Культура
РУССКИЕ БАБЫ ВСЕ ЕЩЕ РОЖАЮТ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО...
29 октября
Некоммерческий благотворительный фонд "Мир искусства" основан в 1997 году, его деятельность охватывает тысячи музыкально одаренных детей с проблемами в развитии из всех регионов Российской Федерации... Впервые в мировой практике детям с проблемами в развитии предоставляется возможность обучаться, а затем репетировать и выступать с великими артистами для многочисленной аудитории на прославленных концертных подмостках.
- С чего все начиналось?
- Я сам пианист, объехал весь мир. Как музыкант состоялся. Но определила мой путь встреча со Святославом Теофиловичем Рихтером. Мне тогда исполнилось 14 лет. Я получил возможность посещать репетиции великого музыканта, были даже совместные музицирования. Я удостоился чести играть в его присутствии и услышать мнение Рихтера о моей игре. Глубоко убежден, что общение с великим музыкантом становится определяющим на всю жизнь.
Да, конечно, педагоги, родители - все это тоже существенно, но все же главное - непосредственное общение с личностью крупного музыканта.
Вот недавно после 15-летнего перерыва в Россию приехала Мария Гулегина.
15 лет назад я отправил ее в Ла Скала. Она сразу же попала на спектакль с участием Паваротти и стала звездой мировой оперной сцены. Так вот она говорила: "Я состоялась как звезда, как музыкант только благодаря тому, что огромное количество километров прошла по сцене вместе с великими музыкантами, дирижерами, с замечательными оркестрами, перед блестящей публикой, под светом софитов, которые освещали Карузо, Марио Ланца..."
- А как вы пришли к созданию фонда?
- Давал концерты по всему миру. Что-то около тысячи выступлений. В одной Японии выступал 169 раз. И вот в 1986 году у меня там состоялись гастроли. И был один благотворительный концерт. Привезли меня в горы, в какое-то очень фешенебельное место. Я поразился качеству машин, которые там стояли. До концерта мне показали два бассейна с золотыми ручками. Пруды с зеркальными карпами. А в зале сидели 800 детей и 800 педагогов. На каждого ребенка по педагогу. Нам такое и не снилось. 30-40 детей были на кроватях.
После небольшого концерта директор школы вышел меня поблагодарить. Мне нужно было сказать несколько слов в ответ, а я разрыдался и ушел. Не смог выдержать посыла этих детских глаз. С такой энергетикой, такой силой воздействия... Потом у нас был совместный обед, и мне сказали: "Знаете, полгода назад дети уже знали, что к ним приедет русский пианист, они подготовили вам сюрприз... Можно?.." И вот передо мной выстроились эти дети - трое на кроватях, двое на колясках, остальные стоя - и затянули народную японскую песню. Это было невыносимо, потому что они исполняли песню под очень плохой аккомпанемент гитариста. Вот в этой роскошной школе, где кровати у детей с моторчиком, сами ездят...
Когда они закончили, я попросил принести сборник японских песен с нотами. Сел за пианино, стоявшее там же, ребята расположились вокруг и, глядя в текст, начали петь. И мы закатили такой концерт родителям и педагогам!.. И тут я изрек слово, которое перевернуло всю мою жизнь: "Давайте делать это не только для детей, но давайте попробуем делать это вместе с ними". Вот слово "вместе" и стало ключом. Вспомнив, чем явилось для меня общение с Рихтером, и увидев этих талантливых детей, я понял, что должен что-то сделать для них. Ведь больные дети лишены многого, в том числе и регулярных занятий музыкой. Много бытовых проблем, которые не позволяют им общаться с хорошими педагогами, крупными музыкантами, посещать концерты. Для них концерт - это редчайший случай. А для наших детей это вообще невозможно, потому что у нас кругом ступеньки. Кроме того, если путешествуешь по Европе или Америке, про Японию и не говорю, в каждом маленьком городке есть хороший концертный зал, хороший инструмент. У нас в маленьких городках нет ничего похожего.
Первое время было, конечно, трудно. По многим причинам. Хотя многих звезд я знаю лично, мог звонить им домой, но мало кто по-настоящему был готов делиться теплом. У них напряженные графики выступлений, есть и благотворительные концерты, зачем им еще что-то делать бесплатно. Трудно было и собирать детей. Хотя их у нас достаточно. Русские бабы все еще рожают талантливых детей, несмотря ни на что. Это как в Бразилии с футболом. Говорят, там мальчишки рождаются с мячом, а у нас национальное достояние - музыкально одаренные дети. Вот я и стал собирать одаренных детей с трудной судьбой.
- То есть принципиально детей-инвалидов?
- Да, чтобы попасть в мою обойму, ребенок должен быть талантливым, но инвалидом. Первой звездой, которую удалось уговорить, была Кабалье. Собрались дети со всей России плюс еще десять стран. Это был 1997 год, 850-летие Москвы. Представьте себе - первый день, день открытия. Прямой эфир на всю страну, прямой эфир с космосом. Горжусь тем, что это я умудрился сделать - вчерашний пианист.
