Ленфильме". Вспомните его графа, завывающего серенады под окном в "Собаке на сене". Но он не сделал из пения, как некие другие артисты театра, особую профессию. Просто все режиссеры нашего кино, а также Марк Захаров, знают, что если надо спеть, сплясать и сыграть, да еще исполнить пару трюков, то нет лучшей кандидатуры на роль, чем Николай Караченцов.
Наверное, с возрастом Николаю Петровичу хочется иных ролей. Но пока он на волне, в фаворе у театральной и кинематографической фортуны, а его популярность вполне объяснима и заслуженна. Он себя не щадит, и публика это чувствует. Однажды мне самому довелось стать свидетелем беззаветной преданности Караченцова своей профессии. Посредине представления "Юнона и Авось" он разодрал себе до крови руку. Практически "на зубах" он доиграл до антракта и после перевязки продолжил представление. В этом поступке - весь характер артиста.
Его трудно представить в роли умудренного жизнью и убеленного сединами патриарха, хотя кажется, что он это сыграет легко, лишь бы были предложения. Но пока такие предложения не поступают, и мы в который раз во время гастролей Ленкома в Петербурге наслаждаемся его пением в бессмертной песне-прощании всех времен и народов "Я тебя никогда не забуду". Пока он поет, он с нами. Но пусть когда-нибудь мы увидим его совсем другим, и при этом мы будем обожать его точно так же.
Сергей ИЛЬЧЕНКО