Культура
РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
30 октября
"Я сам неоднократно говорил, что для произведения искусства размер - это не главное. Большая картина, как и маленькая, может быть и хорошей, и плохой, - сказал директор музея Владимир Гусев. - Но в XIX веке большая картина была чуть ли не жанровым определением. Большая картина - это, как правило, большая тема, большая идея, и по замыслу, и по общественной значимости. Это еще и проблемы в жизни художника, ведь часто большая картина становилась делом всей жизни - как "Явление Христа народу" Александра Иванова, как "Последний день Помпеи" Брюллова".
Это еще и проблемы для музея, ведь такие картины хранятся, как правило, скрученными на валах, экспонируются редко за неимением достаточного места и перед этим требуют кропотливой реставрации. Как рассказала заместитель директора музея Евгения Петрова (на снимке рядом с Владимиром Гусевым), когда из запасников вытащили выбранные для выставки картины, реставраторов ждало много сюрпризов. Так, несколько картин было заново атрибутировано: автором "Пейзажа с замком", приписывавшегося Оресту Кипренскому, оказался Карл Кюгельхейм.
Многие знакомые публике художники благодаря этим вытащенным из небытия произведениям предстают в новом, неожиданном амплуа. Венецианов, казалось писавший только крестьянок, создал запрестольный образ Богоматери для Смольного собора. Константин Маковский писал и на исторические темы (либо с намеком на патриотизм - "Минин на площади Нижнего Новгорода", либо любуясь бытовой стороной жизни - "Поцелуйный обряд"), и на мифологические (его обнаженные "Русалки", чередой взмывающие в лунные небеса, - настоящий апофеоз модерна).
"Большая картина существует в некоем ореоле. Если нет разницы, какой размер, зачем художники так мучаются? Писали бы маленькие! Но в большой картине художник хочет себя выразить полно и глубоко, хочет оправдать свою жизнь. Это другая система измерения", - рассказал Владимир Линяшин, заведующий отделом живописи конца XIX - начала XX века. Григорий Голдовский, отвечающий за XVIII - начало XIX века, добавил: "Большая картина служила еще и апробацией мастерства. Художник достоин признания, если сумел написать большую картину".
К сожалению, на выставке представлены далеко не все большие произведения (как уточнила Евгения Петрова, такими они считали картины размером больше чем 2 на 3 метра), которыми располагает Русский музей. Из почти 120 выставлено лишь 30 - да и то, картины развешаны достаточно плотно друг к другу. Однако в альбом, который музей с помощью спонсоров готовится издать к весне, войдет больше работ, чем вместили залы (в том числе целые циклы больших картин, созданные Рерихом и Коровиным).
Самой большой картиной Русского музея продолжает оставаться "Медный змий" Федора Бруни, не так давно представленный публике. По размеру с ним может сравниться разве что "Николай Чудотворец" Брюллова, но это всего лишь эскиз. Картины с выставки не планируют переносить в постоянную экспозицию, так что сейчас, пока они доступны, у посетителей музея есть уникальная возможность после просмотра выставки самим дополнить ее, посмотрев и большие картины, находящиеся в основных залах, составив свое представление о явлении большемерной картины.
Выставка будет открыта по 6 декабря этого года. Музей работает с 10.00 до 18.00, кроме вторника.
Надежда ДЕМКИНА
Это еще и проблемы для музея, ведь такие картины хранятся, как правило, скрученными на валах, экспонируются редко за неимением достаточного места и перед этим требуют кропотливой реставрации. Как рассказала заместитель директора музея Евгения Петрова (на снимке рядом с Владимиром Гусевым), когда из запасников вытащили выбранные для выставки картины, реставраторов ждало много сюрпризов. Так, несколько картин было заново атрибутировано: автором "Пейзажа с замком", приписывавшегося Оресту Кипренскому, оказался Карл Кюгельхейм.
Многие знакомые публике художники благодаря этим вытащенным из небытия произведениям предстают в новом, неожиданном амплуа. Венецианов, казалось писавший только крестьянок, создал запрестольный образ Богоматери для Смольного собора. Константин Маковский писал и на исторические темы (либо с намеком на патриотизм - "Минин на площади Нижнего Новгорода", либо любуясь бытовой стороной жизни - "Поцелуйный обряд"), и на мифологические (его обнаженные "Русалки", чередой взмывающие в лунные небеса, - настоящий апофеоз модерна).
"Большая картина существует в некоем ореоле. Если нет разницы, какой размер, зачем художники так мучаются? Писали бы маленькие! Но в большой картине художник хочет себя выразить полно и глубоко, хочет оправдать свою жизнь. Это другая система измерения", - рассказал Владимир Линяшин, заведующий отделом живописи конца XIX - начала XX века. Григорий Голдовский, отвечающий за XVIII - начало XIX века, добавил: "Большая картина служила еще и апробацией мастерства. Художник достоин признания, если сумел написать большую картину".
К сожалению, на выставке представлены далеко не все большие произведения (как уточнила Евгения Петрова, такими они считали картины размером больше чем 2 на 3 метра), которыми располагает Русский музей. Из почти 120 выставлено лишь 30 - да и то, картины развешаны достаточно плотно друг к другу. Однако в альбом, который музей с помощью спонсоров готовится издать к весне, войдет больше работ, чем вместили залы (в том числе целые циклы больших картин, созданные Рерихом и Коровиным).
Самой большой картиной Русского музея продолжает оставаться "Медный змий" Федора Бруни, не так давно представленный публике. По размеру с ним может сравниться разве что "Николай Чудотворец" Брюллова, но это всего лишь эскиз. Картины с выставки не планируют переносить в постоянную экспозицию, так что сейчас, пока они доступны, у посетителей музея есть уникальная возможность после просмотра выставки самим дополнить ее, посмотрев и большие картины, находящиеся в основных залах, составив свое представление о явлении большемерной картины.
Выставка будет открыта по 6 декабря этого года. Музей работает с 10.00 до 18.00, кроме вторника.
Надежда ДЕМКИНА