Потом вторая, третья акции... У вас в Петергофе, в знаменитом гроте с Юрием Темиркановым дети-инвалиды исполняли "Реквием" Моцарта... А на следующий день мы улетели к папе римскому, и в его апартаментах, где никогда ничего такого не было, прошел такой концерт - дети-инвалиды со всей России.
Теперь вот в Москву приезжает Чечилия Бартоли, самая дорогая из ныне живущих вокалисток. Сначала она споет с детьми в столице, а потом даст сольный концерт в Петербурге.
На мой взгляд, она единственная, кто прославит нашу эпоху. Певица, исполняющая оперы Вивальди. Большинство даже не знает об их существовании. Все знают концерты Вивальди, особенно "Времена года". А он написал 94, и половина из них - великие оперы. Но они невероятно трудны для исполнения. А Бартоли исполняет. Легендарная певица. Что-то сродни Паганини.
Паганини был великим музыкантом и первым скрипачом-профессионалом. Ведь когда Лист его услышал, он понял, что играть не умеет. Он отказался от всех гастролей, засел за инструмент и по 8-10 часов вкалывал, потому что увидел пример - что должно быть. Вот и я стремлюсь показать детям, что должно быть. А помимо этого стараюсь уговорить великих музыкантов выступить вместе с детьми. А это значит приехать на три-четыре дня раньше, репетировать с ребячьим хором. И дети видят этих богов, стоят с ними рядом на сцене, творят вместе, и у детей происходит перерождение.
Мы получаем сотни писем от родителей, от врачей... В результате творчества, общения с мировыми звездами ребенок начал лучше спать, лучше есть, сахар в крови понижается... Какие-то тяжелые заболевания отступают. Никогда не вставал с коляски - начал вставать...
- Скажите, а сколько всего детей объединяет ваша организация?
- По стране несколько тысяч.
- Можете рассказать про какую-нибудь конкретную детскую судьбу?
- Вот мальчик Олег Аккуратов, я нашел его 7 лет назад. Ему тогда было чуть больше 6. Жил под Армавиром. Мне прислали видеокассету. Понятно было, что ребенок очень талантлив. Но у него не было даже инструмента. Он первый раз сел в автобус и доехал до Армавира, потом до Краснодара, следом прилетел в Москву. Был мастер-класс с профессорами Московской консерватории. Потом он выступил с Кабалье...
- И что теперь?
- Лауреат нескольких премий как классический пианист, например, в Германии. И лауреат первой премии Всероссийского конкурса как джазовый пианист...
- А что у него в смысле инвалидности?
- Тотальная слепота... Элтон Джон собирается с ним выступить в скором времени... Этот ребенок делает фантастические вещи...
Александр УРЕС
- С чего все начиналось?
- Я сам пианист, объехал весь мир. Как музыкант состоялся. Но определила мой путь встреча со Святославом Теофиловичем Рихтером. Мне тогда исполнилось 14 лет. Я получил возможность посещать репетиции великого музыканта, были даже совместные музицирования. Я удостоился чести играть в его присутствии и услышать мнение Рихтера о моей игре. Глубоко убежден, что общение с великим музыкантом становится определяющим на всю жизнь.
Да, конечно, педагоги, родители - все это тоже существенно, но все же главное - непосредственное общение с личностью крупного музыканта.
Вот недавно после 15-летнего перерыва в Россию приехала Мария Гулегина.
15 лет назад я отправил ее в Ла Скала. Она сразу же попала на спектакль с участием Паваротти и стала звездой мировой оперной сцены. Так вот она говорила: "Я состоялась как звезда, как музыкант только благодаря тому, что огромное количество километров прошла по сцене вместе с великими музыкантами, дирижерами, с замечательными оркестрами, перед блестящей публикой, под светом софитов, которые освещали Карузо, Марио Ланца..."
- А как вы пришли к созданию фонда?
- Давал концерты по всему миру. Что-то около тысячи выступлений. В одной Японии выступал 169 раз. И вот в 1986 году у меня там состоялись гастроли. И был один благотворительный концерт. Привезли меня в горы, в какое-то очень фешенебельное место. Я поразился качеству машин, которые там стояли. До концерта мне показали два бассейна с золотыми ручками. Пруды с зеркальными карпами. А в зале сидели 800 детей и 800 педагогов. На каждого ребенка по педагогу. Нам такое и не снилось. 30-40 детей были на кроватях.
После небольшого концерта директор школы вышел меня поблагодарить. Мне нужно было сказать несколько слов в ответ, а я разрыдался и ушел. Не смог выдержать посыла этих детских глаз. С такой энергетикой, такой силой воздействия... Потом у нас был совместный обед, и мне сказали: "Знаете, полгода назад дети уже знали, что к ним приедет русский пианист, они подготовили вам сюрприз... Можно?.." И вот передо мной выстроились эти дети - трое на кроватях, двое на колясках, остальные стоя - и затянули народную японскую песню. Это было невыносимо, потому что они исполняли песню под очень плохой аккомпанемент гитариста. Вот в этой роскошной школе, где кровати у детей с моторчиком, сами ездят...
Когда они закончили, я попросил принести сборник японских песен с нотами. Сел за пианино, стоявшее там же, ребята расположились вокруг и, глядя в текст, начали петь. И мы закатили такой концерт родителям и педагогам!.. И тут я изрек слово, которое перевернуло всю мою жизнь: "Давайте делать это не только для детей, но давайте попробуем делать это вместе с ними". Вот слово "вместе" и стало ключом. Вспомнив, чем явилось для меня общение с Рихтером, и увидев этих талантливых детей, я понял, что должен что-то сделать для них. Ведь больные дети лишены многого, в том числе и регулярных занятий музыкой. Много бытовых проблем, которые не позволяют им общаться с хорошими педагогами, крупными музыкантами, посещать концерты. Для них концерт - это редчайший случай. А для наших детей это вообще невозможно, потому что у нас кругом ступеньки. Кроме того, если путешествуешь по Европе или Америке, про Японию и не говорю, в каждом маленьком городке есть хороший концертный зал, хороший инструмент. У нас в маленьких городках нет ничего похожего.
Первое время было, конечно, трудно. По многим причинам. Хотя многих звезд я знаю лично, мог звонить им домой, но мало кто по-настоящему был готов делиться теплом. У них напряженные графики выступлений, есть и благотворительные концерты, зачем им еще что-то делать бесплатно. Трудно было и собирать детей. Хотя их у нас достаточно. Русские бабы все еще рожают талантливых детей, несмотря ни на что. Это как в Бразилии с футболом. Говорят, там мальчишки рождаются с мячом, а у нас национальное достояние - музыкально одаренные дети. Вот я и стал собирать одаренных детей с трудной судьбой.
- То есть принципиально детей-инвалидов?
- Да, чтобы попасть в мою обойму, ребенок должен быть талантливым, но инвалидом. Первой звездой, которую удалось уговорить, была Кабалье. Собрались дети со всей России плюс еще десять стран. Это был 1997 год, 850-летие Москвы. Представьте себе - первый день, день открытия. Прямой эфир на всю страну, прямой эфир с космосом. Горжусь тем, что это я умудрился сделать - вчерашний пианист.
Потом вторая, третья акции... У вас в Петергофе, в знаменитом гроте с Юрием Темиркановым дети-инвалиды исполняли "Реквием" Моцарта... А на следующий день мы улетели к папе римскому, и в его апартаментах, где никогда ничего такого не было, прошел такой концерт - дети-инвалиды со всей России.
Теперь вот в Москву приезжает Чечилия Бартоли, самая дорогая из ныне живущих вокалисток. Сначала она споет с детьми в столице, а потом даст сольный концерт в Петербурге.
На мой взгляд, она единственная, кто прославит нашу эпоху. Певица, исполняющая оперы Вивальди. Большинство даже не знает об их существовании. Все знают концерты Вивальди, особенно "Времена года". А он написал 94, и половина из них - великие оперы. Но они невероятно трудны для исполнения. А Бартоли исполняет. Легендарная певица. Что-то сродни Паганини.
Паганини был великим музыкантом и первым скрипачом-профессионалом. Ведь когда Лист его услышал, он понял, что играть не умеет. Он отказался от всех гастролей, засел за инструмент и по 8-10 часов вкалывал, потому что увидел пример - что должно быть. Вот и я стремлюсь показать детям, что должно быть. А помимо этого стараюсь уговорить великих музыкантов выступить вместе с детьми. А это значит приехать на три-четыре дня раньше, репетировать с ребячьим хором. И дети видят этих богов, стоят с ними рядом на сцене, творят вместе, и у детей происходит перерождение.
Мы получаем сотни писем от родителей, от врачей... В результате творчества, общения с мировыми звездами ребенок начал лучше спать, лучше есть, сахар в крови понижается... Какие-то тяжелые заболевания отступают. Никогда не вставал с коляски - начал вставать...
- Скажите, а сколько всего детей объединяет ваша организация?
- По стране несколько тысяч.
- Можете рассказать про какую-нибудь конкретную детскую судьбу?
- Вот мальчик Олег Аккуратов, я нашел его 7 лет назад. Ему тогда было чуть больше 6. Жил под Армавиром. Мне прислали видеокассету. Понятно было, что ребенок очень талантлив. Но у него не было даже инструмента. Он первый раз сел в автобус и доехал до Армавира, потом до Краснодара, следом прилетел в Москву. Был мастер-класс с профессорами Московской консерватории. Потом он выступил с Кабалье...
- И что теперь?
- Лауреат нескольких премий как классический пианист, например, в Германии. И лауреат первой премии Всероссийского конкурса как джазовый пианист...
- А что у него в смысле инвалидности?
- Тотальная слепота... Элтон Джон собирается с ним выступить в скором времени... Этот ребенок делает фантастические вещи...
Александр УРЕС